Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2013
Олег СИМАКОВ  11 ноября 2013

Тектонические сдвиги будут заметны не сразу

В деле внедрения ИТ в российское здравоохранение в последние годы произошли серьезные изменения. Но пока завершен только почти невидимый широкой публике «нулевой цикл» строительства будущего здания.

Олег СИМАКОВ, директор по ИТ, Медицинский информационно-аналитический центр РАМНС 1991 г. и до 2008-го внедрение ИТ-средств и систем в медицинских организациях происходило лишь по инициативе отдельных их руководителей, понимавших, что для эффективного управления учреждением необходим электронный документооборот в лечебно-диагностическом процессе. При этом основы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи внедрялись системно с середины 90-х годов прошлого века силами федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), так как эти сугубо финансовые учреждения просто не могли работать без автоматизированного учета предоставленных пациентам услуг. Поэтому территориальные фонды устанавливали в медицинских организациях рабочие места и собирали реестры счетов по оказанным услугам. Однако все это имело мало отношения к лечебно-диагностическому процессу, никак не влияло на повышение его эффективности со стороны медицинского персонала и не было заметно пациентам.

В 2008 г. начался процесс перехода к информатизации отрасли на основе поручений Президента РФ, данных по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 17 июля 2008 г. В результате было выпущено большое количество соответствующих документов и реализовано несколько первоочередных прикладных информационных систем непосредственно в интересах тогдашнего Минздравсоцразвития России, а в 2010–2011 гг. – разработана Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), утвержденная приказом министерства от 28 апреля 2011 г. №364 (первая редакция документа появилась на его сайте в январе 2010 г.). Принятие Концепции дало регионам возможность приступить к детальному планированию шагов по внедрению технических средств и информационных систем. Защита региональных программ информатизации в Минздравсоцразвития России и их согласование с Минкомсвязью и Федеральным фондом ОМС начались в октябре 2011 г. и продолжались почти год, до осени 2012 г. К середине 2013 г. в основном (по оценке экспертов, на 85–90%) были выполнены планы первого этапа оснащения медицинских организаций техническими средствами и частично проведено внедрение информационных систем, запланированных в рамках региональных программ.

Необходимо учитывать, что выделенные в рамках программы развития здравоохранения средства на информатизацию, даже с учетом регионального софинансирования, составляют не более 30–33% от суммы, необходимой на создание первой очереди ЕГИСЗ. В целом «лед тронулся», но если учитывать качество реализации первых проектов и реальные итоги их запуска, то можно говорить о том, что пройдено только 20–25% длинного пути полномасштабного создания этой социально значимой глобальной системы.

Главная проблема восприятия результатов заключается в следующем: эксперты и пользователи (к ним можно отнести пациентов, медицинский персонал и управленцев) пришли к пониманию, что система только на конечном этапе построения сможет удовлетворить всех участников процесса. Ведь функции, нацеленные на повышение эффективности лечебно-диагностического процесса и управления медицинскими организациями, реализуются разными элементами информационной системы с использованием разных подходов, хотя в основе всего функционала и лежит электронная медицинская карта.

Автоматизированное формирование медицинской документации (и ее хранение в электронном виде), с однократным вводом информации, должно снизить непроизводительную нагрузку на медицинский персонал, связанную с оформлением медицинской документации и отчетности, и одновременно существенно повысить качество отчетности, поскольку она будет создаваться на основе первичных документов при минимальных ошибках и искажениях. Но сегодня электронный медицинский документооборот не имеет равных с бумажным юридических прав, а формализация единой нормативно-справочной информации на федеральном уровне не реализована в полном объеме. Это два основных фактора, которые создают существенные препятствия промышленной эксплуатации информационных систем; к тому же, в соответствии с региональными программами, на текущем первом этапе такие системы внедрены только в небольшой части учреждений, поэтому эффекта от них не ощущают ни медицинский персонал, ни пациенты.

Однако ряд сервисов внедрен на федеральном уровне и соответственно получил широкое распространение в первичном звене. Уже сегодня виден эффект от довольно часто критикуемой «записи к врачу» через интернет. К сожалению, в проекте мало внимания уделяется разъяснению его деталей широкой общественности, в том числе медицинской. Например, эта самая «запись к врачу» – всего лишь первый шаг к решению глобальной задачи управления ресурсами сети медицинских организаций, что в конечном счете должно привести к прозрачности планирования и использования этих ресурсов – и соответственно к тому, чтобы на практике довести объем государственных гарантий до пациентов, исключить создание искусственных очередей и неэффективное использование оборудования и коечного фонда, а также различные формы вымогательства по отношению к пациентам. Поэтому могу констатировать: сделано много, но поскольку это только первый шаг, а хочется «всего и сразу», то много и критики. Но разве можно «оценить слона по его хоботу»?!

Сейчас главное – не останавливаться, а продолжить работу по внедрению системы в полном объеме. Это значит запланировать следующие шаги на ближайшие три года и понимать, что в лучшем случае мы пройдем только полпути, а всю систему при сохранении нынешнего уровня финансирования и эффективности работ удастся создать не ранее чем к 2022 г. Если мы хотим ускорить этот процесс, то нужно увеличивать финансирование и улучшать управление проектом, прежде всего на региональном уровне. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!