Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06-07 2013
Лилия ПАВЛОВА  18 июня 2013

Рынок как предчувствие

По прогнозу НП «ГЛОНАСС», к 2020 г. объем российского рынка спутниковой навигации вырастет в 20 раз – до 300 млрд руб. Основными драйверами роста станут государственные и региональные программы внедрения технологий ГЛОНАСС на транспорте и массовое использование услуг страховой телематики.

На низком старте

В следующем году систему «ЭРА-ГЛОНАСС» планируется запустить в промышленную эксплуатацию на территории всей страны – и с этого момента, как принято считать, начнется взрывной рост отечественного навигационного рынка, объем которого в 2012 г. составил около 15 млрд руб. Как отметил на VII международном форуме по спутниковой навигации замминистра транспорта Алексей Цыденов, уже сейчас применение технологий ГЛОНАСС в дорожных работах на федеральных трассах, на внутренних водных путях, в авиации, строительстве и других сферах народного хозяйства дает ежегодную экономию в 160 млрд руб. Прямое назначение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» не связано с экономическим эффектом, но за счет своей массовости она становится основным драйвером рынка телематики. В то же время, по данным А. Цыденова, экономический эффект от реализации программы, бюджет которой составляет 3,9 млрд руб., к 2020 г. достигнет 66,1 млрд руб.

Сейчас на базе технологий ГЛОНАСС внедряются системы мониторинга перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, региональные и городские системы управления и диспетчеризации пассажирских перевозок, школьных автобусов, системы управления средствами МВД, МЧС, скорой помощи, мониторинга транспорта, ЖКХ. на очереди – системы взимания платы с владельцев грузовиков массой больше 12 т, средства контроля режима труда и отдыха водителей. При этом, по словам А. Цыденова, «ЭРА-ГЛОНАСС» должна стать основой для интеграции всех информационно-навигационных систем на транспорте, поскольку она будет масштабирована на территорию всей страны и будет иметь готовую инфраструктуру для межрегионального и межсистемного взаимодействия.

Что касается терминалов, то в ближайшее время, как отметил президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко, необходимо будет запустить несколько параллельных процессов: провести технологическую унификацию различных устройств, которые поддерживают сходные функции (ГЛОНАСС-терминалы, тахографы, системы взимания платежей, терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС»); разработать унифицированную платформу для терминалов разного функционала, чтобы перевозчики могли устанавливать на борт автомобиля одну «коробку» вместо четырех, которые они обязаны будут ставить с 2015 г. В настоящее время «ГЛОНАСС» разрабатывает техническую политику унификации соответствующих устройств и систем их интеграции на основе платформы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Наконец, «драйвер №1» всего российского навигационного рынка дает толчок развитию нового массового  сегмента – услуг страховой телематики.

В телематику идут страховщики

Этот рынок сравнительно молод, но быстро растет. Лидирует здесь Европа, где насчитывается около 2 млн клиентов страховой телематики, или «умного страхования». В нем используются не среднестатистические тарифы, а индивидуальные профили водителя, и страховой тариф, таким образом, зависит от стиля вождения (Pay-how-you-drive – «плати как ездишь») или от пробега автомобиля (Pay-as-you-drive – «плати сколько ездишь»). В среднестатистическом варианте одинаковые деньги за страховку платят и пенсионер, который использует свою машину эпизодически, и таксист-частник; и лихач, и осторожный водитель.

Возможность дифференцированно подходить к страхованию появилась с установкой на автомобилях телематических систем. Игроков на этом рынке пока единицы. Как отметил на конференции Navitoring Леон Линецкий (3S-Telematica), несколько лет назад компания первой вышла на отечественный рынок страховой телематики с разработанной совместно с «Ингосстрахом» программой «Молодой водитель», по которой клиент получает скидку на полис КАСКО до 30%. В 2007 г. ГК «Цезарь Сателлит» стала партнером лидера европейского рынка страховой телематики OCTO Telematics, обслуживающего 1 млн 700 тыс. клиентов и ежедневно обрабатывающего около 450 ДТП. Однако сегодня, по словам Леонида Огарева («Цезарь Сателлит»), внимание российских клиентов в первую очередь привлекает охранная телематика, пробки, состояние дорог. «Страховой телематикой интересуются лишь около 30% опрошенных нами клиентов, – констатировал Л. Огарев. – Видимо, потому, что это самая молодая и малоизвестная область телематики».

