Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
10 октября 2013

Д.АНДРИКОВ: Готовности к «облакам» не в технике, а в головах

Вершиной развития дата-центров сейчас считаются облачные сервисы. Но готовы ли российские ЦОДы к работе в облачном режиме?

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС» №8-9`2013 «ЦОД, окажи услугу!».

Часть ХIII.

? «ИКС»: Готовы ли российские ЦОДы стать площадками для "облаков"? Каким требованиям они для этого должны удовлетворять? Нужно ли учитывать ориентацию на "облака" в проекте дата-центра и как это сделать?

Игорь МЫЗГИНИгорь МЫЗГИН, коммерческий директор представительства DEAC в России: На российском рынке уже есть площадки, которые ничем (кроме, возможно, масштабов) не уступают в части инженерной инфраструктуры западным дата-центрам. Готовность быть площадкой для «облака» определяется многими факторами: дата-центр должен быть carrier neutral, должен иметь хорошую связанность с ШПД-провайдерами, должна быть развернута полноценная DCIM, процедуры коммуникаций с клиентом должны быть автоматизированы, даже биллинг услуг должен быть автоматизирован и адаптирован к размещению «облаков» в дата-центре. Ирина ДЕНИСОВА

Ирина ДЕНИСОВА, директор по развитию бизнеса IBS DataFort: Я могу охарактеризовать технологический уровень новых российских дата-центров как довольно высокий. Многие дата-центры предоставляют облачный хостинг и другие «продвинутые» услуги уже достаточно давно. Особых требований к тому, чтобы дата-центр стал площадкой для «облаков», нет, разве что существует необходимость максимального снижения собственных затрат на владение ДЦ.

Андриан БУШИНАндриан БУШИН, директор по развитию бизнеса ActiveCloud by Softline: Любой дата-центр может быть ориентирован на облачные сервисы, поскольку в основе лежат ключевые требования к обычным ЦОДам, связанные с отказоустойчивостью и надежностью инфраструктуры. Для ориентации на «облака» ЦОДы должны расширять спектр подобных продуктов и услуг .

Всеволод ЕГУПОВВсеволод ЕГУПОВ, руководитель отдела ICT, T-Systems CIS: Коммерческих ЦОДов, соответствующих уровню Tier III, имеющих возможность предоставить функционал катастрофоустойчивости и готовых стать площадкой для высоконадежных «облачных» платформ, в России единицы. В этом плане рынку коммерческих ЦОД в России есть куда развиваться.



Михаил ЛУКОВНИКОВМихаил ЛУКОВНИКОВ, директор дата-центра «ТрастИнфо» (ООО "Сервионика", ГК "Ай-Теко"): С точки зрения особенностей ЦОД для использования облаков отмечу такой фактор, как готовность дата-центра к размещению высоконагруженных стойко-мест. Доступность, скоростные каналы  – все это необходимо и для остальных услуг, предоставляемых коммерческими ЦОДами. Безусловно, и здесь важно наличие сильной команды ИТ-специалистов, умеющих создавать и поддерживать «облачные» решения.

Марк ВЕРЕЗУБОВМарк ВЕРЕЗУБОВ, начальник отдела маркетинга корпоративного рынка, "АКАДО Телеком": Предоставление «облачных» сервисов -  это, прежде всего, ответственность перед клиентом за круглосуточную, бесперебойную работу купленных им сервисов, например: « Удалённых рабочих мест», « Виртуальных АТС», «Резервирование и хранение данных» и т.д., ЦОДы, которые в состоянии обеспечить весь комплекс услуг и надежности, готовы стать такими площадками, но есть одно но, это передача данной информации от ЦОД до клиента.

Александр МАРТЫНЮКАлександр МАРТЫНЮК, директор проекта ЕРЦОД, "Ростелеком": Последние проекты российских ЦОД, сертифицированные Uptime, сделаны на высоком техническом уровне. Проектные решения позволяют достигать достаточной гибкости  в размещении оборудования в стойках с большей,по сравнению с colocation, плотностью мощности. А это несомненно первый  шаг в сторону облаков. В целом, спрос на облачные услуги есть. Пока клиенты не очень верят в их надежность и не очень понимают выгоду от приобретения столь «ветренных» услуг. Однако, на мой взгляд, будущее именно за ними. И рост спроса дает надежды на рост рынка.

