Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2013
11 ноября 2013

«Мы даем зеленый сигнал»

После появления Новой Москвы область стала напоминать по форме хорошо гнутую подкову. Может быть, оно и к счастью. Но подмосковные информатизаторы шутят, что теперь «по контуру нет целостности».

Мария ЮРГЕЛАС, министр государственного управления, ИТ и связи Московской области. В соответствии с госпланом Московская область должна за пятилетку перемахнуть с 20-го места по информатизации на 5-е. Что означают три строчки в рейтинге в год, рассказывает Мария ЮРГЕЛАС, министр государственного управления, ИТ и связи Московской области.

– Мария, большая часть вашей профессиональной деятельности до 2013 г. была связана с ИТ-бизнесом. Какой опыт взяли с собой на госслужбу, от чего пришлось отказаться?

– Первое – я резко поменяла свое мнение о чиновниках. Раньше с госсектором я была знакома со стороны бизнеса, по совместным проектам. Но только когда пришла на государственную службу, стал ясен колоссальный уровень ответственности и огромный объем работы – признаюсь, в бизнесе я столько не работала. Как следствие – необходимо расставлять приоритеты. Чтобы управлять огромной территорией, ты должен балансировать между темпами социального развития и задачами госвласти.

Кроме того, что ты публичный человек, ты должен заниматься и операционной деятельностью. У тебя должно быть стратегическое видение развития региона по своему направлению на период три-пять лет. Ты должен понимать, что все твои решения будут иметь непосредственное воздействие на жителей, а их в Московской области 7 миллионов. В бизнесе ты всегда ориентирован на результат, заточен на реализацию конкретного проекта. Максимум, что может быть, – не получишь прибыль. На госслужбе помимо собственно результата в цифрах и фактах есть последствия для людей, управления, бизнеса на твоей территории. Степень ответственности возрастает.

Да и размер поля деятельности совершенно иной. Московская область – крупнейший регион с точки зрения населения, географического и политического расположения, территории, числа муниципальных образований (их больше, чем где-либо в России, – 360). Соответственно сложность управления, требуемый уровень квалификации возрастают. Ты «между»: между муниципальной властью и федеральной властью. Это новый тип проблем и задач.

– В чем специфика информатизации Подмосковья? Отчего субъект Федерации центра страны к 2012 г. оказался на 20-м месте в рейтинге регионов по информатизации?

– Специфика такова, что в 2012–2013 гг. в расчете на душу населения финансирование программ внедрения ИКТ в области составило 0,7 тыс. руб. – против 6,6 тыс. и 4,7 тыс. руб. соответственно в Москве и Петербурге и, представьте, в 2–3 раза ниже, чем в Хабаровском и Камчатском крае. Кроме того, за прошлый год на посту руководителя ИТ и связи Подмосковья сменилось три человека. Разумеется, ситуацию надо исправлять. Выход мы видим в системном подходе к развитию единой ИКТ-инфраструктуры органов власти и к построению государственных информационных систем, в формулировании единой информационной политики и создании единой архитектуры ИС, унифицированной нормативной базы. Этим целям должна служить госпрограмма «Эффективная власть» и ее профильная подпрограмма «Развитие ИКТ для повышения эффективности процессов управления и создания благоприятных условий жизни и ведения бизнеса в Московской области на 2014–2018 гг.».

Прежде всего мы централизовали у себя финансовые ресурсы. В 2012–2013 гг. бюджет Министерства госуправления, ИТ и связи не достигал и половины ИКТ-бюджета региона – остальная часть была «размыта» по другим ведомствам, что привело к серьезным различиям в обеспеченности техникой и системами, недостаточной координации и централизации в развитии ИТ. На период 2014–2018 гг. все, что связано с информационными технологиями (неважно, отнесенными к образованию, здравоохранению, культуре, транспорту или другим отраслям), объединено в госпрограмме по развитию ИКТ. Общий объем финансирования мероприятия составит 15,277 млрд руб. до 2018 г., из них в распоряжении профильного ведомства и Московского областного центра ИКТ будет находиться около 11 млрд руб. Я являюсь координатором этой программы. Несу за нее ответственность.

– Каковы приоритеты?

– Понятно, что бюджета всегда не хватает, а у нас бюджет социально ориентирован. В первую очередь мы развиваем информатизацию в образовании, здравоохранении, не забываем культуру, модернизируем базовую инфраструктуру, т.е. обновляем компьютерный парк для 9 тыс. человек. Последний раз это делали в 2007–2009 гг., как понимаете, для ПК это древность.