В массовом порядке за рамки профессиональных форумов «умное страхование» выйдет, вероятно, по завершении эксперимента, который будет проводиться (согласно новым поправкам в законопроект об ОСАГО) в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Как сообщил Павел Бунин, президент Российского союза автостраховщиков (РСА), эксперимент предусматривает введение так называемого безлимитного Европротокола (оформление ДТП без участия полиции с расширением лимита ОСАГО с нынешних 25 тыс. руб. до 400 тыс.) для двух столиц и их пригородов при несложных ДТП, в которых вред причинен автомобилям, оснащенным видеорегистраторами и спутниковыми устройствами слежения. Информация, получаемая с навигационного оборудования, позволит определить не только точное место и время дорожно-транспортного происшествия, но и скорость, направление движения и силу удара, а также просмотреть историю движения транспортного средства перед ДТП. Таким образом можно будет достоверно зафиксировать и реконструировать обстоятельства происшествия. Для страховщиков это главный плюс самой идеи, поскольку сводит к минимуму возможность мошенничества со стороны клиентов. Клиенты же, да и все участники дорожного движения, выигрывают время, не тратя его на ожидание сотрудников ГИБДД, оформление бумаг и пр. Кроме того, телематическое оборудование позволяет зафиксировать резкие разгоны, торможения и траекторию передвижения транспортных средств, а эти сведения можно использовать в «умном страховании». Применительно к пассажирскому транспорту такая информация полезна для повышения качества обслуживания пассажиров и безопасности перевозок.

По словам П. Бунина, проект позволит страховым компаниям автоматически получать информацию о произошедшем инциденте при помощи системы «ЭРА-ГЛОНАСС». РСА планирует создать подсистему страховой телематики АИС ОСАГО, обеспечивающую информационное взаимодействие между страховыми организациями, операторами мониторинговых систем и государственной системой «ЭРА-ГЛОНАСС». По результатам эксперимента планируется подготовить предложения по формированию нормативно-правовой базы для использования спутниковых навигационных технологий в сфере автоматизации процессов реконструкции и оформления ДТП по системе Европротокола.

К слову, в рамках форума по спутниковой навигации был сделан еще один шаг в развитии нового рынка: НП «ГЛОНАСС», РСА и «Страховая группа МСК» подписали протокол о взаимодействии при проведении пилотного проекта исследовательской экспериментальной работы по страховой телематике на базе ГУП «Мосгортранс». Дело в том, что с принятием закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика…» от 14.06.2012 N 67-ФЗ появился новый вид обязательного страхования – ответственности перевозчика перед пассажирами, которым в случае травм по вине перевозчика положены внушительные страховые выплаты. Поэтому от возможного мошенничества пассажиров перевозчики страхуют себя телематикой. Установленные в автобусах «Мосгортранса» системы видеонаблюдения и спутниковой навигации позволят в случае обращения потерпевших скрупулезно восстановить обстоятельства инцидента, оценить вину водителя и транспортного предприятия. По словам вице-президента «Страховой группы МСК» Ивана Давыдова, с подписанием протокола компания не только решает вопросы обслуживания действующих договоров, но и делает первый шаг по отработке будущих систем страховой телематики.

Примечательно, что драйвером взрывного роста рынка телематики в Европе в 2005–2006 гг. эксперты называют именно «умное страхование». Прогнозируя скорый и быстрый рост этого рынка в России, Алексей Шипулин (Meta System S.p.A.) предостерегает: к большим количественным показателям надо хорошо подготовиться, чтобы «неожиданно» не столкнуться с целым рядом проблем. Во-первых, производство должно не только справляться с большими объемами, но и сохранять высокий уровень качества оборудования; во-вторых, производители должны поддерживать разнотипные каналы продаж – на конвейеры автопроизводителей, через дилерские центры, в розничную сеть, и для каждого типа каналов требуется определенная экспертиза (для одного это сертификация оборудования, для другого – его унификация, для третьего – организация сервиса и техподдержки).

  

Создание государственных навигационно-информационных систем на автотранспорте – мировой тренд. В Евросоюзе готовится запуск в 2015 г. аналогичной «ЭРЕ-ГЛОНАСС» системы помощи при дорожно-транспортных происшествиях eCall; в 2015 г. стартует проект ЭВАК на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» в Казахстане; в США на 2015 г. запланирован запуск системы EDR («черные ящики» на всех автомобилях). Россия вырвалась вперед планеты всей в реализации проекта экстренного реагирования при авариях, и в этом плане наш опыт еще пригодится и Европе и Америке. А вот насколько мы сами подготовились к его запуску?..

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!