Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 04 2013
Алексей ШАЛАГИНОВ  09 апреля 2013

BOSS – главный босс оператора связи

Работа с системами OSS/BSS (а проще – BOSS, поскольку в большинстве случаев системы OSS и BSS составляют единую платформу, где для работы BSS всегда необходима нижележащая OSS) подразумевает постоянные усовершенствования и модификацию, адаптацию и «тонкую настройку». Каковы особенности этих систем сегодня?

Алексей ШАЛАГИНОВ, директор по отраслевым решениям подразделения Enterprise, Huawei TechnologiesЗадачи современных OSS

Хорошо работающая подсистема OSS позволяет всегда знать, что именно происходит в любой точке сети, в любом сетевом элементе. А поскольку сети большинства операторов ныне конвергентны, в них используется множество технологий, хорошая OSS должна прозрачно работать со всеми составляющими операторской сети: фиксированной, мобильной, сетью передачи данных, транспортной, сетью широкополосного доступа. Для обеспечения прозрачности и визуализации нужен центр управления сетью – NOC (Network Operation Center), который у крупных операторов напоминает центр управления полетами космических кораблей.

Чтобы сеть приносила доход, ее развитие нужно планировать. Сеть должна поспевать за изменениями в инфраструктуре своей зоны обслуживания, быстро охватывать районы новой застройки и транспортные магистрали, обеспечивать покрытие новых предприятий и бизнес-центров, пригородов, мест отдыха и туризма. Строительство сети должно работать на опережение, с учетом развития инфраструктуры. А сразу же после того, как сеть построена, начинается процесс ее оптимизации. Цикл «планировать – строить – оптимизировать» никогда не заканчивается и поддерживать его – одна из главных задач OSS.

 OSS должна обеспечить доступность всего спектра сервисов, услуг и приложений на всех типах устройств пользователей и во всех местоположениях в сети («наполнение» сети – Fulfillment). Поскольку отдельные части сети, платформы услуг и средства их доставки в сетях большинства операторов – от разных вендоров, для OSS очень важно «понимать» используемые ими интерфейсы и протоколы, чтобы услуги могли взаимодействовать между собой.

Однако любые самые привлекательные услуги и продукты на их основе не принесут сколько-нибудь заметной прибыли оператору, если они будут предоставляться некачественно или нестабильно. Поэтому контроль  стабильности и качества предоставления услуг – задача еще одной составляющей OSS, подсистемы обеспечения услуг (Assurance).

И наконец, важная функция OSS – тарификация потребляемых абонентами услуг (Billing), на основе данных которой выполняет свои задачи BSS.

Что должна уметь современная BSS

Для получения прибыли оператору необходимы две вещи – уменьшение расходов и увеличение доходов. Поэтому уметь «управлять доходами» (Revenue Management) – главная задача BSS.

Предпочтения у абонентов разные – кому-то нравится режим предоплаты, кому-то – постоплаты, кому-то нужен тариф для бизнеса, а кому-то – для звонков друзьям. Чтобы сделать загрузку сети равномерной по времени суток, дням недели и местоположению, BSS должна гибко тарифицировать вызовы в зависимости от местоположения в сети и времени вызова. BSS должна быть всегда начеку – как только у абонента закончился предоплаченный объем данных, скачанных из Интернета, его следует немедленно переводить на подключение с пониженной скоростью доступа. Причем абонента нужно корректно известить об этом, а еще лучше – выслать ему предложение переключиться на тариф с большим объемом данных. При поступлении денег на счет абонент должен быть незамедлительно переключен на обычный или усовершенствованный режим. Это очень важно для сохранения лояльности абонента, которая возникает не по причине раскрученности бренда, а благодаря удовлетворенности качеством обслуживания и осознанию того, что оператор всегда корректен во взаиморасчетах.

