Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 08-09 2013
Александр ГОЛЫШКО  03 сентября 2013

Очередные задачи Телекома. Новые крылья

Сегодняшний телеком быстро и кардинально меняется, все более уподобляясь интернету и виртуализуясь. И на пути к полной виртуализации всего ИКТ-сущего осталось не так много препятствий.

Если ты рожден без крыльев, не мешай им расти.

Коко Шанель

Александр ГОЛЫШКО, канд. техн. наукО телеком-генезисе

Мы так привыкли гордиться воистину стремительным взлетом ИКТ-отрасли, что и сами не всегда за ней поспеваем.

В результате, с одной стороны, никто не может считать себя абсолютно «в теме», потому что пока он рассказывает вам о своих компетенциях, в индустрии успевает появиться что-то новое.

С другой стороны, перейти на новый уровень знаний нам часто мешают уже имеющиеся знания и привычки. Вернее, не столько они, сколько порожденные ими стереотипы. Так было, есть и будет – и при переходе на цифровую связь, и при ломке парадигмы коммутации каналов с переходом на концепцию NGN и внедрением в телеком принципов интернета, и при невероятном подъеме беспроводной связи, и при бурном росте фиксированного и мобильного ШПД с параллельным развитием технологий ОТТ, и при текущем превращении интернета в «еще одну инфраструктуру».

Играй, труба, играй!

Модель нынешнего ИКТ-мира трансформируется, как известно, в весьма простую формулу «облако–труба–терминал» (или cloud–pipe–device), где собственно телеком находится преимущественно в «трубе», а ИТ – в облаке. Где находятся диктуемые действующим регулированием первичные и вторичные сети, зоны нумерации, доступ и транспорт, не совсем понятно, но и не столь уж важно.

Конечно, есть транспорт и есть доступ, но существуют и беспроводные meshсети, где одно и то же бывает и транспортом, и доступом. Не говоря уже о сетях TDD-LTE, которые могут логически разделяться для выполнения обеих этих функций одновременно. С точки зрения связи главное теперь – это скорость и пропускная способность при соединении по схеме «каждый с каждым».

Мы пока склонны говорить, к примеру, о проектах построения телефонных сетей или ТВ-сетей, несмотря на то что сами уже построили или строим сети All-IP. Не то чтобы мы забыли, что в эпоху чрезвычайно развитых NGN и ШПД нет смысла концептуально выделять из мультисервиса какую-либо одну услугу, ибо все сети становятся в принципе одинаковыми и интернетоподобными. Мы просто привыкли, что есть ТфОП с ее территориально привязанной нумерацией, есть сети эфирного ТВ-вещания, сети КТВ и даже сравнительно новые сети IPTV. И к этим сетям/услугам у нас до сих пор привязано отраслевое регулирование, а это дополнительно приковывает нас к прошлому. Однако, не только вглядываясь вперед, но и оглядываясь по сторонам, мы можем увидеть все те же услуги в образе интернет-сервисов.

В наш просвещенный век уже не очень понятно, зачем нужны какие-то специализированные сети, если есть скоростной ШПД, по которому в операторской мультисервисной сети или даже через «хороший» интернет-канал (по технологии ОТТ) можно доставить любые потоки данных, причем с контролируемым качеством. Более 10 лет в отрасли шли дебаты по поводу услуг triple play, зато сегодня мы можем просматривать видео и телепередачи на смартфонах, планшетах, персональных компьютерах, телевизионных приемниках и одновременно отправлять текстовые сообщения, играть в игры и бродить по интернету в любом месте и в любое время. И произошло это отнюдь не усилиями сетевых компаний-операторов, а (кто бы мог подумать) благодаря поставщикам всевозможных гаджетов. По планшету или по телевизору можно и поговорить, и увидеть – нет никакой разницы, и так будет и впредь. Миллионы людей именно так и работают, и отдыхают. Разве вы не замечаете, что молодое поколение практически уже не смотрит телевизор, как ни пыжатся различные «телетворцы», чтобы оно его смотрело? А ведь сегодня можно перебросить все получаемое (включая изображение) с одного гаджета на другой. И де-факто в современных сетях All-IP нет никакой отдельной услуги телефонии, ТВ- или радиовещания. С точки зрения сервиса все гораздо шире, универсальнее и проще (разумеется, «невидимые миру слезы» разработчиков потребителя не касаются), ибо у вас есть источник данных с конкретными характеристиками качества, позволяющими получать либо только голос, либо все что угодно, включая 4К (UltraHD). К этому, собственно, больше ста лет и стремились.

