Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2013
Александра КРЫЛОВА  07 мая 2013

Рунет-2013: требуется новый уровень доступности

Строгая статистика, весомые экспертные мнения, жаркие дискуссии практиков – таковы лишь некоторые партии в оркестровом звучании РИФ+КИБ. Лейтмотив этого года – тема доступности Рунета, ШПД, электронного правительства для двух категорий пользователей: с ограниченными техническими возможностями и с ограниченными возможностями по здоровью.

Взгляд сверху

При всех достижениях Рунета за минувший год, таких как увеличение ежемесячной аудитории до 65 млн человек и доли в ВВП интернет-индустрии и интернет-зависимых отраслей – до 4,6%, задача устранения цифрового неравенства остается на повестке дня. Открывая РИФ, Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ, отметил, что сегодня примерно 60 млн россиян, проживающих в малых населенных пунктах, а также на Дальнем Востоке и в Сибири, лишены высокоскоростного доступа к ресурсам Рунета. В их числе – жители Норильска, Петропавловска-Камчатского, Магадана и еще 35 городов с населением более 10 тыс. человек. Интернет-провайдеры не идут туда, поскольку не уверены в окупаемости вложений в инфраструктуру.

Понимая это, команда Минкомсвязи РФ разрабатывает сегодня новую систему финансирования работ по устранению цифрового неравенства. «Мы планируем, – сказал Н. Никифоров, – использовать для этой цели, во-первых, средства фонда универсальных услуг связи, а во-вторых, плату операторов за радиочастотный спектр». Консолидированный таким образом источник (примерно 12 млрд и 16 млрд руб.) планируется целевым образом направить на то, чтобы оптика шла по стране все дальше и дальше и количество домохозяйств, подключенных к сетям ШПД, увеличивалось.

Несколько иной взгляд на проблему доступности интернета в нашей стране у РАЭК. По убеждению директора ассоциации Сергея Плуготаренко, цифровой разрыв между регионами России постепенно сокращается, минимальный уровень проникновения интернета составляет 50%, за год цена на услугу ШПД снизилась в 4 раза, зато выросли средняя скорость и индекс доступности (последний показывает, насколько различается скорость интернета у жителя округа и среднестатистического россиянина – при условии, что они тратят на него одну и ту же часть своей зарплаты). Самый низкий индекс доступности интернета – в Дальневосточном федеральном округе (0,19), самый высокий – в Москве (4,9) и Санкт-Петербурге (3,9).

На протяжении всего 2012 г. аудитория Рунета прирастала регионами, подтвердил Руслан Тагиев, генеральный директор TNS Россия. И наибольший прирост наблюдался «под шапочкой 100–», т.е. в городах с населением менее 100 тыс. человек. По отношению к 2011 г. количество интернет-пользователей в таких населенных пунктах увеличилось на 10% – до 31 млн человек, что превышает суммарную аудиторию Москвы (8,1 млн) и всех городов-миллионников (13,5 млн). Понятно, что стаж работы в Сети у пользователей в регионах невелик – у 30% он меньше трех лет. Будучи менее опытными, эти пользователи пока меньше времени проводят в интернете, чем москвичи. Еще один характерный для регионов тренд, отмеченный экспертом, – популярность городских порталов. В городах-миллионниках такие ресурсы по посещаемости занимают четвертое-пятое место, вытесняя из пятерки лидеров (Mail@Ru, Яндекс, «ВКонтакте», Google, «Одноклассники») не кого-нибудь, а Google.

Взгляд изнутри

На всех предыдущих форумах РИФ+КИБ секция, посвященная Рунету в регионах, проводилась под вечер последнего дня мероприятия. Неудивительно, что ее перенос в программу первого дня вызвал наплыв желающих понять, какими видят перспективы своего развития успешные локальные игроки. 

Оказалось, что городским порталам удалось собрать вокруг своих ресурсов лояльную и активную аудиторию, исчисляемую миллионами. Как? Используя такую, казалось бы, вышедшую из моды форму онлайн-общения, как форумы. На городском портале Екатеринбурга – «Екатеринбург-онлайн», или E1.ru – сегодня одновременно открыто 134 форума, и, как рассказал представлявший этот ресурс Яков Можаев, у каждой такой площадки для обмена мнениями есть свои офлайн-активности. Участники форума «Общение автоклуба» вот уже 7 лет поздравляют ветеранов с Днем Победы, а традиция «Мотоклуба» – поздравлять с Новым Годом ребят из детского дома №1. «В таких добровольных акциях пользователей формируется социум, который отождествляет себя с порталом», – констатировал Я. Можаев, добавив, что дни рождения E1.ru собирают до 3 тыс. жителей Екатеринбурга, а рекламодатели (основные источники доходов портала – медийная реклама и спецпроекты) это ценят.

