Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2013
Дмитрий ПАНЫШЕВ  07 мая 2013

Кто спасет почту в России?

Апрельское решение правительства в трехмесячный срок передать ФГУП «Почта России» (42 тыс. отделений и 380 тыс. сотрудников) из ведения Федерального агентства связи в подчинение Минкомсвязи вызвало неоднозначные оценки. Что думают по этому поводу в Россвязи, рассказал заместитель руководителя агентства Дмитрий ПАНЫШЕВ.

Дмитрий ПАНЫШЕВ, заместитель руководителя Россвязи – Дмитрий Олегович, как оценивает Россвязь работу «Почты России» в последние годы?

 – Начнем с того, что с 2009 г. мы отмечаем стабилизацию финансового положения «Почты России». После миллиардных убытков прежних лет (с 2006 по 2008 гг. – более 8 млрд руб.) удалось выйти на уровень положительной рентабельности: за указанный период предприятие принесло государству почти 2,5 млрд руб. чистой прибыли. Более чем в полтора раза выросла производительность труда. Что примечательно: выработка на одного сотрудника почты увеличилась не только в деньгах, но и в отправлениях (в Почтовой службе США, например, динамика этого показателя отрицательная). Средняя заработная плата на предприятии за период с 2009 по 2012 гг. выросла на 40%.

Почта начала уделять повышенное внимание модернизации. Введены в эксплуатацию первые автоматизированные сортировочные центры в Московской области и в Санкт-Петербурге: порядка 30% корреспонденции в стране теперь сортируется в автоматизированном режиме в соответствии с мировыми стандартами. Открыто 111 новых стационарных почтовых отделений, на 48 единиц увеличилось количество передвижных отделений, порядка 2 тыс. ОПС за обозначенный период полностью модернизировано. Обновлено около 10% автопарка «Почты России». Расширена инфраструктура международного почтового обмена, введены дополнительные производственные площади в местах международного почтового обмена (ММПО) Самары, Артема, Петрозаводска, аэропорта Внуково. Разработана, утверждена и реализуется Программа инновационного развития ФГУП «Почта России», подготовлена Стратегия развития ФГУП «Почта России» в 2012–2016 гг.

Удалось преодолеть отложенные последствия экономического кризиса и возобновить тенденцию роста объемов письменной корреспонденции и посылочной почты. Благодаря усилиям «Почты России» по поддержке подписного рынка сохраняются относительно стабильные подписные тиражи, и сегодня подписка в России сокращается гораздо более низкими темпами, чем розница.

«Почта России» самостоятельно компенсирует не покрытые государством убытки от оказания регулируемых услуг по тарифам ниже себестоимости в сумме более 37 млрд руб., и при этом еще обеспечивает поступление в бюджет 63 млрд руб. в виде отчислений фонда оплаты труда, налогов и сборов, а также чистой прибыли.

Наконец, почта сделала шаг вперед – буквально повернулась лицом к клиенту. Внедрены Стандарты качества клиентского сервиса, созданы системы контроля и мотивации. В 2011 г. требованиям к качеству обслуживания сервиса отвечали 35% отделений, по итогам 2012 г. – уже 67%. Рост показателей связан с внедрением системы контроля качества «Таинственный клиент». Подобные инструменты давно широко используются в практике мировой торговли (известны как mystery shopping) и доказали свою эффективность.

– Почему, по вашему мнению, Минкомсвязь выступала за переподчинение «Почты России»? Какова мотивация позиции ведомства?

– Министр обратился к вице-премьеру А.В. Дворковичу с предложением о переподчинении. Основным аргументом является повышение эффективности работы предприятия. У министерства, очевидно, есть уверенность, что в результате такого решения оно приблизится к поставленной цели.

– С какими объективными и субъективными трудностями, коих в почтовой отрасли традиционно немало, теперь придется справляться Минкомсвязи?

– После переподчинения «Почты России» Минкомсвязи придется взвалить на себя блок организационных вопросов, связанных с работой крупнейшего предприятия: согласование сделок, прием и увольнение с альтернативной гражданской службы граждан, выбравших почту в качестве места ее прохождения, обеспечение безопасности почтальонов, работу с обращениями граждан и т.д.

В условиях колоссального масштаба и избыточности сети (количество почтовых отделений на душу населения в России превышает аналогичный показатель сопоставимых по плотности населения стран в среднем почти на 40%), беспрецедентного износа основных средств, необходимости содержания почти 28 тыс. глубоко убыточных сельских почтовых отделений (убыток от них составляет 8,6 млрд руб. в год), а также значительных некомпенсированных государством потерь от оказания социально значимых регулируемых услуг по тарифам ниже себестоимости – потребуется обеспечить необходимые темпы модернизации.

Достичь позитивных изменений исключительно за счет собственных средств предприятия в принципе невозможно. Существует ряд межведомственных и межотраслевых вопросов, которые влияют на показатели эффективности почтового оператора: рост издержек на всех видах транспорта, работа с оформлением имущественных прав на земли и помещения, необходимость индексации заработной платы сотрудников и перечисления всех выплат в бюджет государства.

– Еще один актуальный вопрос – отставка генерального директора ФГУП «Почта России» Александра Киселева. Как Россвязь оценивает его деятельность?

– Действующая бюрократическая модель позволяет снижать управленческие риски для предприятия при смене менеджмента, однако стратегически от смены верхушки предприятие, безусловно, проиграет. Претензии к Киселеву при желании найдутся, как и к любому топ-менеджеру, однако ни одна из них не может считаться объективно обоснованной, тем более достаточной для его смены до завершения контракта. Менеджмент определяет политику и показатели, к которым нужно прийти. Его результативность определяется соотношением затраченных ресурсов и полученных результатов. У почты ресурсов катастрофически мало, а некомпенсируемых обязательств очень много. Все то, что сделано Киселевым в таких архисложных условиях, – это уже большое достижение, которое невозможно нивелировать.

Мы в Россвязи не видим объективных оснований для расторжения контракта с А. Киселевым раньше срока. Возможные разногласия между руководством предприятия и курирующим министерством лежат в профессиональной плоскости, и было бы неправильно переходить к конфликтной ситуации, личной мести или саботажу деятельности.

– Какие факторы влияют на перспективы развития почты в России? Есть ли пути, способные вывести работу самого старого вида связи на современный уровень эффективности?

– Отсутствие государственной поддержки модернизационных проектов по развитию почты, неэффективная с точки зрения работы в рыночных условиях организационно-правовая форма «Почты России» и не соответствующее современным реалиям законодательство, отсутствие полноценной компенсации государством убытков от оказания универсальных услуг почтовой связи – все это является существенным препятствием в развитии почтовой отрасли Российской Федерации. 

Целесообразно разработать концепцию развития рынка, провести количественный анализ регулирующего воздействия и антикоррупционную экспертизу, что предусмотрено Регламентом Правительства Российской Федерации, и уже на этой основе разработать принципиально новый законопроект и полный комплект подзаконных актов к нему. От эффективности решения этих задач напрямую зависит то, как «Почта России» будет развиваться в будущем.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!