Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2013
Борис ПОДДУБНЫЙ  11 ноября 2013

От манифеста – к результату

Многие изданные Минздравом и правительством РФ документы, касающиеся планов модернизации и информатизации здравоохранения, по уровню содержания носят характер манифеста.

Борис ПОДДУБНЫЙ, директор по развитию бизнеса, IBM в России и странах СНГ В них можно прочитать, что нужно снизить смертность, повысить продолжительность жизни и улучшить разные другие статистические показатели, принятые в нашей системе здравоохранения. Но нигде не определено, каким образом все это должно быть сделано, какие практические шаги нужно предпринять, чтобы получить заявленный результат, т. е. в документах нет конкретной программы в этих терминах.

Например, можно поставить задачу в течение двух последующих лет повысить качество медицинской помощи за счет усиления ответственности врачей за результаты лечения. Реализовать это можно следующим образом: все врачи, работающие с МИС, должны получить в удостоверяющих центрах электронные цифровые подписи, после чего они должны заверять ими все свои записи и назначения в ЭМК. Кроме того, пациенту нужно предоставить максимум информации о его собственном лечении: на специальном портале, подключенном к той же МИС, он сможет посмотреть, что именно прописал ему врач, какой рейтинг у этого врача и какой опыт, в каких медицинских учреждениях он раньше работал, какие врачебные ошибки совершал, как о нем отзываются другие пациенты, к какому еще врачу можно обратиться за консультацией по той же проблеме и т.п. Нужно предоставить пациенту возможность управления собственным здоровьем, не полагаясь на мнение единственного врача. На Западе порталы пациента – обычная практика, а во внедряемых сейчас в России медицинских информационных системах, даже в столь продвинутых, как московская ЕМИАС, таких возможностей нет, хотя реализовать их совсем несложно – аналогичные системы уже работают у нас в других отраслях. Такой практический шаг, взятый как пример, может существенно улучшить ситуацию в здравоохранении.

Россия – далеко не первая страна, которая занялась информатизацией медицины, и ей стоило бы использовать опыт предшественников. Но не надо это делать путем механического перевода и трансляции зарубежных стандартов в области информатизации медицины и здравоохранения. Эти стандарты создавались исходя из абсолютно других предпосылок и условий сложившейся системы здравоохранения за рубежом. Нужно понимать, что стандарты накопления и обработки информации должны быть тесно связаны с существующей системой показателей эффективности здравоохранения, которые нуждаются в реформировании вместе с принятием стандартов. Кроме того, в здравоохранении очень важны многолетнее накапливание и систематизация информации, изменение подхода на уровне первичной информации нарушит преемственность сбора данных, и адекватный ее анализ будет невозможен.

 Необходимо выделить те технологические аспекты информатизации, которые оказали бы системное влияние на принципы оказания медицинских услуг. Например, нам был бы полезен опыт эффективного использования высококвалифицированного труда узких специалистов-медиков. Скажем, опытный радиолог может заниматься только расшифровкой и описанием снимков, которые он получает по сети из нескольких больниц, более того, он может делать это, находясь у себя дома. Он не тратит время на укладывание пациента в томографе, на проведение самого исследования и даже на ввод текста в ЭМК, он наговаривает описание голосом и отправляет его, например, в мединститут, где студенты, обучающиеся по этой специальности, переводят звуковой файл в текст, сверяясь с полученным снимком. Так они учатся диагностике у настоящего профессионала, получают практический опыт и заодно выполняют определенный этап работ по обследованию пациента. Стоимость такой медицинской услуги будет, конечно, ниже, чем в случае, когда высококвалифицированный специалист сам выполняет все операции по получению снимка и занесению диагноза в ИС. Организация четкой работы этого комплексного сервиса требует немалых усилий, но именно такие медицинские системы надо создавать. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!