Кроме того, все время появляются новые услуги, приложения и новые виды обслуживания. Процесс конкуренции между операторами состоит в том, что оператор А предлагает то, чего пока нет у оператора В. Иногда бывает так, что и у А, и у В есть услуги X, Y и Z. Однако А может предоставить XYZ интегрированно, а В – только как X, Y, Z. Пример: вы приехали в незнакомый район города на встречу с коллегой и звоните ему, чтобы узнать дорогу. Тот начинает объяснять: нужно пройти три квартала прямо, потом у дома с красной крышей повернуть направо, и там вы увидите «такое высокое здание»... Как продвинутый юзер вы открываете сервис карты города и по GPS определяете свое местоположение, чтобы уточнить маршрут. Тем самым вы воспользовались тремя неинтегрированными услугами: речевая связь, карты, позиционирование. А вот другой оператор предлагает их интегрированно: ваш знакомый подключает вас к карте своей местности и прокладывает маршрут, причем эту карту и маршрут вы и ваш собеседник видите одновременно. Речевая связь при этом не прерывается. Понятно, что оператор В имеет лучшую BSS, чем А. При правильном рыночном позиционировании такого «услугового продукта» и грамотном его продвижении возникает конкурентное преимущество. Разработка подобных продуктов, их запуск, тестирование и продвижение входит, в числе прочего, в задачи BSS.

Если у абонента возникают вопросы, если он хочет сообщить оператору об изменениях своего адреса или о некорректной работе сети, диалог с ним обеспечивает подсистема взаимоотношений с клиентами – CRM, которую по старинке еще называют абонентской службой. От того, насколько оперативно она работает, также зависит удовлетворенность абонента услугами оператора.

По мере роста сети, расширения спектра услуг, увеличения объема передаваемых данных, разнообразия их типов и пользовательских терминалов процессы BSS непрерывно усложняются и диверсифицируются. Чтобы поддерживать удовлетворенность пользователя на должном уровне, необходимо обрабатывать и анализировать огромные объемы данных. Поэтому системы BSS тоже не стоят на месте, к ним предъявляются все большие требования, а их функционал и производительность непрерывно улучшаются.

BOSS в перспективе

По прогнозам аналитиков, к 2020 г. к сети будет подключено более 50 млрд устройств. Это вовсе не означает, что произойдет демографический взрыв, – причина в развитии M2M-коммуникаций (machine-to-machine). Другими словами, через сеть будет общаться больше механических устройств, чем живых людей. И можно с уверенностью сказать, что трафик устройств будет превосходить трафик людей в разы, если не на порядки. В основном это будет трафик с видеокамер формата HD и автоматического анализа их изображений.

Как это повлияет на системы BOSS – трудно прогнозировать, но совершенно определенно это будут системы, отличающиеся от сегодняшних. Поэтому при выборе BOSS для своей сети оператор должен учитывать ее способность к эволюции и обновлению функциональных возможностей в соответствии с рыночными и технологическими тенденциями. Например, еще совсем недавно основной задачей NOC было обеспечение корректной работы сети, прежде всего базовых станций. Сегодня основной его фокус – услуги и качество их предоставления по сети. Поэтому название NOC сегодня заменяется на SOC (Service Operation Center – центры управления услугами).

Что будет дальше? Любой успешный бизнес стремится избавиться от непрофильной деятельности. Лучше заплатить профессионалам за работу, которая нужна для бизнеса, но сама по себе не является источником дохода. Именно в этом кроется причина распространения облачных вычислений. Например, любому предприятию онлайн-торговли эффективнее арендовать ресурсы облачного контакт-центра, чем создавать собственный. Точно так же небольшим операторам и поставщикам услуг ОТТ (Over-the-top) уже сегодня гораздо выгоднее использовать услуги облачной BOSS, чем тратить немалые средства на создание и поддержание своей системы, требования к функционалу и производительности которой, как уже отмечалось, растут будто на дрожжах. Недалек тот день, когда это станет выгоднее вообще для всех операторов, а не только для средних и малых.

Подводя итог, можно сказать, что система BOSS нужна для двух основных целей – найти наилучший способ управления сетью и наилучший способ ведения бизнеса. Операторы при этом сокращают свои расходы и повышают доходы. Абоненты-пользователи получают услуги лучшего качества и экономят деньги. Эта «лента Мёбиуса» не имеет ни начала, ни конца.

 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!