Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06-07 2013
Пол МОКАПЕТРИС   18 июня 2013

Политизация и коммерциализация интернета – свершившийся факт

Создатели распределенной компьютерной сети, разработанной более 40 лет назад по заказу Пентагона, вряд ли предполагали, что она станет глобальным социальным феноменом. Интернет объединяет коммуникационные и информационные технологии, миллиарды пользователей, большой бизнес и столь же большую политику. К чему ведет его коммерциализация и политизация?

Пол МОКАПЕТРИС – создатель системы доменных имен DNSО нынешнем состоянии и путях развития Всемирной сети рассказывает Пол МОКАПЕТРИС – создатель системы доменных имен DNS, имя которого внесено в Зал славы интернета (The Internet Hall of Fame), ныне председатель совета директоров компании Nominum.

– Какие проблемы интернета вы считаете сейчас наиболее актуальными?

– По прогнозам аналитиков, через 10 лет доступ в интернет будут иметь вдвое больше людей и в 10 раз больше устройств, чем сейчас, причем это будут устройства самого разного назначения – от традиционных компьютеров до автомобилей, бытовой техники и датчиков мониторинга медицинских показателей человека. Так что первой проблемой глобальной сети является поддержка нормальной работы всех сервисов, которые будут обеспечивать доступ такого большого количества «живых» и «неживых» пользователей и обмен данными между ними. Поэтому телекоммуникационным операторам и контент-провайдерам нужно уже сейчас внедрять технологии, способные вести мониторинг огромного количества сервисов и автоматически регулировать работу сети без участия человека. Второй крупной проблемой интернета является ситуация с защитой авторских прав. Понятно желание авторов получить деньги за свой труд, но чрезмерное регулирование, когда преступником становится любой скачавший из сети какую-нибудь песню, тоже ни к чему хорошему не приводит. Нужна золотая середина между неограниченным бесплатным копированием фильмов, музыки и любого другого контента и полным контролем любых действий в интернете – и она пока не найдена.

– В 1983 г. вы создали систему доменных имен DNS, которая сделала сеть более удобной для повседневного использования. Прошло 30 лет. Что тогда, по вашему мнению, надо было сделать по-другому?

– Изначально при разработке системы DNS ставилась цель создать механизм преобразования буквенных доменных имен интернет-сайтов в сетевые IP-адреса и обратно. В итоге была создана распределенная база данных с информацией об интернет-доменах, в которой можно использовать одно доменное имя для нескольких IP-адресов и один IP-адрес для нескольких интернет-сайтов. Тогда ее объем был ограничен 50 млн записей, но этот предел можно было увеличить до нескольких сотен миллионов. Сейчас уже ясно, что неплохо было бы сразу добавить в DNS средства защиты, а не откладывать на потом. Изначально планировалось сделать это через 10 лет после запуска системы, и в 1990 г. я подал предложение в Национальный научный фонд США, но гранта на эту работу не дали, сочтя ее «неактуальной». И все же работы над повышением уровня защиты системы DNS сейчас ведутся: так, мы пытаемся решить задачу использования DNS в приложениях для систем безопасности, например для создания систем, невосприимчивых к DDoS-атакам.

– Какие проблемы позволяет решить технология DNSSec? Как идет процесс ее внедрения?

– DNSSec – очень полезная технология, она, образно говоря, ставит замок на дверь, которой является система DNS. Несмотря на то что внедрение этой технологии началось еще в 2010 г., далеко не все интернет-операторы хотят ею заниматься, они просто не считают ее необходимой. Поэтому пока DNSSec используется там, где идет обмен очень важными данными, в сферах, чувствительных к вопросам информационной безопасности, а для массового внедрения технологии понадобится еще много лет. Надо также учесть, что для полноценной работы DNSSec необходимо встраивать технологии защиты и в приложения, работающие в интернете, а это тоже займет немало времени.

– Какова сейчас ситуация с внедрением протокола IPv6? Нужно ли форсировать переход к нему от IPv4?

– Последние блоки IPv4-адресов были распределены между региональными регистратурами более двух лет назад. Несколько смягчить их нехватку позволяют различные технологии трансляции и совместного использования адресов IPv4, но они сильно напоминают коллективное пользование мобильным телефоном, которое мало кому понравится. Протокол IPv6 неизбежно станет стандартом просто в силу роста количества пользователей и устройств, подключенных к интернету, но его внедрение будет идти в разных странах мира с разной скоростью, потому что IPv4-адреса изначально выдавались неравномерно, больше всего их в США, а Япония, Китай и Южная Корея уже давно испытывают их дефицит. Так что нас ждет довольно долгое сосуществование IPv4- и IPv6-адресов, прежде чем новый протокол станет господствующим.

