Rambler's Top100
Статьи
18 ноября 2013

С.Дешёвых: Рынок мобильной безопасности – это рынок покупателя

На рынке корпоративной мобильной безопасности сосредоточены разные группы игроков, экспертные оценки роли и влияния которых могут расходиться диаметрально.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №10'2013 "Защита на мобильных рубежах".
Часть 1.

? "ИКС": Насколько пересекаются бизнес-функции основных игроков на рынке мобильной безопасности, как игроки (вендоры, поставщики программных решений, системные интеграторы, операторы) осваивают смежные сегменты рынка? Кто драйвер рынка, кто тормозит его развитие?

Рустэм Хайретдинов, CEO Appercut SecurityРустэм Хайретдинов, CEO Appercut Security: Рынок развивается из-за самой растущей «мобилизации» бизнес-приложений. Все больше пользователей работают на мобильных устройствах с корпоративными ресурсами, и пока удобство пользования приоритетнее информационной безопасности. Практически все решения в этой области подразумевают, прежде всего, защиту информации на мобильном устройстве от потери/кражи самого устройства (блокирование устройства, удаление информации, помощь в поиске и т.д.) Функционал, который защищал бы информацию от злонамеренных действий самого пользователя, пока реализован слабо и не обеспечивает той защиты, к которой привыкли корпоративные пользователи немобильных систем. Пока не накоплена статистика по инцидентам с мобильными устройствами и не посчитан ущерб, наносимый бизнесу использованием мобильных устройств, драйвером рынка остается энтузиазм служб информационной безопасности, раньше других увидевших риски таких инноваций.Дмитрий Слободенюк, коммерческий директор ARinteg

Дмитрий Слободенюк, коммерческий директор ARinteg: Основным драйвером рынка продуктов для мобильной защиты, конечно, является рост мобильных угроз и широкое распространение мобильных устройств, в том числе в корпоративной среде. Тормозит развитие рынка пока еще недостаточная информированность пользователей об этих угрозах, а также опасения по поводу ресурсоемкости защиты на относительно маломощных (по сравнению с ПК) мобильных устройствах. Как и на любом рынке продуктов по информационной безопасности, на рынке ПО для безопасности мобильных устройств присутствуют два вида решений: встроенные в мобильные платформы функции защиты и приложения, поставляемые вендорами этих платформ и приложений; специализированные продукты для мобильной защиты от поставщиков широких линеек продуктов по ИБ (предназначенных не только для мобильников) и от относительно небольших вендоров, занимающихся исключительно мобильной безопасностью. Все упомянутые игроки хорошо дополняют друг друга, предлагая необходимый спектр решений и быстро заполняя появляющиеся ниши.

Владимир Залогин, директор по специальным проектам ЗАО «С-Терра СиЭсПи»Владимир Залогин, директор по специальным проектам ЗАО «С-Терра СиЭсПи»: Безопасность использования мобильных устройств сотрудниками корпоративного сектора окружена заботой служб ИБ. Грамотное использование смартфонов и планшетов позволяет повысить продуктивность работы сотрудников за счет постоянной доступности корпоративных информационных систем. Но при использовании слабоконтролируемых устройств, подключенных к корпоративной среде, растут риски утечки корпоративных секретов. В такой ситуации основными драйверами роста рынка становятся те игроки, которые смогут показать потребителям действительно высокую защищенность своих решений для защиты мобильных устройств в конкретных сценариях применения. Упоминаемые в вопросе участники рынка заинтересованы в увеличении финансового оборота, связанного с новым модным направлением (производители и интеграторы заинтересованы в росте продаж, а операторы заинтересованы в росте оплачиваемого трафика, генерируемого мобильными устройствами). Несомненно, что высокомотивированные сотрудники корпоративного сектора, желающие работать днем и ночью сами и стимулирующие также  работать своих подчиненных, выступают в роли драйверов рынка. При этом специалисты по ИБ, понимающие риски, связанные с использованием плохоконтролируемых технических и программных средств, консервативно сдерживают слишком быстрое устремление вперед. Павел Ерошкин, начальник управления информационной безопасности, «Техносерв»

Павел Ерошкин, начальник управления информационной безопасности, «Техносерв»: В основном решения по мобильной безопасности характеризуются достаточно простой архитектурой, легкостью внедрения и эксплуатации, поэтому в «пищевой цепочке» не всегда находится место для интегратора. В большинстве случаев заказчик способен самостоятельно решать все вопросы, связанные с жизненным циклом используемого продукта. Драйвером рынка в данном случае выступает очевидная потребность в решениях подобного рода.Александр Храмцов, исполнительный директор ООО

Александр Храмцов, исполнительный директор ООО "Телеком-Защита": Функции игроков на рынке мобильной безопасности сейчас только определяются, особенно в России.  И, конечно, сейчас сильно пересекаются. С одной стороны, поставщики и производители самих мобильных устройств включают туда встроенные функции или собственное ПО, направленное на защиту конфиденциальной информации, с другой есть специализированные компании, как интеграторы, так и разработчики ПО, которые предлагают свои решения в этой области.  В России больше всего для формирования и развития рынка делают, пожалуй, именно поставщики специализированного ПО, т.к. по факту именно готовые приложения от известных производителей являются основной  для создания комплексных услуг, предлагаемых  пользователям и системными интеграторами и операторами связи.

Юрий Черкас, руководитель направления инфраструктурных решений ИБ Центра информационной безопасности, «Инфосистемы Джет»Юрий Черкас, руководитель направления инфраструктурных решений ИБ Центра информационной безопасности, «Инфосистемы Джет»:  Бизнес-функции достаточно стандартны: одни игроки рынка производят софт (вендоры), другие – его внедряют (интеграторы), третьи являются конечными заказчиками и пользователями продуктов, предназначенных для решения задач мобильной безопасности. Это вполне классическая ситуация, свойственная и любому другому рынку, существующему по принципу «есть спрос – есть предложение». При этом драйвером рынка является мобилизация общества в принципе. Еще лет 15 назад мобильные телефоны были у единиц, сейчас же ими пользуются практически все. Мобильные устройства стали компактнее, функциональнее (ноутбуки, смартфоны, планшеты и т.п.) и понятно, что пользователи стремятся и в работе использовать привычные устройства.

Ярко выраженных факторов, тормозящих развитие рынка, на мой взгляд, нет. Относительная нераспространенность технологий MDM связана с тем, что сейчас стартовали только «первые ласточки» и успешных публичных кейсов пока нет просто потому, что проекты не завершены.  Поэтому всплеск проектной активности в этом направлении – скорее вопрос времени и наличия успешных проектов.

Можно, конечно, говорить о том, что ИБ накладывает некоторые ограничения на сами принципы работы с конфиденциальной информацией с использованием мобильных устройств. В частности, следует помнить, что использование мобильных устройств создает дополнительные риски с точки зрения ИБ, например, в случае утери или кражи гаджета. Но о сдерживании развития рынка мобильной безопасности здесь также говорить не вполне правильно.

Степан Дешёвых, старший менеджер по продуктам Степан Дешёвых, старший менеджер по продуктам "Лаборатории Касперского": Рынок мобильной безопасности можно считать до сих пор активно развивающимся. Существует множество подходов к решению проблемы - виртуализация, встроенное в телефон рабочее пространство, специальные инструменты контроля мобильных приложений, SDK для построения безопасных приложений и многое другое. И хотя обладание такими технологиями – это возможность привлечения новых клиентов и укрепления лояльности сотрудников, но, с другой стороны, только этих технологий недостаточно. Необходимо еще уметь эти технологии распространять на устройства пользователей и управлять ими. Поэтому рынок мобильной безопасности постепенно начинает притягивать к себе рынок управления мобильными устройствами, ибо только управления заказчикам становится уже мало.

Что касается вопроса о том, кто является драйвером, то сегодня это рынок покупателя/сотрудника, который выбирает платформу и производителя под себя, и приносит свое устройство в корпоративную среду. А тормозящим фактором рынка можно назвать политику производителей мобильных ОС, которые пытаются доказать, что платформы безопасны сами по себе («secure by design»), что ежедневно опровергают наши исследования и статистика угроз.

Николай Романов, технический консультант Trend Micro в России и СНГНиколай Романов, технический консультант Trend Micro в России и СНГ: Как правило, в большинстве решений в области безопасности мобильных устройств существует функционал, обеспечивающий удаленное управление устройствами, т.е. Mobile Device Management (MDM). Ряд продуктов были первоначально выведены на рынок как решения в области MDM, после чего были дополнены функциями защиты, другие же – изначально были ориентированы на защиту и обладают функциями MDM в оптимизированном варианте. Компания Trend Micro выбрала «золотую середину» и предлагает решения, сочетающие защиту мобильных устройств и функции MDM в достаточно полном объеме.

Схожесть решений различных вендоров прослеживается и по линии платформ. Как известно, функциональные возможности продуктов для закрытых платформ (iOS, Windows Phone) достаточно ограниченны. Например, функция «отслеживание мобильных устройств» доступна для всех платформ, а вот функция антивируса актуальна главным образом для Android.

 В случае мобильных устройств на платформах iOS и Windows Phone акцент в использовании решений мобильной безопасности делается на контроле, на функциях MDM. Следует отметить, что для корпоративного использования функционал решений выходит за рамки инфраструктурных задач, включая  например, контроль политик, принятых в каждой конкретной компании. Контроль jailbrake – тоже одна из возможностей современных систем мобильной безопасности. Системы позволяют отслеживать и запрещать к использованию те устройства, в которых сделан jailbrake.

Самый большой механизм защиты по объему и функциональным возможностям – у платформы Android. Здесь возможно применить шифрование данных, антивирусная защита для этих устройств наиболее актуальна. По данным компании Trend Micro, число угроз для устройств на платформе Android в текущем году превысит 1 миллион. Драйвером рынка являются сами клиенты, рост рынка обеспечен ростом их потребностей. Если бы не было  интереса со стороны клиентов, рынок решений в области безопасности мобильных устройств был бы ничтожен в сравнении со всем рынком ИБ-решений. Юрий Акаткин, директор ФГУП «КБ полупроводникового машиностроения» ГК «Ростехнологии»

Юрий Акаткин, директор ФГУП «КБ полупроводникового машиностроения» ГК «Ростехнологии»: На рынке мобильной безопасности должны активно работать вендоры, разработчики ПО, а также поставщики контента, которые и определяют степень критичности поставляемой информации (вопросы коммерческой тайны, персональные данные и т.д.). Каждый из игроков стремится продать свое решение, зачастую выбирая в качестве «драйвера» решения, имитирующие защиту. К сожалению, сегодня имеет место ситуация, когда активные участники рынка мобильных устройств тормозят развитие рынка мобильной безопасности, не уделяя внимания созданию доверенной вычислительной среды  на мобильных устройствах.Олег Губка, директор департамента по работе с клиентами, «Аванпост»

Олег Губка, директор департамента по работе с клиентами, «Аванпост»: На текущий момент можно выделить два основных направления развития рынка мобильной безопасности: антивирусная защита, которая актуальна для всех пользователей мобильных устройств, работающих, в основном, на операционной системе Android; защита данных при использовании личных мобильных устройств в корпоративных целях, так называемый принцип BYOD (Bring Your Own Device).

Направление антивирусной защиты мобильных устройств развивают, как правило, классические антивирусные вендоры. В корпоративной защите мобильных устройств, в основном, преуспели лидеры ИБ-индустрии, а также монопродуктовые вендоры, развивающие свои решения исключительно в нише мобильной безопасности. Жесткой конкуренции между этими направления не наблюдается, скорее они дополняют друг друга для обеспечения комплексной безопасности. Однако чаще всего контекст мобильной безопасности применяется все же к направлению корпоративной защиты.

Алексей Сабанов, заместитель генерального директора Аладдин Р.Д.Алексей Сабанов, заместитель генерального директора Аладдин Р.Д.: Не стоит путать рынок мобильных устройств (где есть реально жесткая конкуренция и борьба вендоров за долю рынка) и рынок информационной безопасности при мобильном доступе. Рынок мобильной безопасности стремительно развивается. Соответственно, пока уровень конкуренции низок. Вендоры производят то, что на их взгляд необходимо потребителям, разработчики ПО пишут программы, интеграторы внедряют эти решения, а операторы получают деньги за удваивающийся с завидным постоянством мобильный трафик. Пока заметных пересечений основных бизнес-функций не отмечено. Развитие рынка безопасности подстегивают злоумышленники, в том числе разработчики вредоносного ПО. Причем если еще недавно атаки направлялись на мобильные устройства и саму связь, то сейчас основным вектором атак является информация, которая передается (принимается), обрабатывается и хранится в гаджете. Другими словами, сейчас для мобильного доступа весьма актуальны традиционные задачи информационной безопасности (ИБ): обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Сергей Ларин, специалист по инфраструктурным решениям Microsoft в РоссииСергей Ларин, специалист по инфраструктурным решениям Microsoft в России: Microsoft как поставщик операционной системы и программных решений развивает партнерские отношения с компаниями, работающими во всех смежных сегментах. Мы плотно работаем с производителями оборудования для Windows-платформы. Например, при разработке операционной системы Windows 8 мы активно сотрудничали с производителями оборудования, внимательно прислушиваясь к их пожеланиям. Мы работаем с разработчиками приложений, обучаем системных интеграторов, получаем от них обратную связь и учитываем их комментарии при разработке новых продуктов. Это своего рода симбиоз.

Мобильную безопасность необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Один из них –  это безопасность конечного продукта. Мы видим своей задачей предоставить заказчику безопасный продукт, с помощью которого он будет решать свои конкретные задачи. И здесь важно найти баланс между тем, что пользователь хочет сделать, и тем, что он хочет сделать безопасно. Microsoft как разработчик операционной системы предлагает заказчикам, системным интеграторам и другим разработчикам ПО свою экспертизу, чтобы конечное решение, которое будет использовать заказчик, максимально отвечало его требованиям безопасности. С этой целью мы регулярно проводим сертификацию наших продуктов, сотрудничаем с российскими разработчиками систем безопасности как для мобильных операционных систем, так и для ноутбуков и планшетов. Одним из примеров такого сотрудничества может стать наше взаимодействие с компанией «КРИПТО-ПРО», которая разрабатывает российское шифрование в соответствии с ГОСТ. Следующий аспект технологический. Здесь мы уделяем особое внимание как безопасности пользователя, так и его конечного устройства. Так, операционные системы Windows 8 и Windows Phone 8 очень сильно защищены с точки зрения классических технологических рисков для ОС. Например, в Windows Phone 8 нельзя сделать джейлбрейк. Мы защищаем само ядро информационной системы. И это касается как мобильной, так и клиентской ОС. В наших технологиях используется шифрование дисков, мы защищаем загрузку устройств. Например, вытащив из ноутбука или планшета жесткий диск, разъединив устройство, на котором настроена и запущена операционная система и система хранения (дисковая, флеш, SSD), мы получаем зашифрованное хранилище, которое не позволяет получить данные. Такая возможность очень ценна, если, например, планшет, на котором хранятся критически важные для компании данные, утерян или украден.