Руслан ЗАЕДИНОВРуслан ЗАЕДИНОВ, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК: Технологический уровень российских дата-центров меняется к лучшему и они уже могут стать площадками для «облаков». Требования к дата-центрам остаются те же: доступность и стоимость размещения вычислительных ресурсов. Каждый провайдер сам для себя решает, насколько высокодоступный ЦОД ему нужен и сколько он готов за это платить. Однако в отношении архитектуры российский рынок облачных услуг менее развит. Мало кто задумывается об особых требованиях при проектировании ЦОДа с ориентацией на «облака». Тем не менее, нужно учитывать, что архитектура дата-центра зависит от масштаба платформы. Например, если «облако» занимает до 500 стоек, то подойдет классическая схема построения ЦОДа. А если вычислительные платформы размещаются на десятках тысяч серверов, как у гигантов ИТ-рынка Amazon или Google, то могут вноситься существенные архитектурные изменения. Скажем, у Amazon многосекционные ЦОДы, представляющие собой контейнеры. Когда заканчиваются вычислительные ресурсы, добавляется очередной контейнер. А в Google каждый сервер укомплектован батареей, поэтому у них нет необходимости использовать централизованные ИБП в ЦОДе.

Виктор САВЕНКОВиктор САВЕНКО, директор дирекции эксплуатации, ОАО «РТКомм.РУ»: Если говорить о готовности к «облакам», то ЦОДы готовы на 80-90%. Главное препятствие это сложность реализации бизнес-модели. «Облачные» сервисы имеют свои особенности:- высокие требования к скорости подключения и возможности расширения набора потребляемых услуг в соответствие с динамичными потребностями заказчиков. Отдельно можно упомянуть требования к формам оплаты услуг, все большее количество клиентов «облачных услуг», преимущественно SMB сектора, предпочитают альтернативные способы оплаты, например, через интернет эквайринг или электронные деньги. Немаловажным требованием к ЦОД со стороны «облаков» является возможность взрывного расширения предоставляемых сервисов конечным заказчикам, зачастую это требует оперативного наращивания серверных мощностей и пропускной способности сети, и необходимо учитывать стоимость услуг высокопрофессиональных специалистов по виртуализации. Также «облачный» оператор должен постоянно учитывать устаревание значительной по объему инфраструктуры.

Сергей ЗАЙЦЕВСергей ЗАЙЦЕВ, заместитель генерального директора - директор по развитию бизнеса Stack Data Network: Что касается облаков, то это направление еще только зарождается. Крупные ИТ-компании предпринимают активные усилия по адаптации под этот бизнес действующих и вновь проектируемых дата-центров, но операторы коммерческих дата-центров в большинстве своём конкурировать с ними еще не готовы. Во-первых, услуги предоставляемые в территориально-распределенном облаке, требуют надёжных каналов связи с большой пропускной способностью. Иначе весь набор преимуществ от ИТ по запросу сводится к нулю.  Во-вторых, предназначенные для развития таких решений дата-центры, должны быть оснащены универсальной инженерной инфраструктурой, которая обеспечивала бы комфортные условия работы стоек с энергопотреблением в диапазоне от 4 до 10 кВт на стойку. Какова реальная потребность в электричестве здесь и сейчас – в данном случае параметр второстепенный. Характеристики инфраструктуры «облачного» дата-центра должны оперативно адаптироваться под нужды «ИТ по запросу». Действующие дата-центры, и большинство из тех, что строятся сегодня этого сделать не позволяют, т.к. соответствуют классическим технологиям 16-тилетней давности. Использование модульных энергоэффективных решений не только существенно упрощает задачу, но и дает возможность гибко управлять уровнем отказоустойчивости автономных сегментов ЦОД. При квалифицированном проектировании и эксплуатации такого дата-центра обеспечивается возможность развития ИКТ-инфраструктуры любого уровня сложности, вплоть до развёртывания облачных сред и решений завтрашнего дня, прогнозировать которые сегодня – занятие неблагодарное. Будем надеяться, что уже в ближайшем будущем и те, кто влияет на формирование спроса, и те, от кого зависит реализация новых проектов, будет едины том, что «ЦОДы всякие нужны, ЦОДы всякие важны».  

Андриан БУШИНАндриан БУШИН, директор по развитию бизнеса ActiveCloud by Softline: Многие корпоративные ЦОДы находятся в финальной стадии процесса превращения в полноценные облачные площадки. Так как в основе лежат ключевые требования к обычным дата-центрам, связанные с отказоустойчивостью и надежностью инфраструктуры, то многие корпоративные ЦОДы уже полностью виртуализируют свою ИТ-инфраструктуру. Для того, чтобы ориентировать заказчиков дата-центров на облачные сервисы поставщики этих услуг должны расширять спектр продуктов, автоматизировать предоставление этих услуг с введением четкой тарификации за их потребление. Это позволит компаниям точно оценивать реальные затраты для каждого подразделения.

Олег АЛЕШКИНОлег АЛЕШКИН, директор по ИТ холдинга GS Group: Если говорить о частных облаках (т.е. об облаках для самих корпораций-владельцев ЦОДа), то почему бы и нет. Но для предоставления облачных сервисов дата-центр должен соответствовать требованиям надежности, доступности и отказоустойчивости в соответствии с мировыми стандартами, а также требованиям безопасности. Причем последнее - это не только требования к ЦОДу, что очевидно, но и к серьезному комплексу мероприятий и программно-аппаратных средств, связанному с контролем доступа к ресурсам внутри облака. Такие решения есть, просто надо о них помнить и изначально закладывать их в структуру ЦОД еще на этапе его проектирования.

