Rambler's Top100
Статьи ИКС № 04 2013
Алексей АРТЕМЕНКО  09 апреля 2013

Большие данные больше не страшны

Информации в компаниях становится все больше, однако сотрудники признаются, что им очень трудно, а порой и невозможно, ее анализировать, выявляя ценность для бизнеса.

Алексей АРТЕМЕНКО, региональный директор по России и странам СНГ, QlikTechЧтобы иметь представление о деятельности своей организации, офисным работникам приходится тщательно изучать электронные таблицы, информационные панели и отчеты. А если учесть, что сотрудники еще и получают огромное количество информации по электронной почте, на телеконференциях и совещаниях, то просто удивительно, как они находят время на выполнение своих текущих обязанностей. Объемы данных о бизнесе увеличиваются настолько быстро, что для этого явления теперь применяется особое понятие – «большие данные».

Компания QlikTech провела в Великобритании исследование, касающееся потенциала работы с данными в повседневной деятельности сотрудников компаний. Из 1000 опрошенных более 90% сейчас вынуждены перелопачивать большее количество данных, чем год назад, и меньше четверти из них открывают при этом какую-либо новую информацию о бизнес-деятельности своей компании. А согласно прогнозам аналитической компании Gartner (Gartner Top Predictions на 2012 г. и далее) более 85% компаний из списка Fortune 500 не смогут эффективно использовать возможности «больших данных» на протяжении всего времени до 2015 г.

В России понятие «больших данных» пока относительно ново, но топ-менеджеры компаний уже осознают необходимость использования массивов данных в интересах бизнеса. Так, в ходе исследования, проведенного MarketVisio в апреле 2012 г., каждый пятый опрошенный руководитель подтвердил, что работа с «большими данными» актуальна для бизнеса компании. Из компаний-респондентов 13,5% уже сейчас внедряют решения для работы с Big Data, 20% планируют такие проекты в ближайшие год-два, а еще 15% респондентов собираются заняться «большими данными» в перспективе трех-пяти лет.

 ЧТО ТАКОЕ BIG DATA

Под «большими данными» понимают наборы различных данных (структурированных и неструктурированных) такого объема и сложности, что их уже невозможно обработать традиционными программными методами за разумное время. Термин Big Data впервые был использован в статье в журнале Nature в сентябре 2008 г., а затем подхвачен деловой прессой. Для описания «больших данных» предложена модель «трех V»: volume (рост объема), velocity (высокая скорость накопления и обработки данных), variety (разнообразие типов данных и их источников). На 2012 г. типичный объем «больших данных» составлял от десятков терабайт до нескольких петабайт.

В 2011 г. Gartner отметила Big Data как тренд номер два (после виртуализации) в ИТ-инфраструктуре. Прогнозируется, что внедрение технологий «больших данных» окажет наибольшее влияние на ИТ в производстве, здравоохранении, торговле, государственном управлении.

Но действительно ли так называемый избыток данных является проблемой? Несомненно, чем больше информации у бизнес-пользователей, тем более эффективные решения они способны принимать. Необходимо прояснить, в чем заключается истинная проблема, не преувеличивая трудности использования «больших данных», – иначе компании сочтут, что им просто не под силу с этим справиться. В действительности проблема связана, во-первых, с необходимостью адекватно оценивать значимость анализируемых данных, а во-вторых – с тем, как именно их анализировать.

Данных много не бывает

Как показало исследование QlikTech, рабочие места в британских компаниях заполнены тысячами сотрудников, напряженно изучающих многочисленные таблицы и отчеты: 75% офисных работников не реже раза в неделю просматривают данные в том или ином виде. Но все эти усилия приносят на удивление невысокие результаты. Фактически каждый третий специалист хотел бы больше узнать о деятельности своей организации, о том, как функционирует бизнес. Однако более половины (53%) опрошенных ответили, что, оценивая ситуацию в бизнесе, они все еще полагаются на интуицию, а не подкрепляют свои решения точными цифрами. Такое положение не может устраивать большинство менеджеров, стремящихся свести риски к минимуму.

Российский бизнес сравнительно недавно столкнулся с необходимостью обрабатывать крупные массивы данных. В первую очередь это были компании, работающие на рынках с высокой конкуренцией, в частности банки и телеком-операторы. При том что сектор «больших данных» на нашем рынке только начинает формироваться, операторы уже используют разнородные данные для управления кампаниями повышения эффективности обслуживания абонентов и управления доходами. В целом же текущие задачи, связанные с Big Data, в первую очередь помогают российским компаниям открыть новые возможности для бизнеса или получить точное представление о его состоянии.

