Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 08-09 2013
Ярослав ГОРОДЕЦКИЙ  03 сентября 2013

Сети доставки контента: прошлое, настоящее, будущее

Сети доставки контента все больше интересуют как операторов, так и владельцев интернет-ресурсов.

Ярослав ГОРОДЕЦКИЙ, генеральный директор, CDNvideoДля телеком-операторов CDN – один из немногих растущих сегментов рынка связи, а для медийщиков и интернет-компаний – способ сделать свои сайты быстрее и насытить их контентом.

История

Напомним читателям, что CDN (Content Delivery Network) – это территориально распределенная сеть видео- и веб-серверов, использующихся для того, чтобы доставлять контент интернет-пользователям с наилучшим качеством. Технология CDN родилась в середине 90-х годов – первый патент на распределенную доставку контента зарегистрировала в 1996 г. компания Two Way Media, а в 1998 г. появился первый коммерческий оператор сетей доставки контента. Так что в нынешнем году технологии исполняется 15 лет. Как и подобает 15-летнему подростку, технология CDN – вполне состоявшаяся, но продолжает активно развиваться.

Коммерческие операторы CDN вышли на рынок в результате усиления интереса к первым веб-сайтам, рассчитанным на массовую аудиторию: пользователем первопроходцем технологии стал сайт американской новостной телекомпании CNN. Посетители заходили на этот сайт со всего мира, и его загрузка по тогдашним узким интернет-каналам занимала много времени, особенно у пользователей, находившихся далеко от места расположения серверов CNN. Поэтому было вполне логично разместить «тяжелую» часть сайта на разбросанных по разным странам серверах и таким образом загрузку ускорить. Следует сказать, что до появления CDN многие сайты, чтобы облегчить доступ к себе из разных точек мира, пользовались так называемыми зеркалами, т.е. сайтами-двойниками для каждой территории, где они хотели улучшить доступность своего контента. С появлением технологии CDN необходимость в «зеркалах» отпала.

В конце 90-х годов прошлого века, на волне первого интернет-бума, индустрия CDN довольно быстро «накачала мускулы» – в мире насчитывалось около 50 CDN.

Однако после обвала акций высокотехнологичных компаний в 2001 г. рост сетей доставки контента несколько затормозился, и на рынке осталось лишь пять-семь провайдеров. Свое второе рождение CDN пережили в 2005– 2006 гг. с повсеместным распространением интернетвидео и, в частности, с ростом популярности видеохостинга YouTube, который активно пользовался и пользуется CDN. Эта технология стала снова востребована, и в мире опять появились десятки компаний, занимающихся передачей видео через CDN. Есть они и в России, ведь без CDN невозможно качественно вещать интернетконтент на всю территорию нашей огромной страны.

Спектр услуг

Итак, сейчас CDN применяют для показа видео в интернете, а также для ускорения работы сайтов. Однако этими услугами область деятельности CDN-компаний не ограничивается. Во-первых, в рамках услуги доставки видео предлагается множество опций: это и адаптивное вещание (подстройка битрейта видео под скорость подключения пользователя), и вещание на мобильные устройства, и перекодирование/хранение видео. Во-вторых, CDN предоставляют различные интеллектуальные услуги, в том числе разработку и «разгон» приложений для мобильных платформ, игровых консолей и SmartTV.

В целом CDN-операторы нацелены на то, чтобы предоставлять как можно больший портфель услуг и удовлетворять потребности своих клиентов во всем, что связано с размещением контента в интернете и его доставкой до различных устройств пользователей. В перспективе обладателям прав на контент, желающим заработать в интернете, достаточно будет обратиться в CDN-компанию, которая обеспечит размещение контента и доведение его до пользователей. О средствах монетизации позаботятся партнеры CDN – сети видеорекламы или платежные агрегаторы. Владелец же контента сможет сконцентрироваться на его производстве и «раскрутке» интернетресурса, на котором этот контент размещается.

Классификация игроков

Сегодня в мире насчитывается около сотни компаний, так или иначе занимающихся CDN. Игроков на этом поле можно разделить на три группы: поставщики продукта CDN, провайдеры услуг CDN и компании, использующие CDN для собственных нужд.

Поставщики продукта CDN


Компаний, поставляющих продукты для построения сетей CDN, не так много. В их числе крупные вендоры (Alcatel-Lucent, Cisco, Huawei), а также несколько более мелких поставщиков (CDNvideo, JetStream, Solbox). Как правило, эти поставщики продают решения, апроби рованные на собственных сетях доставки контента (JetStream – на европейской сети StreamZilla, Solbox и CDNvideo – на одноименных сетях в Южной Корее и в России/СНГ соответственно).

Обычно поставщики решений CDN продают их за фиксированную цену (в диапазоне от сотен тысяч до миллионов долларов), а также оказывают услуги технической поддержки установленных ими продуктов.

