Rambler's Top100
Статьи ИКС № 08-09 2013
03 сентября 2013

С госзаказчиком надо уметь работать

Год назад для реализации государственной программы «Информационный город (2012– 2016 гг.)» Департамент информационных технологий города Москвы провел конкурс на предоставление услуг ЦОДа среди коммерческих дата-центров.

Алексей АЛЯЕВЗаключенный по его итогам контракт рассчитан на три года, так что новый конкурс не за горами.

Об особенностях взаимодействия коммерческого дата-центра с государственным заказчиком рассказывает начальник управления технической политики Департамента информационных технологий города Москвы Алексей АЛЯЕВ.

– По каким критериям вы выбирали датацентр для размещения городских информационных систем?

– Конкурсные условия составлялись на основании наших потребностей в размещении ИТ-оборудования.

Основные технические требования были следующими: площадка должна обеспечивать установку в одном месте 40 стоек с энергопотреблением 5, 10 и 15 кВт, поддерживать возможность монтажа оборудования нестандартного размера, иметь по два независимых ввода электропитания и оптических кабелей операторов связи, зарезервированную по схеме N+1 инженерную инфраструктуру, системы безопасности и контроля доступа определенного уровня и т.п. В принципе наши требования по надежности инженерных систем ЦОДа соответствовали уровню Tier III. Но хочу сразу подчеркнуть, что требования Uptime Institute и любых существующих в мире стандартов дата-центров для нас являются лишь справочной информацией и наличие соответствующих сертификатов нас не интересует. Наши требования в чем-то могут совпадать с требованиями того или иного стандарта, в чем-то отличаться от него в ту или другую сторону – для нас главное, чтобы была обеспечена бесперебойная работа городских информационных систем. Так что мы в любом случае сами проводим аудит инженерной и сетевой инфраструктуры на объектах потенциальных подрядчиков.

– Какими сервисами дата-центра вы пользуетесь?

– Прежде всего хочу сказать, что в нашем контракте с ЦОДом вообще не фигурирует такая услуга, как colocation. Дата-центр предоставляет нам место для размещения нашего оборудования, но за размещение стоек мы не платим, это не услуга. Услуга для нас – это виртуальная машина с определенными характеристиками, это объем дискового пространства в СХД определенного размера, это поддержка и администрирование оборудования. Наш заказ – это целый комплекс услуг для размещения той или иной информационной системы, который, например, может предусматривать такие сервисы, как предоставление 10 виртуальных машин и 2 Тбайт дискового пространства, установку операционных систем и СУБД и выполнение резервного копирования раз в неделю. Технические параметры площадки, к которым мы предъявляем достаточно жесткие требования, являются лишь базой для предоставления сервисов с заданным SLA, а оплачиваем мы только оказанные услуги.

– Уровень имеющегося SLA вас устраивает?

– Условия для SLA при заключении контракта год назад составляли мы сами в соответствии с нашими требованиями по обеспечению работы критически важных для города информационных систем, вполне обоснованными и реально выполнимыми. На момент подписания контракта уровень SLA нас полностью устраивал, но время идет, ситуация меняется, и сейчас, исходя уже из полученного опыта работы с коммерческим датацентром, мы хотели бы ужесточить штрафные санкции и детализировать потребляемые услуги, разбить их на составляющие и соответственно детализировать SLA. В рамках данного контракта никаких изменений SLA, конечно же, не предусматривается, но мы уже работаем над новой версией SLA для следующих заказов на размещение городских информационных систем.

– К каким еще изменениям требований следует готовиться вашим потенциальным подрядчикам?

– Вообще говоря, мы хотели бы перейти на другую модель потребления услуг дата-центра. Действующий контракт построен на том, что услуги ЦОДа нам оказываются с использованием оборудования, принадлежащего городу, состав которого в случае необходимости дополняется и расширяется за счет оборудования провайдера дата-центра. Но теперь мы хотим уйти от своего «железа» и покупать только сервисы по размещению информационных систем, по предоставлению вычислительных или сетевых ресурсов и т.п. Правда, полностью отказаться от собственного оборудования мы сейчас не можем – в силу необходимости выполнения нормативных требований к информационной безопасности систем, обрабатывающих персональные данные граждан. Эти системы должны иметь максимальный уровень защиты, а требования к ним как раз предусматривают обязательное использование отдельного оборудования, находящегося в нашей собственности.

– Каким, на взгляд государственного заказчика, должен быть провайдер коммерческого ЦОДа?

– В нашей работе достаточно часто возникают срочные задачи, связанные с запуском новых информационных систем или тестовых решений, что требует дополнительных вычислительных ресурсов, иногда довольно значительных. Поэтому в идеале оператор дата-центра, работающий с нами по сервисному контракту, должен обладать некоторой избыточностью ресурсов, чтобы их можно было быстро предоставить заказчику. Мы полагаем, что коммерческие дата-центры должны более активно заниматься развитием и расширением своей инфраструктуры, чтобы хотя бы немного опережать потребности заказчиков. Конечно, им невыгодно держать неиспользуемые мощности, ведь мы платим по факту, только за оказанные услуги, но наличие запаса, позволяющего клиенту «продержаться» до доставки заказанного оборудования, повысит не только его лояльность к такому провайдеру, но и доходы последнего: ведь услуги, предоставляемые на «избыточном» оборудовании, будут оплачены клиентом.

Кроме того, как показывает практика, далеко не все коммерческие ЦОДы умеют работать с государственными заказчиками. Для серьезного госзаказчика нужно проводить экскурсии по своим площадкам, готовить продуманные коммерческие предложения, предоставлять запрашиваемые документы, касающиеся архитектуры инженерных и СКС-решений, а не ограничиваться рекламными проспектами, как это часто сейчас бывает. Провайдер должен быть готов к контрактной системе работы, требующей выполнения всех процедур в четко установленные сроки. Он должен понимать, что государственный заказчик не станет подписывать предложенный дата-центром типовой договор – у него есть свой, и провайдер, желающий получить заказ, должен на эти условия соглашаться. Нужно также учитывать, что вся система взаимодействия поставщика с государственным заказчиком сильно отличается от процедуры общения с коммерческим клиентом в силу разных иерархических структур управления и систем регламентации деятельности.

Да, с Департаментом информационных технологий города Москвы как с государственным заказчиком работать очень непросто, но этой жесткости требуют наши высококритичные сервисы по предоставлению госуслуг в электронном виде миллионам граждан.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!