– Как вы относитесь к программе New gTLD и к появлению в интернете интернационализированных доменных имен IDN? Какие последствия для Сети все это будет иметь?

– Преимущества для неанглоязычных конечных пользователей от введения IDN-доменов очевидны. Жителям Китая или арабских стран не надо будет осваивать латинский алфавит. Но если кто-то из них захочет написать мне письмо по электронной почте, то я не смогу прочесть даже адрес отправителя. Мне, конечно же, хотелось бы, чтобы интернет продолжал работать только на латинице, но у меня только один голос из 7-миллиардного населения Земли, так что альтернативы я не вижу. С технической точки зрения с обеспечением работы IDN-доменов проблем нет: количество серверов, обрабатывающих эти данные, и их мощность легко увеличить. Подводить итоги внедрения IDN-доменов пока рано, но уже можно сказать, что довольно большому количеству людей будет удобнее пользоваться интернетом на родном языке. Что же касается программы New gTLD, позволяющей создавать неограниченное число доменов верхнего уровня, то, на мой взгляд, она реализуется главным образом в интересах бизнеса, а не конечных интернет-пользователей. Но рекламой и маркетингом человечество занимается многие десятки лет, поэтому странно было бы ожидать, что интернету удастся избежать влияния реального мира.

– Что мешает развитию Всемирной сети, технические или организационные проблемы?

– Основная техническая проблема – это построение интернета вещей. Все понимают, что за этим будущее, но принципы реализации такой сети, размеры которой будут на порядки больше интернета людей, пока неясны. Другие крупные проблемы глобальной сети относятся скорее к категории социальных. Сейчас в интернете есть много бесплатных сервисов, в результате использования которых генерируются огромные объемы информации о пользователях и их поведении в сети. в дальнейшем они фактически бесконтрольно используются явно в коммерческих целях, и это, на мой взгляд, представляет большую проблему. Аналогичное беспокойство вызывает то, что в современных телефонах и компьютерах, подключенных к интернету, работает масса приложений, суть деятельности которых скрыта от широкой публики: они сами устанавливают свои новые версии, получают с сервера производителя какую-то информацию и посылают туда какие-то данные. Я уверен, что все это делается в интересах производителя, но сильно сомневаюсь, что эта деятельность не противоречит моим интересам. Насколько мне известно, никаких правил, регулирующих подобную передачу данных и учитывающих мнение конечного пользователя по этому поводу, в США и Европе не существует.

Если первая заповедь врача гласит «не навреди», то, полагаю, с приложениями ситуация должна быть аналогичной – они не должны причинять вред пользователю. Прежде всего пользователь должен знать, какая информация и откуда приходит на его компьютер или смартфон, какая информация и куда с него уходит. Полагаю, что общество должно выработать некий приемлемый компромисс между удобством пользования современными устройствами в интернете и неприкосновенностью частной жизни. Кстати, интернет-провайдеры, предоставляющие своим клиентам средства фильтрации, которые позволяют решить проблему несанкционированной передачи информации, могли бы, на мой взгляд, неплохо заработать на этом.

– По какому пути, вы считаете, пойдет развитие интернета в ближайшие годы?

– Самым главным трендом является постоянное подключение людей к Сети, 24 часа в день 7 дней в неделю. Вторая тенденция – это появление все большего количества подключенных к интернету устройств и вещей. Кроме того, в ближайшие годы очень многие устройства должны получить новые функции и возможности. Если сейчас, например, мобильный телефон используют и для звонков, и для фотосъемки, то в будущем телефон может стать частью системы мониторинга параметров жизнедеятельности организма человека и системы дистанционного управления домашними устройствами.

– Насколько отвечает реалиям современного мира нынешняя система управления интернетом? Учитывают ли «менеджеры» мнение технических специалистов?

– Я полагаю, что система управления интернетом сейчас излишне политизирована. В частности, это касается такой организации, как ICANN. Давно прошли те времена, когда ею руководил «отец» интернета, один из разработчиков протокола ТСР/IP Винт Серф; теперь это место встречи юристов, владельцев торговых марок и копирайтеров. Политические баталии в ICANN нисколько не способствуют прогрессу Сети, а порождают только перераспределение долей рынка компаний-регистраторов и изменение котировок акций на фондовой бирже. Доминирование технарей в интернете закончилось, они теперь в меньшинстве. В свое время очень ограниченный круг специалистов создал современную атомную энергетику, они ее давно уже не контролируют. То же самое произошло и с создателями интернета. Нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо. Ситуация такова, какова она есть. Теперь задача всего мирового сообщества – сделать так, чтобы Всемирная сеть работала в интересах всего человечества.

Беседовала Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!