Клиентами поставщиков продукта CDN выступают компании, желающие предоставлять услуги CDN (включая телеком-операторов), и компании, строящие CDN для собственных нужд.

Провайдеры услуг CDN

Исторически первые CDN развивались независимо от конкретных операторов связи – компании, предоставляющие услуги CDN, устанавливали свои узлы на сетях многих телеком-операторов. Такой подход обеспечивает хорошее качество показа видео пользователям сразу многих операторов связи. В большинстве случаев независимые CDN-операторы являются разработчиками и владельцами используемых ими решений, что облегчает развитие технологий и улучшает поддержку пользователей.

Со временем телеком-операторы с хорошей интернет-связностью тоже стали предоставлять услуги CDN в регионах своего присутствия. Телекоммуникационные операторы редко имеют экспертизу по разработке технологий, поэтому они либо приобретают программные продукты для создания CDN, либо перепродают под своим брендом услуги независимых CDN или входят в партнерство с игроками рынка CDN-услуг, либо целиком поглощают CDN-провайдеров.

Сегодня в мире существуют CDN, присутствующие на рынках сразу многих стран и заявляющие о глобальном покрытии. Таких компаний в мире около 50 – порядка 20 из них являются независимыми CDNпровайдерами и еще 30 – телеком-операторами. Также существуют локальные CDN, которые присутствуют на рынках одной или нескольких стран, чаще всего говорящих на одном и том же языке. По нескольку локальных независимых операторов CDN есть на каждом крупном интернет-рынке, в частности, во всех странах БРИК (Бразилии, России, Индии, Китае), а также в Индонезии, Турции, ЮАР и других больших странах. Точки присутствия эти компании располагают в основном в своих странах, однако у некоторых из них есть представительства по всему миру, чтобы иметь возможность доставлять контент всем заинтересованным пользователям. Нередко на местных рынках услуги локальных провайдеров качественнее и дешевле, чем услуги глобальных CDN-провайдеров. В России локальными CDN-провайдерами являются компании NGENIX и CDNvideo, а также оператор «МегаФон».

Провайдеры услуг CDN обычно тарифицируют свои услуги по объему пропущенного трафика (в среднем цены составляют несколько центов за гигабайт). Цена услуги складывается из фиксированной ежемесячной платы за определенный объем трафика, а также платы за превышение этого объема и за дополнительные услуги. Потребителями услуг выступают контентпровайдеры, владельцы сайтов и ОТТ-сервисов (Over the Top), включая операторов связи.

CDN для собственных нужд

Сети доставки контента для удовлетворения собственных потребностей создают, как правило, крупные интернет-компании, такие как «Яндекс» или Google. Также многие телекоммуникационные операторы строят CDN внутри своих сетей, чтобы предоставлять с их помощью ОТТ-сервисы, что позволяет им экономить емкость своих магистральных сетей. А в последнее время с запросами о построении сетей доставки контента к поставщикам продуктов CDN стали обращаться крупные корпоративные клиенты, желающие создать частные CDN внутри своих корпоративных сетей, чтобы показывать в них видео, не нагружая их дополнительным трафиком.

Будущее

Как известно, в нынешнем десятилетии объем трафика в интернете растет быстрее, чем доходы, получаемые от него телекоммуникационными операторами.

Это уже приводит к снижению скорости доступа к интернет-контенту: по данным исследования, проведенного в 2012 г. компанией Akamai, за квартал, предшествующий исследованию, скорость доступа упала в среднем на 15%. Причем это явление отмечено по всему миру: снижение скоростей зарегистрировано в 93 странах/регионах мира, а рост – только в 41 стране/регионе. Можно ожидать, что в ближайшее время большинство магистральных интернет-каналов будет перегружено. На фоне тенденции к замедлению работы интернета сети CDN могут стать тем мостиком, который не позволит нарушить связность его географически разделенных сегментов. Возможно, в недалеком будущем единственным способом обеспечить приемлемую видимость того или иного интернет-ресурса в Глобальной сети станет размещение его контента на CDN.

Также значительное влияние на CDN-технологии продолжает оказывать развитие интернет-видео. Недавно были одобрены новые стандарты – спецификация H.265 для кодирования видео, MPEG-DASH для адаптивного потокового вещания. Практически ежедневно появляются новые устройства для просмотра видео, а некоторые их производители продвигают собственные видеостандарты или разрабатывают новые операционные системы. Все это требует от CDN способности адаптироваться к изменениям в форматах вещания видео и умения разрабатывать приложения для новых пользовательских устройств. Если CDN-провайдеры будут справляться с этой задачей, а в этом сомнений мало, роль CDN в глазах заказчиков будет расти.

Все вышесказанное позволяет с оптимизмом смотреть в будущее индустрии CDN. Сети CDN продолжат быть точкой притяжения для интернет-контента, беря на себя все больше и больше функций. Сложно представить, что без CDN глобальный, да и российский интернет сможет функционировать так же хорошо, как с ними.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!