Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2013
Андрей ПОПКОВ  07 мая 2013

Интернет-деньги в ходу

Рынок электронных платежей в России бурно растет, одно из свидетельств чему – увеличение в 2012 г. числа активных пользователей Visa QIWI Wallet более чем на 38%. Глобализация покупок и стремление людей к экономии личного времени будут способствовать продолжению этого роста, уверен Андрей ПОПКОВ, генеральный директор компании QIWI Кошелек.

Андрей ПОПКОВ, генеральный директор компании QIWI Кошелек– Как вы оцениваете текущее состояние и темпы роста рынка электронных платежей в России?

– Рынок инновационных платежных инструментов в настоящее время делится на два сегмента: моментальных платежей (терминалы самообслуживания) и электронных платежей (электронные кошельки). Рынок уже сформирован, определена тройка основных игроков, принят закон «О национальной платежной системе», который регламентирует деятельность этих компаний. Год от года растут и число пользователей, и количество сервисов. Это, кстати, оценили крупные западные игроки. Например, компания PayPal сейчас готовит необходимую базу для полноценной работы в рамках российского законодательства.

– Какие новые тенденции проявились в прошлом году?

– Во-первых, это рост популярности платежных сервисов среди населения и расширение круга провайдеров, в пользу которых принимаются платежи. Во-вторых, увеличение степени вовлеченности государственных структур в рынок электронных платежей. Многие организации из сферы жилищно-коммунального хозяйства в прошлом году предложили своим клиентам дистанционные способы внесения регулярных платежей, в том числе через платежные терминалы и системы электронных кошельков.

– Какие направления бизнеса сегодня приносят компании доход?

– В 2004 г. мы сделали ставку на терминальное направление и агентскую модель его развития. И за довольно короткое время построили сеть из более чем 100 тыс. терминалов QIWI по всей стране. По сей день этот сегмент бизнеса приносит основную часть прибыли и является самым востребованным на территории России. Наши партнеры в этом сегменте – как компании-провайдеры, так и агенты, владельцы терминалов QIWI, представители малого и среднего бизнеса. Через терминалы можно совершать платежи в пользу более чем 27 тыс. различных организаций, эти устройства стали для пользователей «единым окном» оплаты услуг доступа в интернет, сотовой связи и ЖКХ. В этот список входят также авиа- и железнодорожные билеты, лицензионное ПО, онлайн-игры, товары в интернет-магазинах.

Второе направление бизнеса, которое мы развиваем, – это Visa QIWI Wallet. Visa QIWI Wallet создавался нами для пользователей QIWI, свободно ориентирующихся в современных технологиях и нуждающихся в удобном инструменте для расчетов как в Сети, так и за ее пределами. С помощью этого инструмента мы обеспечиваем пользователям высокую безопасность платежей, а провайдерам предлагаем современный канал приема платежей, который имеет множество интерфейсов, в том числе для мобильных устройств, и легко интегрируется с интернет-сайтами.

– Какие примеры взаимовыгодного партнерства с коллегами по рынку электронных платежей вы могли бы привести?

– В наш пул партнеров входит электронная платежная система WebMoney Transfer. Все ее пользователи могут пополнить свой счет наличными через терминалы QIWI или электронными деньгами, с помощью кредитных карт Visa QIWI Wallet, что дает им возможность в каждом конкретном случае выбирать тот инструмент платежа (WebMoney или VQW), который им более удобен в данном месте и в данное время.

– Что представляет собой технологическая платформа, которую использует ваша компания?

– Процессинговый центр QIWI базируется в трех основных дата-центрах, расположенных в Европе и России. Информация о платежах проходит по специализированным, защищенным каналам и хранится в базах у платежного сервиса, обслуживающего банка и компании – поставщика услуги, в пользу которой был совершен платеж. Благодаря этому обеспечивается не только сохранность платежа, но и его проведение в режиме реального времени.

– Что вы думаете о перспективах использования технологии NFC? Планируете ли ее внедрять в свои платежные сервисы?

– Я считаю эту технологию привлекательной как для пользователей, так и для платежных сервисов. Она позволяет сделать процесс платежа максимально быстрым и комфортным. Однако для ее широкого внедрения на территории России необходима инфраструктура, включающая в себя большое количество смартфонов с NFC-чипами и специализированного оборудования для приема бесконтактных платежей на кассах в точках продаж. Сейчас у торговых компаний нет достаточной мотивации, чтобы менять свои POS-терминалы на новые с NFC-ридерами, и это негативно сказывается на темпах внедрения NFC-технологии. Если эта технология получит достаточное развитие в России или в другой стране, где присутствует бренд QIWI, мы не видим препятствий для внедрения NFC в наши сервисы.

– Какой сценарий – оптимистичный или пессимистичный – ждет российский рынок электронных платежей в ближайшие пять лет?

– В сфере платежных инноваций горизонт качественного планирования – от года до трех. Развитие технологий в последнее время позволило нам реализовать несколько абсолютно новых платежных проектов на базе USSD-запросов, виртуальных и пластиковых карт и др. Прогнозировать их появление за пять лет просто невозможно.

Сегодня не только российская, но и общемировая экономика требует перехода на безналичный расчет. Это выгодно с точки зрения стоимости обслуживания платежей. Глобализация покупок (приобретение товаров в зарубежных интернет-магазинах, участие в международных сетевых играх) и стремление людей к экономии личного времени выводят на первый план дистанционные способы оплаты. Условий для развития рынка по пессимистичному сценарию попросту нет.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: