Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2013
Михаил ЭЛЬЯНОВ  11 ноября 2013

Главная проблема – нет правил игры

На информатизацию здравоохранения в 2011–2012 гг. государство выделило в общей сложности почти 30 млрд руб. О том, насколько эффективно используются эти немалые средства, – Михаил ЭЛЬЯНОВ, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ).

Михаил ЭЛЬЯНОВ, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ).– Какие изменения, по вашим впечатлениям, произошли в деле информатизации российского здравоохранения за последние год-два?

– В рамках программы модернизации в российское здравоохранение пришли огромные деньги, но, к сожалению, потрачены они в основном на оснащение ЛПУ компьютерами. Это, конечно, хорошо, но таким способом была решена лишь самая примитивная часть задачи информатизации, и эффективность этих затрат оказалась очень мала. Продвинутые медицинские организации, доля которых составляет всего 5–7%, хорошо понимают, что делать с этим компьютерным оборудованием, и соответственно, используют его с максимальной отдачей. У подавляющего большинства это оборудование, грубо говоря, только пыль собирает. Пока я вижу главным образом попытки информатизации в интересах чиновников, которые стремятся отчитаться о достигнутых успехах.

– Как, на ваш взгляд, обстоят дела с решениями для автоматизации документооборота медицинских учреждений и информатизации работы врача?

– Проблем нет, пожалуй, только с бухгалтерскими программами, т.е. с самыми простыми, давно внедряемыми решениями, выполняющими хорошо формализованные задачи. Что же касается электронного документооборота, который касался бы всех сторон деятельности медицинской организации, то проблем с ним немало. Да, в Москве сейчас активно внедряются эти решения, в частности система ЕМИАС, но ситуация в регионах не дает большого повода для оптимизма. Массовых тиражируемых программ для электронного документооборота ЛПУ на рынке пока нет.

Ну а с автоматизацией работы врача просто полный провал. В поручениях президента РФ еще в 2010 г. говорилось о переходе к электронной медицинской карте, но до сих пор никакой типовой электронной карты не разработано и понимания того, что в нее должно входить, нет. Да, в ряде медицинских учреждений работают системы ЭМК, но установлены они были по инициативе главных врачей этих учреждений и фактически представляют собой продукты внутреннего пользования. На рынке есть несколько крупных игроков с большим количеством внедрений, предлагающих системы ЭМК, но сравнивать эти решения за неимением стандарта очень сложно. Некоторые даже называют электронной картой программу, с помощью которой вводят ФИО, пол, адрес и код диагноза пациента по МКБ-10, но такие вещи делали еще 30 лет назад, причем на гораздо более высоком интеллектуальном уровне и за гораздо меньшие деньги.

– В чем причина такого «бухгалтерского» уклона?

– В уровне постановки задач государством. Последствия падения этого уровня я вижу хотя бы в каталоге «Медицинские информационные технологии», который ведет ассоциация АРМИТ. В последние годы четко прослеживается тенденция сокращения количества разработчиков медицинских ИТ-систем, причем опережающими темпами уходят с рынка разработчики наиболее наукоемких из них – систем поддержки принятия решений врачами, обработки данных, изображений и сигналов. Некоторые могут сказать, что это следствие конкуренции – уходят слабые. Но это не так. Когда государство своими целевыми программами и заказами создает многомиллиардный рынок, то на нем должны появляться новые игроки, а этого не происходит, потому что перед разработчиками ставятся по сути задачи для АСУ – посчитать кадры, услуги, финансовый оборот, – и все они были по большому счету решены 30–40 лет назад. А сейчас к этим системам по сути лишь добавляют графический интерфейс, чтобы они стали более доступными для рядового пользователя. Такие вещи, безусловно, нужно делать, но к повышению качества медицинского обслуживания все это имеет очень косвенное отношение.

– В чем вы видите основные проблемы российской версии информатизации здравоохранения?

– Пожалуй, главная проблема неэффективности программы информатизации даже не в неграмотной постановке задач, а в отсутствии правил и стандартов. Мы как-то хотели вместе с разработчиками сформулировать список приоритетных направлений информатизации, чтобы попытаться убедить Минздрав выделить на них целевое финансирование, но многие разработчики прямо заявили, что им нужны только четкие правила игры, в том числе строго соблюдаемые всеми правила проведения конкурсов, с прозрачными критериями оценки участников и их продуктов. Конечно, информатизация здравоохранения идет и будет развиваться, никуда мы не денемся, это столбовой путь развития человечества. Просто мы проходим этот путь с очень большим опозданием и далеко не самым оптимальным образом. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!