Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06-07 2013
Лилия ПАВЛОВА  18 июня 2013

ЖКХ мечтает об ИТ-единстве

ЖКХ – это даже не отрасль, а сегмент народного хозяйства, объединяющий пул отраслей (электро-, тепло-, водо- и газоснабжение, водоотведение, содержание жилищного фонда и др.). Поставить их на общие ИТ-рельсы – задача нетривиальная. Как ее решить?

Сейчас базы данных различных отраслей ЖКХ живут сами по себе, и их разрозненность – главная проблема с точки зрения объединения на уровне информационных технологий. Такое объединение необходимо для эффективного управления и реформирования ЖКХ. На формирование единого информационного пространства жилищно-коммунального хозяйства страны нацелен закон «О государственной информационной системе ЖКХ» (ГИС ЖКХ), который был внесен в Госдуму в конце 2012 г. и прошел первое чтение в апреле 2013 г. В рамках ГИС ЖКХ предполагается запуск интернет-портала, который объединит информацию, сосредоточенную в различных базах данных, подконтрольных сегодня ФНС, ФСТ, Росрегистрации, Пенсионному фонду, ФМС и местным органам власти. С помощью системы собственники жилья, ресурсоснабжающие организации, а также органы государственной власти и местного самоуправления смогут получать подробную информацию о состоянии жилищно-коммунального хозяйства в своем регионе.

Пилотная модель ГИС ЖКХ была разработана в прошлом году «Ростелекомом» по поручению Правительства РФ. «Ростелеком» создал прикладное программное обеспечение модели ГИС ЖКХ, предоставил необходимую инфотелекоммуникационную инфраструктуру и в конце 2012 г. завершил пилотное внедрение системы в пяти регионах (Пензенской, Курской, Белгородской, Тульской областях и Удмуртской республике). На I международной конференции «Информационные системы и технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации» оператор объявил о своей готовности в 2013 г. расширить зону пилотного внедрения системы, включив в нее еще 15 регионов России.

Как сообщил Петр Курилюк, начальник отдела управления внешними инновационными проектами «Ростелекома», уже сегодня в модели ГИС ЖКХ посредством единого портала госуслуг реализована возможность информирования граждан о состоянии лицевого счета, об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, утвержденных тарифах и нормативах в соответствии со ст. 165 ЖК РФ.

Кроме того, как отметила Ирина Булгакова, президент НП «Национальный жилищный конгресс» (НЖК) и исполнительный директор фонда «Территория», по результатам пилотных проектов были выдвинуты новые предложения, направленные на обеспечение более высокой достоверности информации. В частности, ко второму чтению будут внесены предложения о необходимости выделения организации, которая будет заниматься региональными базами данных; в нормативных правовых актах потребуется определить технические регламенты информационного обмена между ГИС ЖКХ, федеральными и региональными структурами – поставщиками информации в ГИС. По оценке И. Булгаковой, реально закон заработает через пять лет, это время требуется для принятия соответствующих нормативных актов и создания самой базы данных.

А сейчас профессиональное сообщество должно сформулировать свои запросы к ИТ. По словам Михаила Никольского («Сибирская генерирующая компания»), информатизация коммунальной инфраструктуры становится коммунальным ресурсом со всеми вытекающими из этого требованиями: общедоступность, стандартизация, интеграция. Однако пока эти требования далеки от реальности. «Хотя сама по себе информатизация как процесс взывает к интеграции, на деле у нас доминируют дезинтеграционные процессы, – признал М. Никольский. – Система водоснабжения и водоотведения решена в одной среде, теплоснабжение – в другой среде, а электроснабжение к ним вообще не имеет никакого отношения, и увидеть все это на одной схеме едва ли представляется возможным». По мнению И. Булгаковой, для реальной интеграции необходим «информационный продукт, понятный и легкий в применении, стандартизированный и воспринятый государственными органами».

Как отметил Александр Гурылев, вице-президент НЖК, помимо законодательных препон, «действующих» до принятия закона о ГИС ЖКХ, есть еще проблема языкового барьера: многие управляющие компании не могут сформировать даже технические задания для программистов, чтобы получить нужный им программный продукт. «Люди на жилищном участке и программисты говорят на принципиально разных языках, и только расшифровка для программистов тех задач, которые должны решаться в сфере ЖКХ, позволит вывести на рынок программные продукты, адаптированные к нуждам жилищно-коммунального хозяйства и пригодные к использованию здесь на 100%», – считает А. Гурылев.

Сегодня ЖКХ переживает период поиска единого знаменателя в области ИТ, который, очевидно, должен быть найден не только с помощью закона, но и с участием бизнес-сообщества.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!