Андрей НОВИКОВ, представитель ЕМС в Приволжском ФО: ЦОДы в массе своей не могут быть готовы принять облачные нагрузки "просто так". Проектируя автомобиль, мы должны сразу заложить в проект его будущий функционал:предназаначен ли он возить людей, какого уровня и по каким дорогам, или спроектирован для грузов, какой массы... Так же и с ЦОДом. Во все большем числе проектов, в которых мы как EMC участвуем в Приволжье, "облачный" подход всерьез рассматривается, и выбираются соответствующие технологические решения, способные обеспечить скорость развертывания, гибкость, отсутствие простоев.

Андрей КОВАЛЕВАндрей КОВАЛЕВ, директор по корпоративным решениям, «Dell Россия»: Здесь все зависит от компании, от площадки. Когда мы говорим про облака, надо четко понимать, что за этим стоит. Облако - это сервис, предлагаемый заказчику. Как мы знаем, среди таких сервисов, предлагаемых на сегодняшний день, - инфраструктура, программное обеспечение, бизнес-процесс. Но каждый раз, когда мы говорим про облако, мы должны еще и понимать, какую задачу в данном случае облако решает. И только после этого анализировать возможность использования того или иного ЦОД, т.к степень готовности дата-центров стать «площадками» для облаков разная.

В идеальном случае, конечно же, нужно учитывать облачную ориентацию при создании дата-центра. Но данный подход существенно дороже обычного традиционного ЦОД. Поэтому, каждая организация должна для себя определить степень инновационности проекта и пути его дальнейшего развития.  Но самое главное это то, что проектированием должны заниматься не просто профессионалы в области ЦОД, а еще и специалисты, имеющие опыт построения облачных вычислительных комплексов. В России такие компании представлены не только крупными международными вендорами, но и российскими компаниями, что не может не радовать, так как они хорошо представляют специфику местного рынка и индустриальные требования.

Андрей СИНЯЧЕНКОАндрей СИНЯЧЕНКО, технический директор Департамента инфраструктурных решений компании АйТи: В России сегодня существует достаточное количество ЦОДов, которые успешно могли бы использоваться для развертывания «облачных» сервисов. Часть из них еще и экономически очень выгодны – они находятся не в Москве, а в регионах России, где и электричество дешевле, и персонал, и площади этих ЦОД пока не загружены. Однако, проблема кроется не в технологиях и не в экономике коммерческих ЦОД России – проблема в нашей культуре и законодательстве. У многих вызывали улыбку или недоумение перлы нашего отечественного законотворчества – будь то «антипиратский» закон (187-ФЗ от 2.07.2013 г.) или закон, призванный защитить детей и их здоровье от вредной информации в сети (139-ФЗ от 28.07.2012 г.). Сами по себе законодательные инициативы, несомненно, полезны для общества, но эффективность их реализации весьма сомнительна. Вряд ли эти законы помогут победить «пиратство» в российском сегменте Интернета и искоренить в менталитете россиянина желание сэкономить на просмотре фильма бесплатно, а вот сколько будет создано благодаря эти законам прецедентов необоснованного (или умышленно сфабрикованного) блокирования различных интернет-ресурсов – покажет время. Для бизнеса серьезных компаний может оказаться непростительной ошибкой разместить свои информационные системы в «облаке», которое может быть заблокировано вместе со всеми ресурсами оператора коммерческого ЦОДа на длительный срок из-за случайного соседства с «неблагонадежными» web-сайтами.

Денис АНДРИКОВДенис АНДРИКОВ, заместитель технического директора по работе с заказчиками, Открытые Технологии: С технической точки зрения многие корпоративные ЦОДы в той или иной степени уже на своих площадках развернули облачную инфраструктуру. Другой вопрос, что основное требование к «облакам» не в технике, а в головах. «Облако», как известно, больше проект, управляемый потребительским спросом, а не инновациями в технологической области. Помимо известных требований к инженерной инфраструктуре, каналам связи и ЛВС, в первую очередь, нужно достигнуть гармонии в требованиях бизнеса и возможностях ИТ- отдела – владельца корпоративного ЦОДа. Не секрет, что порой ИТ не может обосновать переход в «облако» или внедрение других современных технологических решений лишь потому, что бизнес не готов разговаривать на их языке. Поэтому важнейшее требование – это умение ИТ-директора продавать свои услуги внутри компании. Без сомнения, ориентация на «облака» в проекте дата-центра должна быть с самого начала. ЦОД – это не игрушка, и необходимо чётко понимать цели, под которые его строят. В противном случае, может возникнуть либо ситуация с низким коэффициентом использования ИТ- инфраструктуры ЦОД, либо для перехода в «облако» может потребоваться серьёзная модернизация всего ЦОД.

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!