Достигнув успеха в одном городе, региональные интернет-игроки переносят его на почву соседних городов, вступая в борьбу за федеральный статус, и лучшее подтверждение этому – компания RUgion. Этот проект – сеть городских сайтов, на которых пользователям предоставляют как сервисы (например, «Авто», «Недвижимость»,«Работа»), так и информационные продукты, – родом из Челябинска (там и сегодня находится его штаб-квартира), но уже распространил свой бизнес на девять других российских городов, получив преимущества от экономии масштаба. По словам представлявшего его Владислава Лисицына, по 30% доходов проекту приносят медийная реклама, платный журналистский контент (статьи, интервью, онлайн-конференции) и сервисы. А оставшиеся 10% поровну делят между собой спецпроекты и реклама контекстная.

Еще один пример регионального игрока, который стал не просто федеральным, а международным, – компания 2ГИС. Созданная в Новосибирске в 1998 г., она сегодня насчитывает более 660 сотрудников картографического и справочного производства. «Мы стараемся быть гиперлокальными в каждом отдельно взятом городе и федеральными одновременно», – так сформулировал позицию компании выступавший от ее имени Павел Мочалкин.

Так что движение интернет-компаний можно оценить как встречное: из столицы в регионы продвигаются федеральные игроки, вооруженные локализованным контентом и сервисами, а компании из-за Уральских гор постепенно добираются до столиц, не боясь конкуренции с федералами.

Пожалуй, только в одном случае всероссийские интернет-ресурсы не конкурируют за пользователей с региональными. Это сайты органов государственной власти, которые должны быть доступны для всех россиян независимо от их возраста, пола, уровня образования и состояния здоровья.

И снова доступность

Прошло время, когда электронное правительство в России оценивали по количеству госуслуг, доступных в электронном виде. Теперь главный критерий – сколько таких услуг было оказано. По убеждению Дмитрия Сатина, советника министра связи и массовых коммуникаций РФ, для увеличения доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде, до 70% к 2018 г. проектирование сайтов для органов госвласти должно стать человекоориентированным. Недавно переведенный на русский язык стандарт ГОСТ Р ИСО 9241-11-2010 говорит о необходимости исследовать пользователя, знать его задачи, техническую и социальную среду, в которых он их реализует. «Мы могли бы рекомендовать заказчикам сразу добавлять требования этого стандарта в технические задания и конкурсную документацию, – заявил ведущий российский специалист в области usability, – но я не уверен, что разработчики готовы их выполнить».

Позиция ведомства заключается в том, что большую часть работы по популяризации новых стандартов должно взять на себя профессиональное сообщество, оставив государству роль консолидатора и драйвера этого процесса. «Мне кажется, в этом случае эффект получится более устойчивым», – сказал Д. Сатин.

Популяризация человекоориентированного подхода к проектированию государственных веб-ресурсов в сообществе разработчиков важна, но недостаточна, чтобы обеспечить доступность таких сайтов для пользователей особой категории. По официальной статистике в России сегодня 13,2 млн людей с инвалидностью, для которых очное обращение в органы госвласти по социальным вопросам затруднительно, но и электронные услуги далеко не всегда доступны. Это подтвердили результаты тестирования, проведенного в рамках первого исследования уровня доступности сайтов Рунета для инвалидов (при участии «Фонда поддержки интернет» при Координационном центре национального домена сети Интернет). Тестирование 20 сайтов из таких категорий, как органы госвласти, поисковые системы, операторы связи, доменные регистраторы, соцсети, показало, что ни один из них не соответствует минимальным требованиям доступности – базовым принципам стандарта доступности содержания WCAG2.0. Таких принципов четыре: во-первых, информация и компоненты интерфейса должны быть представлены пользователю в формах, которые он способен воспринять. Во-вторых, у него должна быть возможность воспользоваться компонентами интерфейса и навигацией. В-третьих, контент и работа пользовательского интерфейса должны быть понятными; в-четвертых, содержание должно быть доступно через разные браузеры, в том числе специальные, предназначенные для людей с ограниченными возможностями по здоровью. 

Для исправления ситуации, считает независимый эксперт Даниэль Новичков, нужно регулярно проводить тестирование веб-ресурсов незрячими пользователями, выявлять и восполнять пробелы в нормативной базе, относящейся к обеспечению доступности, повышать квалификацию разработчиков сайтов для органов госвласти и сертифицировать их, а также учредить в премии Рунета номинацию «Самый доступный сайт».

То, что российский интернет задумался о том, как стать комфортнее для инвалидов, говорит о зрелости рынка и, на наш взгляд, гораздо важнее показателей роста его проникновения и объемов отдельных сегментов.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!