Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лори ДЖОРДАН  14 октября 2013

Изображения - новое «лицо» геоинформационных систем

Лори Джордан, вице-президент компании Esri,  один из самых влиятельных в мире людей в области обработки изображений. Эту работу он начал еще в 1978 г., создав компанию ERDAS Inc. - разработчика ПО для обработки спутниковых снимков. О настоящем и будущем данных дистанционного зондирования Земли в ГИС ¨C его интервью.

Лори Джордан, вице-президент компании Esri«Дорога в облака»

- Лори, на протяжении тридцати лет вы участвуете в развитии индустрии обработки данных дистанционного зондирования Земли. Какие новые горизонты открываются перед ней сегодня?

- Спутники нового поколения - системы реального времени. Уже сегодня коммерчески доступны спутниковые изображения с пространственным разрешением 50 см (пространственное разрешение - величина, характеризующая размер наименьших объектов,  различимых на изображении - прим. авт.), например, космические аппараты французской системы  Pleiades High Resolutions, американской компании DigitalGlobe, и таких спутниковых систем становится все больше. По нашим оценкам, достаточно скоро разрешение достигнет 25 см.

Кроме того, благодаря облачной инфраструктуре, нашей веб-геоинформационной системе AcrGIS Online, мы можем заметно сократить сроки доставки изображений пользователям. Раньше им нужно было либо разыскивать в архиве интересующие их данные дистанционного зондирования Земли, либо заказывать съемку и ждать их получения на каком-то носителе. А сегодня они имеют постоянный доступ к коллекции изображений в системе ArcGIS, к данным дистанционного зондирования Земли в ее веб-версии, а также к сложным инструментам обработки изображений, позволяющим проводить ее на лету.

- Как новые технологические возможности повлияли на роль данных дистанционного зондирования Земли в геоинформационных системах?

- Когда-то очень давно мой друг Джек Дэнджермонд (основатель и президент компании Esri - прим. авт.) сказал мне, что изображения составляют всего лишь 10% во всех пространственных данных, которые потребляют люди. Так вот в прошлом году пользователи создали с помощью системы ArcGIS Online 14 миллиардов картографических изображений. И треть из них - 34 % -  составляют карты, сделанные на основе снимков. При том, что пользователь, обратившийся по подписке к сервису ArcGIS Online, по умолчанию получает сначала традиционную топографическую карту. А если бы сначала видел в системе спутниковые снимки, то, думаю, эта доля была бы вдвое больше. И это неудивительно: снимки сегодня становятся новым фасадом, новым лицом ГИС, потому что люди понимают изображения лучше, чем топографические карты.

- Вытеснят ли облачные ГИС традиционные?

- Я думаю, что настольные геоинформационные системы еще долго будут оставаться на рынке наряду с системами обработки изображений в публичных облаках. Интересно, что сейчас появляется третья возможность: создание частного облака в локальной сети заказчика, за сетевым экраном. Такой технологией уже пользуются наиболее крупные наши клиенты - нефтяные компании масштаба Shell. У них есть конфиденциальные данные, которые нельзя выпускать за пределы локальной сети.

Мы считаем, что комбинация из публичного и частного облаков - гибридное облако станет наиболее популярным в ближайшее время. Вот почему технологии, которые мы создаем, работают и в частном облаке, и в публичном.

- Предоставляя космические снимки  через облака, компания Esri конкурирует с Google?

- Нет, мы не считаем Google своим конкурентом. Мы рады, что есть такая компания,  поставляющая сервисы, востребованные во всем мире. Дело в том, что у нас разные подходы к обработке данных дистанционного зондирования Земли. Подход Google состоит в том, чтобы переместить их в свое облако, а мы переносим процесс обработки  туда же, где находятся сами снимки, то есть к операторам спутниковых систем. Пользователь получает доступ уже к результатам обработки снимков и ему не нужно  закачивать исходные снимки к себе и обрабатывать их каким-то установленным у себя же софтом. Такой подход более практичный, ведь наша коллекция изображений  имеет огромный объем, это Big Data. Тем более, что в системе ArcGIS Online снимки не статичные, как в Google Earth, они динамично обновляются.

В режиме реального времени

- Наверно, благодаря такой особенности вы и назвали свою концепцию дальнейшего развития ArcGIS Online «Живая планета»?

- Идея «Живой планеты» -  системы, в которой содержатся десятки изображений одной и той же территории, которые можно видеть везде и всегда, пришла мне в голову 20 лет назад, но тогда она казалось фантастикой, а сегодня мы приступаем к ее воплощению в жизнь. 

В сентябре мы открыли ArcGIS Marketplace  -  портальную площадку,  на которой нашим пользователям, коих сегодня более 2 млн, по подписке предлагаются премиальные сервисы - данные дистанционного зондирования Земли и приложения от наших партнеров.  Сегодня клиентам Esri в США, Канаде, других странах доступны сервисы трех ведущих поставщиков: DigitalGlobe,  RapidEye и AccuWeather  на настольных компьютерах, планшетах, смартфонах.

