Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06-07 2013
Евгений СОЛОМАТИН  18 июня 2013

Назад в будущее IPTV и ползучая революция

Где и когда началась история IPTV, уже никто не помнит, но, похоже, она закончилась безвозвратно. Началась история Connected TV.

Вопрос на засыпку: Connected TV – это новая технология, идея или бизнес-модель? Или микс? Или просто инициированная маркетологами реинкарнация медленно, но верно умирающего термина? Пока никто не знает наверняка, тем не менее все спешат оторвать свой кусок от нового тренда, выражаемого фразой Connected Everything. Расшифруем: Connected TV, Connected Games, Connected Devices, Connected Home, Connected Office. Далее везде.

Тренд стал настолько силен, а связанная с ним тематика настолько вышла за рамки традиционного, но так и не «полетевшего» IPTV, что организаторы ежегодно проводимого в Лондоне форума-выставки IP&TV World Forum в нынешнем году переименовали мероприятие в Connected TV Forum.

Программа форума-2013 – это попытка собрать пазл из слов «монетизация», «рекламная модель», «мультиплатформенная доставка контента», «экосистема», «беспроводные технологии», «игры», «умный дом», «потребление», «таргетирование», «приложения», «стандарты».

Где деньги, Зин?

Ключевой вопрос, как всегда, – кто, кому и за что платит. Раньше было только банальное ТВ. Сейчас – за-силье планшетов, смартфонов, ноутбуков и других портативных устройств с видео. Причем батарейка «держит» уже четыре-пять часов, разрешение – прекрасное, интернет – быстрый, бесплатного видео – море. Да и обычное ТВ давно стало почти смарт.

Экосистема развилась невообразимо, внутривидовой естественный отбор усилился, в пищевой цепочке появились новые голодные. Для производителей контента наступила райская пора – они пытаются лицензировать не только территорию, тип вещания, но и типы устройств и экранов. Что, впрочем, только стимулирует пиратство. Все стали рассуждать на тему «нелинейного ТВ», «нелинейного смотрения, которое ведет к росту потребления». Однако попытки доказать, что время, проводимое аудиторией перед экранами, каждый год растет на 30%, очевидно несостоятельны, так как в сутках всего 24 часа, а аудитории еще надо работать, спать, есть и воспитывать будущих потребителей.

Взять деньги можно только в рекламе. Поэтому все думают, как таргетировать чрезвычайно фрагментированную аудиторию, адаптировать сервис к возможности переключения пользователя с одного устройства на другое, как усилить бренд, как бороться с ОТТ-игроками их же методами.

Контент всегда, контент везде, до дней последних донца

Что означает для операторов мультиплатформенная доставка контента? С одной стороны – реальные затраты на закупку и агрегацию контента, внедрение технологических платформ и OSS/BSS-систем, программирование видеотрафика, апгрейд сети. С другой – мифические выгоды: сокращение оттока, повышение лояльности, рост ARPU за счет новых услуг, ранний выход на перспективный рынок.

Компания Ovum провела исследование в 45 ключевых странах, где внедрены мультиплатформенные видеосервисы. Из 453 операторов, предоставляющих услуги aVoD/sVoD/tVoD, 83% пытаются внедрять новые услуги и модели, но только 5% вышли в прибыль. То есть зарабатывают все – производители контента, вендоры, разработчики ПО, но не операторы!

Тем не менее «мыши плакали, но продолжали жевать кактус». Дело в том, что хотя линейное ТВ на традиционных экранах все еще занимает 90–95% общего времени видеосмотрения, в возрастной группе 12–34 лет, по данным Nielsen, доля нелинейного смотрения потокового видео через интернет на планшетах, смартфонах и ПК уже достигла 15%. Эти девайсы меняют потребительские привычки. Например, по результатам исследования Motorola, в Европе 41% людей после прихода домой продолжают смотреть видео в спальне на планшетах и смартфонах (а не на большом экране ТВ!). Более 13% – на кухне! Это увеличивает время смотрения каждого члена семьи (так как нет борьбы за место у одного экрана).

Описанные тенденции потребления решительно перекраивают картину мира, вынуждая операторов предлагать новые сервисы и перестраивать весь текущий бизнес даже себе в убыток, чтобы не выглядеть динозаврами в глазах нового цифрового поколения. И параллельно искать модель монетизации.

Майкл Гэннон (Motorola): «Добро пожаловать в революцию» Возьмем старую добрую услугу DVR (Digital Video Recording). На смену ей пришел nDVR (network DVR). В этом случае контент хранится в облаке, а не загружается на девайс пользователя, что снимает ограничения на объем хранимого контента, облегчает управление доступом к нему, причем в любом месте и с любого устройства (которое становится лишь интерфейсом и точкой доступа в интернет). При желании часть контента можно все же хранить у себя (например, на планшете или ПК). А самое главное, можно реализовать модель таргетированной рекламы (поскольку вставки делаются из облака централизованно в потоковом режиме). Для сравнения, в традиционном STB based DVR объем хранимого контента ограничен емкостью жесткого диска, используется только один формат, смотреть можно только «дома» на ТВ-экране.