Особенно забавно слышать о перспективных проектах интерактивных цифровых сетей эфирного ТВвещания с обратным каналом через ШПД (кто бы сомневался). У пользователей Apple-TV, в частности, сразу же возникает резонный вопрос – если у вас есть нужная «коробочка», подключенная к ШПД, то зачем вам все это? Японские телекоммуникационные компании, к примеру, проводят тестирование сетевого вещания в стрим-режиме через интернет на ресиверы рядовых получателей с качеством 4K (!). Радиостанции КВ-диапазона (и не только) массово переходят на интернет-вещание, а в Сети можно найти любые ТВ-каналы или же сформировать свои собственные. Последнему поколению ТВ-приемников помимо сетевого гнезда Ethernet не нужны ни ТВ-приставки, ни антенные входы. Самые современные телевизоры уже «оторвались» от ТВ-сетей и зажили своей интернет-жизнью, а управлять ими можно и со смартфона.

Для простоты понимания можно сказать, что если бы какое-нибудь ведомство вроде «Мосводоканала» работало по описанной выше схеме, то в зависимости от размера подведенной к вашей квартире трубы и особенностей крана в ванной вам могли бы доставлять не только воду, но и разного размера рыбу (в том числе уже приготовленную), вплоть до китовой акулы, не говоря о плавсредствах от байдарок до яхт. И, главное, труба была бы одна (порой динамически расширяемая), а не своя под каждый сервис. Основная проблема была бы не в трубе, а в том, где «Мосводоканалу» взять ту или иную рыбу (и рецепт приготовления) либо лодку, которую возжелал клиент.

Все это свидетельствует о том, что концепция смены парадигмы «в головах» отстает от существующей (причем реально, а не в блогах футурологов) ИКТ-индустрии. Мы часто говорим о развитии ШПД или каких-либо интернет-сервисов, но все еще не возвели это развитие в ранг первоочередного национального сетевого строительства. Того самого, на котором, как теперь известно, будет базироваться экономика каждого развитого государства. Но дело не только в этом – здесь «зарыты» будущие бизнес-модели и для самих участников ИКТ-рынка. Когда-то, когда под каждую услугу была своя сеть, рынок был исключительно вертикальным, но узким. С развитием мультисервисных сетей расширились горизонтальные уровни сервиса и инфраструктуры, в которых теперь можно организовывать массу различных вертикальных бизнес-моделей, не особенно оглядываясь на сетевые технологии (т.е. наиболее простым образом). А дальше, как мы покажем ниже, все будет еще проще. Параллельно с открывающимися сервисными возможностями будут изменяться предпочтения и модели поведения конечных пользователей. Уже сегодня появляются многообразные кроссотраслевые решения, выходящие за рамки ИКТ-рынка. Так телеком претерпевает кардинальные преобразования, устанавливающие конвергентные отношения не только в мире технологий и сервисов, но и в мире бизнес-моделей.

Разумеется, сети TDM и даже аналоговые сети сразу не исчезнут. Они еще поработают на периферии, где их оперативная замена пока экономически невыгодна хотя бы из-за слабой платежеспособности населения. Но концептуально они должны рассматриваться лишь как временные ниши на «последней миле», существующие гдето за локальными маршрутизаторами сети NGN.

Интернет – у руля парохода современности

Следует заметить, что развитие интернета и ШПД не просто дает нам в руки еще одну инфраструктуру, параллельную уже действующим телекоммуникационным сетям. Речь идет даже не об одной физической инфраструктуре, а о целом наборе созданных поверх нее логических инфраструктур, имеющих свои ИТ-особенности (например, адресацию) и своих пользователей. В частности, чуть ли не каждая социальная сеть имеет сегодня свои сервисы для передачи сообщений, голоса и видео, а их пользователям не нужны никакие услуги телекома, кроме ШПД. Причем их интересует доступ через ШПД в интернет, а не в конкретную операторскую сеть.

Что же касается интернета вообще, то, к примеру, один только мессенджер WhatsApp (бесплатный обмен короткими сообщениями для владельцев телефонов со всеми популярными ОС) обрабатывает по 10 млрд SMS в день (из них 6 млрд – исходящие), тогда как все операторы мобильной связи мира сообща пересылают около 21 млрд SMS в день. Если же взять известный сервис Skype, то в прошлом году его трафик вырос на 44% (или на 167 млрд минут). За тот же период все (!) мировые телеком-операторы в совокупности увеличили объем телефонного трафика лишь на 51 млрд минут. То есть в 2012 г. Skype де-факто перешел из разряда любительской телефонии в разряд профессиональных игроков рынка. И сервис «ТфОП как услуга» вовсе не кажется такой уж фантастикой.

Как со всем этим бороться? Пытаться ограничить или даже запретить новые бизнес-модели новых игроков (как когда-то запрещали и ограничивали IPтелефонию)? Или же стать лучше них, придумав чтото более интересное? На запретах ростков будущего, как известно, далеко не уедешь. Не мешает помнить и фразу Махатмы Ганди, относящуюся, как ни странно, и к IP-телефонии: «Сначала вас не замечают, потом над вами смеются, потом борются с вами. А потом вы побеждаете». В общем, выход тут один – возглавить.