Чтобы поднять уровень информатизации области, мы ведем рейтинг глав муниципальных образований по выполнению поручений губернатора в сфере ИТ, участвуем во всех «пилотах», во всех начинаниях в этой сфере, которые проводит Минкомсвязь. Нам необходимо повысить использование СМЭВ, которое сейчас в области рекордно низкое – только 8% госорганов включены в систему; в следующем году этот показатель должен составить 75%. Доля обращений граждан за госуслугами тоже невелика – 5%; к 2015 г. должна увеличиться до 25%.

Планомерно внедряем межведомственные системы – мы их называем «системы общего пользования». Например, в систему ЖКХ объединяются данные Министерства стройкомплекса и ЖКХ, муниципалитетов, сведения о тарифах и ценах, наконец, портал, который будет разработан и создан в интересах жителей. То есть по сути создаем виртуальный единый расчетно-кассовый центр ЖКХ и, конечно, единую информационную систему. До конца года для Министерства экономики Московской области будет создана единая система сбора и анализа социально-экономических показателей муниципалитетов и прогнозирования.

– Очевидно, что для достижения таких темпов роста ИТ-сферы понадобятся дополнительные инвестиции, помимо бюджетных. Как договариваетесь с бизнесом и видите его интересы?

– Привлечение инвестиций – одна из основных наших задач, иначе у нас будет недостаточно средств для того, чтобы вкладывать в социальную сферу. Поскольку в компетенции нашего министерства не только ИТ и связь, но и государственное управление, то мы отвечаем за снижение административных барьеров для бизнеса. Чтобы бизнес был заинтересован приходить в Московскую область, вкладываться, развивать предприятия, создавать рабочие места и в итоге платить налоги.

– С Москвой конкурировать в этом смысле сложно...

– А здесь не Москва является нашим главным конкурентом, а – Калуга. Губернатор Калужской области привлек значительный объем инвестиций. Потому что он объявил предпринимателям, что от их желания открыть в регионе бизнес и сделать инвестиции до подписания контракта – дистанция в десять минут, решения принимает на личном уровне. Иными словами, созданы такие условия, что даже крупные западные производители пришли в Калугу строить заводы.

Мы должны воспользоваться нашими уникальными условиями близости к столице, можем предложить лучшие условия, чем Калуга, знаем и видим претендентов. Но соседи уже начали – в этом их преимущество.

В области есть территории, где экономически невыгодно прокладывать оптоволокно, а уровень проникновения ШПД, прежде всего в школах, мы не считаем удовлетворительным. Сейчас говорим с «Ростелекомом» и ключевыми мобильными операторами о том, что готовы способствовать выделению земли, предоставлению зданий и сооружений для установки вышек и другого оборудования, т.е. готовы снижать барьеры входа и развития связи на территории области. Наша цель – чтобы операторы покрывали связью прежде невыгодные для них участки.

Мы пришли из бизнеса и понимаем, что бизнес надо чем-то заинтересовать. Мы как правительство готовы способствовать снижению административных барьеров. Мы даем зеленый сигнал. Но ждем ответных шагов.

– Как повлияло и еще повлияет на развитие ИТ в области формирование Новой Москвы?

– Конечно, есть серьезные потери в доходной части. С другой стороны, область держит курс на тесную интеграцию с Москвой. Много жителей Подмосковья работают в столице, москвичи живут на подмосковных дачах. Поэтому много общих тем: строительство дорог-развязок, легкое метро, единый проездной билет... Часть нынешних подмосковных министров пришли из правительства Москвы, поэтому мы находим общий язык, внедряем обкатанные в столице и уже кастомизированные решения.

– Понятие «эффективность власти, управления» входит в название госпрограммы Московской области и профильной подпрограммы, касающейся ИКТ. Как определяется это понятие, чем измеряется, ведь известно, что даже эффективность внедрения ИТ с трудом поддается счету?

– До перехода на трехлетний бюджет в области было много целевых программ. Мы решили объединить их по общему признаку, по показателям, которых необходимо достичь. Эффективное управление в целом невозможно без эффективного управления следующими ресурсами: финансами, имуществом, кадрами – с помощью современных технологий. Поэтому в нашем понимании эффективная власть – это как раз эффективное управление всеми ресурсами с помощью современных технологий.

В госпрограмму «Эффективная власть» вошли программы Министерства финансов, Министерства имущественных отношений, кадровой службы, а также программа по информатизации и качеству госуправления. По каждой программе есть свои показатели: в финансах – сбалансированный бюджет социальной направленности, в имущественной сфере – изыскание земель для предоставления инвесторам. Мой основной показатель по информатизации – повышение в рейтинге, а по госуправлению – снижение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса. Так что у эффективной власти есть свои измерители.

Беседовала Наталия КИЙ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!