В этой ситуации основное, что может предпринять нацеленный на развитие бизнеса руководитель, – сделать данные максимально доступными для всех сотрудников. Руководители и владельцы компаний должны поощрять исследование данных бизнеса, а информационные системы использовать как можно чаще, о каких бы данных ни шла речь – показателях продаж, информации о персонале или маркетинговых знаниях. «Большие данные» уже давно стали неотъемлемой частью бизнес-деятельности, но сложная экономическая ситуация делает их эффективное использование гораздо более неотложной задачей. И вот здесь возникает вопрос – как именно компании должны использовать всю эту информацию?

Что взять на вооружение

Методы, которые предусматривают реагирование на обстоятельства (например, создание традиционных отчетов), не годятся для решения современных задач. Формировать все новые и новые отчеты в надежде на то, что они волшебным образом трансформируются в необходимое понимание, – бессмысленная трата времени компании и сотрудников. Поэтому на смену традиционным инструментам отчетности приходят принципиально новые решения – класса Business Discovery. Работая с такой системой, сотрудники получают возможность использовать достоверные, а главное, актуальные данные, и взаимодействовать с коллегами в реальном времени.

Обсудим с коллегами...

В том, что касается обработки цифр или даже их интерпретации, есть чему поучиться у социальных сетей. К примеру, Facebook стал для многих прекрасной возможностью обсудить, как лучше провести выходные в компании друзей. В бизнесе правильные взвешенные решения тоже не принимаются в одиночку, они – результат совместной работы. Инструменты совместного бизнес-анализа Social Business Discovery – это «социальная сеть» внутри компании, позволяющая в реальном времени получать именно те данные, которые нужны, и принимать информированные решения – как в одиночку, так и совместно. Обмениваясь мнениями и опытом, пользователи могут по-разному объединять и комбинировать данные, размышлять над сделанными открытиями и стремиться по-другому взглянуть на проблему. Чем больше людей работают с данными и обсуждают результаты, тем больше вероятность, что они увидят новые перспективы.

С интеллектуальными устройствами наперевес

Еще один способ справиться с избытком данных – предоставить пользователям эффективный доступ к ним из любого места. Мобильные устройства – смартфоны, планшетные компьютеры и т.п. – становятся неотъемлемой частью современного бизнеса, поэтому средства бизнес-аналитики теперь доступны и на них.

Как пример мобильной аналитики в действии рассмотрим сеть магазинов готовых блюд EAT. Этой компании требовалось более полное представление о том, где, когда и какие продукты продаются лучше, чтобы снизить их потери и повысить эффективность работы. Решение для бизнес-аналитики, работающее непосредственно на планшетных устройствах пользователей, обеспечило быстрое и наглядное представление результатов поминутного анализа покупательской корзины, позволив менеджерам увидеть, когда, в каких магазинах и на какие продукты спрос наиболее высок. А детализация данных до уровня, дающего возможность понять, у кого из сотрудников лучше показатели продаж, оказалась чрезвычайно ценной для задач управления персоналом и обучения.

Одной из составляющих успеха стало осознание того, что для развития компании жизненно важно предоставить руководителям филиалов быстрый доступ к актуальным и согласованным данным о бизнесе в целом. Сотрудники EAT были поражены тем, как много им удалось узнать всего лишь за несколько месяцев после начала этой инициативы.

Разумеется, когда сотрудники работают с данными о бизнесе компании на своих собственных устройствах, многие руководители вполне обоснованно опасаются утечек информации. Однако это не обязательно создает проблему – существуют инструменты, которые предоставляют возможности мобильной аналитики, не требуя копирования данных на устройство пользователя; вместо этого они делают видимыми данные, хранящиеся в информационной системе компании. После завершения сеанса работы никаких данных на устройстве не остается.

  

Выражения «большие данные» или «избыток данных» часто ассоциируются со сложными задачами, но детальное изучение огромных массивов доступной информации не должно обескураживать сотрудников. Напротив, необходимо найти способы организовать для них совместную работу по исследованию данных и поиску ответов на важные вопросы, которая дала бы им новые знания о деятельности организации, а компании позволила бы снизить риски и непроизводительные потери или даже (как знать!) создать новые возможности для развития бизнеса или занять новый сегмент рынка.

Руководители компаний должны не только предоставить сотрудникам широкий доступ к информации, но и уделять больше внимания тому, как эта информация применяется и какие знания сотрудники могут из нее получить. Обеспечив сотрудникам инструменты и устройства для максимального использования корпоративных данных, в перспективе руководители компаний смогут стимулировать весь персонал работать совместно, сделать бизнес-деятельность более эффективной, повысить информированность и обеспечить более надежную основу для принятия решений.

В условиях нестабильной экономической ситуации в выигрыше в конечном счете окажутся компании, которые сумеют найти своим данным наиболее эффективное применение. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: