Rambler's Top100
Статьи ИКС № 08-09 2013
03 сентября 2013

Евгений ВАСИЛЬЕВ - Человек действия

Гендиректор МТТ Евгений ВАСИЛЬЕВ придерживается принципа велосипедистов: остановишься – упадешь.

Евгений ВАСИЛЬЕВ, гендиректор МТТЕго профессиональный пока 20-летний «веломарафон» проходит по трассе с барьерами, виражами и спиралями – вне накатанных дорожек.

Старт с барьерами

В Васильеве чувствуется офицерская стать. Он человек гражданский, но «кровь – не вода»: семь поколений предков и по отцовской, и по материнской линии были военно-морскими офицерами, дед и прадед – адмиралы. Все – коренные петербуржцы, белая кость.

От военно-морской династии сначала отклонился отец, физик-ядерщик, а потом и сын, выбрав ИТ. «Мне повезло с учителем, который вел информатику в школе, – объясняет свой выбор Е. Васильев. – В конце 80-х этот предмет только-только появился и очень меня увлек. Захотелось пойти в эту новую индустрию, которую теперь мы называем ИТ. Когда встал вопрос о вузе, я поступил одновременно на матмех в ЛГУ и в ЛЭТИ. В результате остался в ЛЭТИ, потому что именно там учили на программистов».

Студенческие годы пришлись на начало 90-х. «Мы оказались потерянным поколением, которое училось и воспитывалось в советской школе, а в институт пошло уже в новой России, – вспоминает Васильев. – Это была полная смена представлений о том, как надо жить. Мы были слишком молоды, чтобы "поймать волну", и при этом нужно было не только получать профессию, но и просто физически выживать. Денег вечно не хватало – и параллельно с учебой в институте чем только я не занимался. Подрабатывал чернорабочим, грузчиком, санитаром, книги продавал. Это была школа жизни, и именно тогда у меня появился первый предпринимательский опыт – иногда удачный, иногда нет. Кто-то из моих ровесников эти трудности преодолеть не смог. Но кто преодолел – закалился».

Крутой вираж

С четвертого курса Евгений нацеливался на работу программистом в аварийно-спасательном центре Минатома, дорога в ИТ казалась ясной и понятной. Но вмешался случай. «При нашем институте к тому времени уже несколько лет работала российско-бельгийская бизнес-школа "ЛЭТИ-Лованиум", – рассказывает Е. Васильев. – Когда в преддипломный год мне предложили попробовать туда поступить, я сомневался: на бюджетном отделении конкурс огромный. Но решил попробовать. Принцип моей жизни, наверное, можно сформулировать так: лучше что-то сделать и пожалеть, чем не сделать и потом жалеть всю жизнь».

Руководствуясь этим принципом, он пошел на экзамен – и прошел все тесты. Следующие полтора года ежедневного интенсивного обучения на английском языке (приходилось совмещать учебу в бизнес-школе с дипломом в институте и подработками по ночам) «переформатировали» его представление о будущей деятельности. Он понял, что хотел бы заниматься чем-то б'ольшим, чем просто разработкой кодов.

Прямой маршрут

После окончания бизнес-школы последовало несколько предложений работы, и все они были из телекома. «Никаких шансов не попасть в телекоммуникации у меня уже не было, – шутит Е. Васильев. – Из трех компаний я выбрал "ПетерСтар". Тогда там был гендиректором Владимир Александрович Акулич – человек необычайной харизмы. Он сумел не только сформировать команду из молодых специалистов 22–25 лет, но и научить их добиваться результатов, быть большими патриотами своей компании».

В 2000 г. акционеры «ПетерСтара» пригласили Е. Васильева в холдинг «Телекоминвест» на должность заместителя директора дивизиона фиксированной связи, который, в частности, развивал новые проекты. Одним из таких проектов стало создание компании «Петербург Транзит Телеком», которую и возглавил Евгений Васильев. Между «Телекоминвестом» и ПТТ были еще несколько стартапов, которыми он занимался. «Мне вообще по жизни приходится (да и нравится) заниматься стартапами, – констатирует Е. Васильев. – Наверное, моя специализация – либо создавать что-то с нуля, либо заниматься антикризисным менеджментом».

Новый поворот

В 2006 г. Васильеву предложили работу в Мининформсвязи России. «Не могу сказать, что сходу принял это предложение, – признает Е. Васильев. – Попадая из бизнеса на госслужбу, понимаешь, что нужно укреплять свою "матчасть" (знать законы, хорошо разбираться в нормативной правовой базе); понимать, как работает государство (а государство наше работает по таким специальным законам, которые не всегда можно сходу понять) и проч. Я мучительно размышлял над тем, надо ли мне этим заниматься. Решение принял, повинуясь своему любимому принципу: лучше что-то сделать, чем не сделать».

Так Е. Васильев оказался в министерстве на позиции сначала исполняющего обязанности, а потом директора Департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи России. Ему было 33 года. В тот период произошли три крутых поворота в его жизни. Во-первых, перешел на принципиально другую работу; во-вторых, уехал из родного Петербурга; в-третьих, разлучился с семьей – женой и маленьким сыном. «Очень тяжело было поначалу, но в работе министерства были два важных поддерживающих фактора, – вспоминает Евгений Сергеевич. – Первый – непререкаемый авторитет министра, второй – правильно выстроенная модель работы. Три структуры – министерство, Россвязь, Роскомнадзор – работали как часы в едином ритме, в единой системе координат».

По вертикали с препятствиями

В 2008 г. Васильев вернулся в Петербург. «Я люблю свой город и хотел свою жизнь связать с компанией, которая работает в Петербурге», – признает он. Надо сказать, ему повезло вернуться в родной «ПетерСтар», причем уже в статусе генерального директора. Но произошло это 13 сентября 2008 г. – и кризис развеял надежды на более или менее размеренную жизнь. Васильев возглавил борьбу своей компании с кризисом. «Думаю, нам это удалось гораздо лучше, чем многим другим компаниям, – резюмирует он. – Не секрет, что "МегаФон" купил "Синтерру" во многом из-за "ПетерСтара". После этой сделки был небольшой период, когда я совмещал позиции гендиректора "ПетерСтара" и первого заместителя директора Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон". А после полной интеграции компаний написал заявление об освобождении от этой должности. В "МегаФоне" сильная корпоративная политика, одна из самых сильных на рынке. Но у меня за спиной уже был определенный опыт – и очень сложно было пытаться интегрировать себя в иную корпоративную среду. Поэтому я принял решение расстаться с "МегаФоном"».

А с 1 января 2011 г. Евгений Васильев возглавил ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком». «В силу объективных причин традиционный транзит, которым занимался и занимается МТТ, – это рынок с ниспадающим трендом, – отмечает Евгений Сергеевич. – Тем не менее свое место компания МТТ на этом рынке застолбила, и сейчас мы начинаем работать на новых транзитных рынках, связанных с роумингом данных сетей LTE. А помимо этого необходимо искать и осваивать новые рынки роста – и львиную долю своего времени мы с коллегами этим задачам сейчас и посвящаем».

Автопутешественники...во времени и пространстве

   

Б л и ц .    П  е  р  е  д  ы  ш  к  а

– Ваш принцип «лучше сделать и пожалеть…» – это признак некоторой авантюрности характера…

– Я бы так не сказал, скорее, я человек действия. Это принцип едущего на велосипеде: останавливаешься – падаешь; крутишь педали – едешь.

– Как отдыхаете?

– Мы с женой Татьяной – заядлые автопутешественники. Как только выдается время – садимся в машину и едем. В Европе, пожалуй, не осталось мест, где бы мы не побывали, и теперь хотим начать покорять Африку – доехатьдо Кейптауна А потом вершить еще трансамериканскую поездку от Аляски до Чили.

– Семья не ропщет, что опять работаете в Москве и видитесь наездами?

– Мне очень повезло с женой, с которой мы познакомились еще в «ПетерСтаре», в мой первый приход в компанию. Она работала там юристом и знает изнутри всю нашу корпоративную культуру; ей не надо объяснять, почему я работаю до 11 ночи. Сейчас она создала собственное дело, чему я несказанно рад. Единственный минус во всей этой истории – к сожалению, мы действительно реже видимся. И ничего нет хорошего в том, что сын общается с отцом только в выходные. Для работы этот ритм определенно хорош, а для отношений труден. Хотя есть и плюсы – начинаешь больше ценить время, проведенное с семьей.

– Вы человек действия и логики. А случалось совершать поступки нелогичные?

– Я всегда старался в принятии решения найти разумное сочетание логики и интуиции. И, как правило, это было полезно. Интуиция – это, наверное, подсознательный опыт, может быть, даже на генетическом уровне, который существует в виде некоего личностного бэкграунда. И отбрасывать его неправильно.

– Как видите себя лет через тридцать?

– Буду работать. Со временем я хотел бы сделать собственный проект, необязательно даже в области ИТ. Я однозначно не хотел бы на склоне лет вести пассивный образ жизни. Этого мне недостаточно.

Записала Лилия ПАВЛОВА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!