Rambler's Top100
 
 
Статьи ИКС № 06-07 2013
Александра КРЫЛОВА  18 июня 2013

Как выгодно продать бизнес и избежать рейдерства?

Бизнес оператора требует постоянных инвестиций – в строительство узлов и линий связи, в ИТ-инфраструктуру, в маркетинг и рекламу. Как правильно использовать инвестиции и M&A-сделки для привлечения средств на развитие?

В первый день выставки «Связь-Экспокомм» около 180 представителей SMB встретились на ежегодной майской конференции Клуба операторов Москвы – Клуб-КОМ для того, чтобы обсудить эту тему.

Ошибки, которые мы совершаем

Для того чтобы цена, которую предложит инвестор владельцу операторского бизнеса, оказалась справедливой, последнему необходимо избегать ошибок на всех этапах жизненного цикла своей компании, начиная с ее построения и составления бизнес-плана и заканчивая переговорами с потенциальными покупателями.

Строя телекоммуникационный бизнес, считает Александр Волчков, гендиректор Eastway Capital, следует тщательно продумывать его формат – потому что неформатный бизнес не интересует инвесторов, избегать концентрации на узкой группе клиентов или на однотипных клиентах, подверженных одним и тем же рискам. Нежелательно попадать в зависимость от «административного ресурса», выходить на высококонкурентный рынок, а также устанавливать цены ниже рыночных. В противном случае бизнес вряд ли заинтересует потенциальных инвесторов, которых на рынке гораздо меньше, чем соискателей инвестиций.

Операторская компания среднего размера сегодня может получить деньги на развитие путем акционерного инвестирования – привлечения финансового или стратегического инвестора, а также путем слияния с равным себе игроком. Теоретически для нее открыт путь и к IPO на альтернативной лондонской бирже (AIM) или на площадке «Рынок инноваций и инвестиций» Московской биржи, что, впрочем, пока случается редко. Есть и возможность получить долговое финансирование – банковский кредит. У малой компании возможностей меньше: она может заинтересовать финансового инвестора или полностью продать свой бизнес стратегу на достаточно раннем этапе, а вместо банковского кредита ей приходится рассчитывать только на FFF (Friends, Family&Fulls). И это неудивительно: именно друзья, семья и простаки, которых удастся увлечь яркой идеей, чаще всего участвуют в финансировании рискованных проектов.

При оценке стоимости компании следует принимать во внимание, что инвестора, как правило, интересует компания или доля в компании, занимающейся только одним типом бизнеса. Так что если у оператора есть бизнес по строительству линий и сооружений связи или по системной интеграции, то инвестор будет рассматривать их отдельно, не включая в оценку операторской компании.

Каковы типичные ошибки, совершаемые владельцами бизнеса во время переговоров с инвесторами? Во-первых, это выход на сделку в неподходящее время. Оптимальный вариант, считает А. Волчков, продавать компанию почти на «пике роста», когда положительная динамика еще сохраняется. Вторая ошибка – попытка ускорить сделку. Не менее часто встречаются такие серьезные просчеты, как обилие в документах терминов и аббревиатур; неаккуратность при подготовке материалов, в том числе и в расчетах. Предостерег эксперт членов клуба и от передачи инвестору или покупателю контроля над бизнесом или активами до получения от него денег.

Тень, знай свое место!

Наличие четкого документированного подтверждения активов – важное условие выгодной сделки по слиянию и поглощению. Всякий объект отбрасывает «юридическую тень» – ее образуют первичные бухгалтерские документы, оформление и интерпретация которых требует специальных юридических, финансово-экономических и технических знаний. С этого тезиса начал выступление Антон Богатов, юридический советник компании TeliaSonera (Швеция).

Если объект этот – узел связи, то его тень складывается из таких документов, как договор купли-продажи, акт сдачи-приемки, акт ОС-1, техническая документация на ввод в эксплуатацию (проектная, рабочая документация или хотя бы утвержденная схема организации связи). В процессе «тенеобразования» могут участвовать и иные документы, имеющие отношение к вводу объекта связи в эксплуатацию (сопутствующие работы, материалы, оборудование и т.п.).

При этом не надо забывать, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых в этих альбомах не представлена, должны иметь все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 закона «О бухгалтерском учете».

На практике эти требования далеко не всегда соблюдаются или соблюдаются формально. Иногда, рассказал А. Богатов, в первичной документации, посвященной вводу в эксплуатацию объекта связи, прослеживается конфликт формы и содержания: используются юридически и/или логически абсурдные конструкции, к примеру «выполнение работ по оказанию услуг». Иногда поименованные документы не соответствуют договору или действующему законодательству, которые являются основными источниками их интерпретации. Частая проблема – применение типовых форм документов, не подходящих для конкретных сделок. Не всегда соблюдается и срок хранения первичной документации. А ведь по действующему законодательству она должна храниться минимум три года после списания объекта.

Наличие у оператора связи объектов, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию которых не подкреплены полным набором первичных документов, может стать серьезным препятствием как для вхождения инвестора в бизнес, так и для слияния и поглощения. А потому создание, утверждение и хранение этих документов требуют внимательного отношения со стороны собственника и руководителя бизнеса. При таком подходе удается вовремя провести процедуру инвентаризации и тем самым вернуть объектам их «юридические тени».

Бизнес, активы которого не подтверждены всеми необходимыми первичными документами, подвержен риску рейдерского захвата.

Кто такие рейдеры и как с ними бороться

Рейдерство – как поглощение предприятия или установление контроля над его активами против воли собственника или руководителя – в России опирается на пробелы в законодательстве и представляет собой серьезный бизнес, доходность которого открытые источники оценивают величиной от 500 до 1000%. Такие данные привел в своем докладе Евгений Кудрявцев, директор по развитию компании Innovative Network Technologies.

По способам действий «захватчиков» рейдерство условно можно разделить на «черное», «серое» и «белое». Первое использует только незаконные методы, второе сочетает незаконные и квазизаконные способы захвата, третье, хоть и в меньшей степени, но тоже предполагает некоторые нарушения закона, например организацию забастовок сотрудников.

Именно «белое» рейдерство (на Западе этот термин используется как синоним понятия «слияния и поглощения») наиболее распространено на телекоммуникационном рынке России, причем как в сфере провайдинга, так и в сфере дистрибуции. «Крупные компании считают нормальным поглощение неэффективного игрока более мощным и эффективным конкурентом», – констатировал Е. Кудрявцев.

Как защититься от этого? Первый свой совет – соблюдать законодательство РФ – сам докладчик назвал утопичным, поскольку при строительстве сетей и объектов связи, использовании частот это далеко не всегда возможно. Второй совет: иметь четкую схему управления предприятием. Если у него несколько собственников, то сферы деятельности их всех должны быть разделены. Третий совет эксперта касается финансовой безопасности: необходимо понимать, какая часть активов компании была приобретена на ее собственные, а какая – на заемные средства. Большое количество коротких кредитов ставит ее финансовую стабильность под угрозу. Есть опасность, что рейдеры выкупят эти долги и потребуют их с компании. Еще один важный для провайдеров совет: защищать интеллектуальную собственность предприятия, в том числе биллинг, клиентскую базу, а также надежно хранить документы о регистрации компании и ее текущей деятельности.

Вот и получается: чтобы не стать добычей рейдеров и мошенников, а быть привлекательными для серьезных инвесторов, средние и малые операторские компании должны заботиться о всестороннем повышении эффективности своего бизнеса в самом широком смысле этого слова.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!