Может быть, пора перестать рассматривать интернет как угрозу «традиционному» бизнесу «традиционных» операторов. Это несовременный взгляд. Да и сам такой бизнес становится «нетрадиционным». Кстати, выступая на недавнем международном ИКТ-саммите Nikkei 2013, Кен Ху, один из руководителей компании Huawei, обрисовал четыре тенденции нового цифрового общества:

  • интернет станет основополагающим элементом нашего мировоззрения;

  • рабочих практиках будет преобладать мобильность, а предприятия без физических границ станут важнейшей формой бизнес-операций;

  • путем эффективного использования интернета, облачных вычислений и больших объемов данных человечество сможет использовать интеллект людей и машин по всему миру для создания нового всеобщего интеллекта;

  • по мере роста популярности интернета и социальных сетей будут изменяться предпочтения и модели поведения клиентов и конечных пользователей, в результате чего нишевые и локальные рынки будут сокращаться, а предприятиям придется переходить к глобальному бизнесу.

Кен Ху также заявил, что интернет, подобно электросетям и дорогам, станет еще одним типом инфраструктуры. Эта инфраструктура будет служить для построения производственных моделей будущего, а не просто для повышения эффективности. И, что еще важнее, интернет должен стать отправной точкой нашего мыслительного процесса. Нам откроется множество новых возможностей, если мы используем такой подход для оценки традиционных отраслей. Как говорится, с этим трудно не согласиться. Остается лишь добавить, что подобные идеи высказывают и представители других отраслевых лидеров – Alcatel-Lucent, Cisco, Ericsson, Google и т. д.

Ящик отца Кабани

Итак, в самом простом представлении будущий телеком – это мощная компьютерная сеть, которая обеспечит пользователям реализацию их разнообразных потребностей в виде виртуальных машин (виртуальных ОС), виртуальных рабочих мест, виртуальных серверов приложений, виртуальных сетей, виртуальных систем хранения данных, виртуальных ЦОДов, виртуальных сервисов и пр. В общем, как рассказывал отец Кабани в «Трудно быть богом» Стругацких, это ящик, в который кто-то все сложил, провертел дыру и ушел… – сунешь туда руку и вытащишь то, что тебе нужно. Такая виртуализация всего ИКТ-сущего явится, по сути, вершиной эффективного использования любых сетевых ресурсов по линии cloud–pipe–device. И на пути к воплощению этого полностью виртуального мира (включая и виртуальных операторов) сегодня осталось не так уж много препятствий.

Во-первых, все современные терминалы от телефонов до телевизоров –это уже сплошь компьютеры. Их интерфейсы стали комфортными и интуитивно простыми. Не редкость смартфоны с объемом оперативной памяти в 2 Гбайт. Как сообщает IDC, по итогам I квартала нынешнего года смартфоны впервые обошли по продажам (51,6%) обычные мобильные телефоны. Исследование Canalys гласит, что в 2017 г. поставки смартфонов во всем мире достигнут 1,5 млрд шт., что позволит им занять 3/4 мирового рынка. В некоторых регионах они и вовсе будут преобладать: в Китае, например, доля смартфонов составит 95%, а в США и Западной Европе– практически 100%.

Во-вторых, облака, ЦОДы – это тоже конгломераты компьютеров. Без них в будущем никуда –только за последние два года на планете создано 50% всей цифровой информации, накопленной человечеством, и темпы увеличения объемов данных неуклонно растут.

Основными составляющими будущих ЦОДов, как и сегодня, будут серверы, системы хранения данных и сети. Однако все они станут программно определяемыми, поскольку благодаря виртуализации формируется качественно новый изолирующий слой между ПО и аппаратными средствами. Это не только позволяет преобразовать приложения, серверы и сети в некие программные абстракции, но и оперировать программно определяемыми хранилищами данных (SoftwareDefined Storage, SDS) или даже создавать адаптивные и гибкие программно определяемые ЦОДы (SoftwareDefined Data Center, SD-DC). Концепция SD-DC предусматривает абстрагирование от аппаратной части всех компонентов ЦОДа, что делает реальным предоставление абсолютно любых ИТ-ресурсов как настраиваемых услуг по требованию (XaaS – все что угодно как услуга).

Разумеется, тут есть и проблемы, поскольку сегодня существует слишком много аппаратных платформ хранения данных и поддерживающих их программных систем (лучшее определение для них – «зоопарк»), чтобы вот так запросто взять и абстрагироваться от принципиально гетерогенного мира ИТ. Однако уже созданы решения SD-DC с поддержкой механизмов интер-операбельности компонентов неоднородной среды. Специалисты считают, что традиционные иерархические системы хранения отживают свое, а на смену им должны прийти программно управляемые инфраструктуры, базирующиеся на OpenStack и других открытых стандартах. В них на первый план выходит логическая структура данных, а не физическое расположение устройств хранения. Сие означает, что «ящик отца Кабани» в облаках вполне возможен.

Возможен он и в «трубе», ибо уже развиваются так называемые программно определяемые сети (SoftwareDefined Networks, SDN), с помощью которых меняется и концепция NGN.

В следующей части статьи мы поговорим о том, что даст применение концепции программно определяемой ИТ-среды к телекому, и о том, когда и к чему это приведет.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!