Раскинулись сети широко

По оценкам аналитиков, к 2017 г. месячный мировой трафик данных в мобильных сетях превысит 10 экзабайт (1 млрд гигабайт). Почти 75% этого объема придется на видео. С точки зрения архитектуры мобильные сети строились как коммуникационные. А использоваться будут, по сути, как сети доставки контента. Значит, нужно пересматривать архитектуру сетей на всех уровнях, включая транспортный, думать о связности для обеспечения качественного доступа в интернет, расширять пропускную способность всей сети и в особенности последней мили, что имеет пределы в рамках сегодняшних технологий (когда базовая станция работает на одного пользователя, все «летит», а если все абоненты начинают качать видео в потоковом режиме?). При этом ключевой вопрос – зачем это делать? Ведь инвестиции в 3G еще не окупились, а устойчивая модель монетизации видеотрафика так и не придумана. Кто-то говорит, что выход в адаптивных сетях. Но это пока только слова.

В фиксированных сетях ситуация не лучше. Традиционный подход к потреблению ТВ у домохозяек – включить телевизор и пойти на кухню. ТВ работает как фон. Все прекрасно, если используется вещательная модель multicast. Но ведь все переходят на unicast! Представьте уровень загрузки сети в таком фоновом режиме. Кто будет делать ее апгрейд? И кто за него будет платить?

Зато попытки решить эти проблемы ведут к бурному развитию индустрии. Производители устройств и приложений подстраивают их под сильно сегментированные модели потребления контента, вендоры создают платформы оптимизации видеотрафика (гранулированные политики, управление трафиком, QoS) под тип сети в конкретной точке нахождения пользователя (2G, 3G, LTE, Wi-Fi и т.д.), фактическую скорость доступа, тип устройства, профиль потребления пользователя и его тарифный план. Один за другим появляются новые видеокодеки (например, HEVC), стандарты, реализующие адаптивный битрейт (MPEG-DASH), разрабатываются концепции мультимедийного вещания (в частности, eMBMS). Вновь востребованы технологии кэширования, приоритизации трафика, построения выделенных сетей и распределенных дата-центров для ОТТ-сервисов, неуклонно растет роль CDN.

А ведь это только один из сегментов рынка. Добавим игры, умный дом, традиционные сервисы. Неудивительно, что все места под стенды на выставке были заняты.

Дом, который подключит Джек

Одной из ключевых тем стал Connected Home с акцентом на слове «Connected», а наиболее обсуждаемым – понятие «connected & open ecosystem». В любом доме полно разных бытовых и медийных устройств и датчиков (датчики дыма, температуры, доступа, счетчики электроэнергии, газа, воды и т.д.). Плюс видеонаблюдение, медиахаб, инженерная сеть. Все это можно объединить в одну управляемую систему.

Дом становится умным за счет добавления объектов (тех же устройств, датчиков и т.п.) и сервисов. Более того, в рамках протокола IPv6 поле для IP-адреса расширится настолько, что каждый датчик и розетка (а не только сеть) смогут получить свой сетевой адрес. И ими можно будет управлять через сеть. Операторы давно мечтают контролировать трафик не только до дома и из него, но и внутри.

Однако для роста этого рынка нужно развитие экосистемы – совместные усилия всех типов игроков из «пищевой цепочки»: операторов, производителей датчиков, разработчиков стандартов, поставщиков интеграционных платформ, ритейлеров (продающих «кубики», из которых потребитель может собрать свое решение), интеграторов и инсталляторов.

Открытая экосистема требует стандартизированной архитектуры, интерфейса и ПО. Исключительно важно, что в этом сегменте рынка нет killer app. Доходы можно получить только за счет long tail – одновременного предоставления всех услуг (включая дистанционный мониторинг и управление всеми сервисами в доме) на единой платформе. Причем необходим доступ к управлению и мониторингу с мобильных устройств. Интересно, что Motorola, предлагающая платформу, на которой могут интегрироваться все устройства и «жить» все услуги, понимает важность создания такой экосистемы, поэтому пытается выступить инициатором стандартизации и центром объединения всех игроков.

Игрушки не устали и не спят

Еще один тренд связан с поисками идеальной модели игровых сервисов, которая сможет приносить прибыль операторам на базе ТВ-технологий. Деньги могут прийти опосредованно – например, через повышение лояльности пользователей, которым предлагается целый набор услуг, причем часть из них (например, игры) бесплатна. Ключевая идея – только оператор платного ТВ может дать доступ к услугам (включая онлайн-игры) на в с е х устройствах (всех экранах), причем в одном пакете. Для этого нужны новые открытые стандарты разработки, интерактивные сценарии, интеграция с традиционным ТВ-контентом.

Указанные идеи требуют пересмотра (одно из ключевых слов всего мероприятия) отношений между производителями, издателями и операторами. В первую очередь – в сфере получения прав на онлайн-доступ к игровому контенту, использования новых технологий (прежде всего облачных) для его загрузки и расширения аудитории, интеграции игровых приставок, консолей и других устройств с сетями операторов. Кроме того, по мнению некоторых спикеров, многопользовательские онлайновые ТВ-игры призваны стать неотъемлемой частью концепции «социального ТВ».

  

Что же дальше? Слоган ближайшего форума «Развивая следующую стадию мультиплатформенных развлечений» говорит о том, что вопросы только заданы. Будем ждать ответа.

Лондон – Москва

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!