А через несколько месяцев, я думаю, мы сможем официально объявить о распространении этой программы на весь мир. Для этого нам еще предстоит найти в разных странах партнеров, готовых предоставлять свои данные дистанционного зондирования Земли и приложения на ArcGIS Marketplace, и определить с нашими дистрибуторами модель распределения доходов.

Бизнес-модель, собственно, и была одним из недостающих звеньев для реализации концепции «Живая планета». Сейчас с запуском ArcGIS Marketplace мы ее обрели. Однако поскольку это достаточно новая идея, для ее осознания и одобрения индустрии потребуется время.

- Какие вертикальные рынки могут получить максимальную выгоду от использования «живых» снимков Земли?

- Например, телекоммуникационные компании. Они очень активно используют платформу ArcGIS. Одно из первых приложений, которые мы создали для операторов сотовой связи, позволяло  планировать размещение базовых станций с учетом рельефа. А сегодня мы хотим донести до них мысль о том, что геоинформационные системы могут работать не только с данными о территории (видимость,  рельеф, растительность), но и с данными о потенциальных клиентах.

Как я уже говорил, данные дистанционного зондирования Земли превращают прежде статичные ГИС в динамичные системы, которые позволяют принимать решения в режиме реального времени, а это крайне необходимо для реагирования на чрезвычайные ситуации. И потому их использование становится преимуществом для отраслей, ранее от ГИС далеких. Например, страховые компании могут с их помощью проводить оценку ущерба фактически мгновенно, получая документальные основания для отклонения всех необоснованных требований.

 На российской почве

- Какое воплощение сможет получить в России концепция «Живая планета?»

- Я очень люблю приезжать в Россию, и делаю это 20 лет подряд. Ваша страна  - наилучшее на планете место для применения данных дистанционного зондирования земли. Во-первых, у нее огромная территория, во-вторых, многие ее районы удалены от столицы и труднодоступны. В-третьих,  правительству России нужно управлять большими запасами природных ресурсов, включая земельные, и оно стремится это делать.  А потому геоинформационные системы, которые де-факто уже являются системами  реального времени, являются действенным инструментом для решения этой задачи.

- Ограничения на предоставление данных дистанционного зондирования Земли, действующие в нашей стране, вас не смущают?

- Компании Esri 44 года, и все это время она работает только в правовом поле. Для нас это очень важно. И залогом нашего успеха (все это время мы прибыльны, наш ежегодный оборот превышает $1 млрд и у нас нет долгов) является уважение чувств и требований других людей. Законодательные ограничения на использование данных дистанционного зондирования Земли существуют в разных странах. Индия, Китай, Израиль, Россия имеют специфические требования к предоставлению таких изображений. И мы считаем, что все они законны.

- Российские поставщики данных дистанционного зондирования земли смогут предлагать свои приложения и сервисы на ArcGIS Marketplace?

- Мы очень надеемся найти в России участников этой программы, собственно, в этом и заключается  цель моего визита в вашу страну. У меня уже были встречи в компании «СовЗонд», в компании «СканЭкс», и, я думаю, что в сотрудничестве с нами будут заинтересованы и другие игроки этого рынка. Например,  компания «Ракурс», которая разрабатывает ПО для фотограмметрических работ.  Словом, мы рассчитываем вовлечь в программу всех известных российских поставщиков изображений и технологий для работы с ними и предлагаем им доступ к миллионам пользователей системы ArcGIS Online во всем мире, а также  долю в прибыли от их подписок.

- Есть ли у вас планы расширения партнерской сети в России?

- У нас в России и СНГ два дистрибутора - компании Esri CIS и «ДАТА+», сотрудничеством с которыми мы гордимся. Кроме того, сегодня с Esri CIS мы ищем технологических партнеров  - поставщиков, которые могли бы подключаться к нашей платформе. Мы заинтересованы в технологиях, дополняющих ее функциональность. Например, в России есть поставщики данных дистанционного зондирования Земли, которые используют весьма специфические системы. Мы хотели бы получить от них модели сенсоров, чтобы работать с их изображениями и чтобы эти компании смогли предоставлять свои данные нашим пользователям.

Заглянем в будущее

- Изображения как новое лицо геоинформационных систем  -  это уже настоящее. А чего пользователям ждать от них в будущем?

- Мы видим перед собой три перспективных направления. Первым из них  - трехмерными изображениями мы уже активно занимаемся. Другое очень важное направление наших разработок - это геоаналитика. И, наконец, третье - это сервер геособытий. Он позволяет следить за подвижными объектами источниками данных и в случае возникновения события, удовлетворяющего определенным критериям, активировать то или иное действие в системе.

Много лет назад у нас была традиционная старомодная бумажная картография, а сейчас появляется «Живая планета». Мои друзья, старые картографы, очень огорчаются, когда я об этом говорю. Но я считаю, что это хороший задел на будущее и залог продолжающегося роста бизнеса в сегменте геоинформационных систем.

Беседовала Александра Крылова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!