С точки зрения компаний, в обеспечении мобильной безопасности возникает дополнительный аспект, который связан с безопасностью бизнеса и данных. То есть перед компаниями встает задача защититься от действий пользователя, которые потенциально могут навредить корпоративной информационной системе, устройствам и данным. Поэтому мы ставим перед собой еще одну задачу: защитить пользователя от него самого, ведь, как известно, самое уязвимое звено любой информационной системы – это человек, хотя формально он и не является ее частью. Этот вопрос возникает довольно часто, но он не всегда очевиден при разработке мобильных приложений и решений для сотрудников, даже когда речь идет о мобильных CRM или ERP, то есть бизнес-приложениях, а не просто мобильной почте. В Windows 8.1 мы внедряем очень интересный подход, когда устройство знает, какие именно данные были получены из корпоративной сети. И если, например, сотрудник уходит из компании, эти данные можно легко стереть – даже удаленно, не затрагивая всю остальную информацию. Таким образом, если сотрудник использует личное устройство и сохранять на нем корпоративные документы, компания, которой эти документы, по сути, принадлежат, имеет полную картину об их жизненном цикле, включая утилизацию. Раньше такие задачи решались сложными и достаточно тяжело управляемыми решениями по MDM, MOM и т.д. Microsoft предлагает решить их с помощью обычной связки Windows 8-Windows Server.

Разрабатывая политики информационной безопасности, необходимо помнить не только о технологиях, но и организационной составляющей. Необходимо обучать сотрудников, разъяснять корпоративные политики. Иногда даже стоит подписывать дополнительные соглашения к трудовым договорам, где должно быть указано, какая информация является коммерческой тайной и не должна быть раскрыта (сегодня легко показать планшет или ноутбук с такими данными на экране). Организационная составляющая всегда была важным элементом ИБ, но в случае с мобильными технологиями ее роль серьезно выросла.

Максим Лукин, руководитель направления информационной безопасности, CTIМаксим Лукин, руководитель направления информационной безопасности, CTI: Защита мобильных устройств - задача комплексная. Если говорить о защите мобильных устройств в контексте личного пользования, то наиболее актуальными могут быть задачи связанные c защитой от вредоносного ПО, фильтрацией опасных сайтов, поиском потерянного или похищенного устройства, фильтрацией нежелательных звонков и смс, защитой личных данных пользователя. У большинства крупных игроков на рынке антивирусов в продуктовой линейке появились антивирусы для мобильных устройств. Частично функционал данных продуктов пересекается с системам управления мобильными устройствами (MobileDeviceManagement) которые больше предназначены для корпоративного рынка. Защита мобильных устройств при их использовании в корпоративной ИТ инфраструктуре задача более емкая. Связанно это с тем, что с одной стороны, использование личных мобильных для корпоративных нужд предоставляет новые бизнес-возможности,  например доступ к корпоративной почте,  корпоративной телефонии и другим корпоративным приложениям. С другой стороны, доступ к корпоративным ресурсам с мобильного устройства влечет за собой дополнительные риски ИБ, связанные с  утечкой конфиденциальной информации, распространением вредоносного ПО, получением несанкционированного доступа к корпоративным ресурсам.

Реализация рисков, связанных с мобильными устройствами, может повлиять на непрерывность бизнес процессов, а это совершенно другие уровни убытков. Поэтому и меры по защите мобильных устройств должны быть совершенно другого порядка. Как показывает практика, для успешного внедрения концепции BYOD точечных решений недостаточно, должна быть разработана стратегия, соответствующие частные политики ИБ, памятка пользователя, проведен анализ угроз и уязвимостей, пересмотрена модель нарушителя и модель угроз. Для реализации разработанных политик могут использоваться решения класса MobileDeviceManagenet (MDM), которые, как правило, включают в себя функционал Mobile E-mail Management, Mobile Application Management, Mobile Content Management. 

Для контроля политик и предоставления различного уровня доступа к корпоративной инфраструктуре в зависимости от типа устройства, его состояния и места подключения используются системы контроля доступа NetworkAccess (Network Access Control). В комплексе эти решения обеспечивают централизованное управление мобильными устройствам, контроль доступа и реализацию корпоративных политик ИБ на мобильное рабочее место, позволяют обеспечить централизованное управление приложениями, включая инвентаризацию и защиту от мошеннических приложений,  обеспечить процесс управления обновлениями, организовать защищенный доступ к корпоративным сервисам и данным, в случае необходимости выполнить удаленную блокировку и полную очистку устройства.

 По данным Gartner, объем мирового рынка MDM в 2012 году составил $780 млрд, а 2014 г.  $1.5 млрд. Лидерами на данном рынке являются компании, созданные относительно недавно и сделавшие в свое время ставку на мобильную безопасность. Это такие компании, как AirWatch, MobileIron, GoodTechnologies. Если посмотреть на квадрат Gartner MDM в 2011 году – видно, что рынок был еще не сформирован, на рынке присутствовало много небольших компаний сатрапов.   Последние 2-3 года показали, насколько актуальна и  неизбежна тема BYOD, и на рынок со своими решениями MDM вышли крупные игроки, которые сейчас активно развивают данные направления.  Решения MDM естьуMcAfee, IBM, SAP, Symantec, Alcatel, Sophos, TrendMicro.

Вопрос выбора конкретной платформы всегда индивидуален и зависит от того, на базе решений какого вендора построена сетевая и ИТ-инфраструктура, с каким сервисами будет необходимо производить интеграцию, какая  модель развертывания наиболее предпочтительна (облачная или on-premise), модель оплаты и т.д. Российский рынок мобильной безопасности активно формируется.  Наиболее крупные проекты, связанные с внедрением BYOD, реализуются в финансовом секторе и секторе телеком. Если банки реализуют проекты, связанные с BYOD, в первую очередь для снижения рисков ИБ и защиты своих корпоративных ресурсов, то в секторе телеком сейчас активно проявляется интерес к внедрению MDM решений не только для зашиты своей инфраструктуры, но и для предоставления сервиса MDM в сегменте B2B из облака. Помимо этого, в последнее время в банковском сообществе активно обсуждается тема борьбы с фродом в системах ДБО при использовании мобильных устройств.

С одной стороны, очевидно, что при обеспечении надлежащего уровня защищенности мобильного устройства снижаются риски ИБ, в том числе риски мошенничества при использовании ДБО, и клиенты банков должны быть сами заинтересованы в защите своих мобильных устройств. С другой стороны, законодательно это никак не регулируется,  риски хоть и уменьшаются, но все равно остаются на стороне потребителя. Вопрос сложный, возможно страховые компании при страховании клиентов от мошенничества  в ДБО могли бы предусмотреть более выгодные тарифы для тех пользователей, которые пользуются системами MDM. Все это необходимо обсуждать.

Еще один очень важный момент, который влияет на развитие рынка мобильной безопасности в РФ, это российское законодательство в области ИБ. В случае если с мобильного устройства осуществляется доступ к персональным данным, например к корпоративному порталу, на котором размещены ФИО, телефон, фотография сотрудника, то предприятие должно выполнить все предписания 152 ФЗ и подзаконных актов. При передаче по открытым каналам связи необходимо обеспечить конфиденциальность персональных данных, которая достигается в том числе за счет применения средств криптографической защиты информации прошедших в установленном порядке оценку соответствия. По закону  “О техническом регулировании” есть несколько форм подтверждения оценки соответствия, но для государственных предприятий, обеспечивающих защиту ПДн, это всегда обязательная сертификация.

По поводу применения сертифицированных или несиртифицированных СКЗИ при защите ПДн для частного бизнеса существует несколько точек зрения. С уверенностью можно заявлять одно, даже если предприятие использует встроенные механизмы в ОС Android или iOS для организации VPN для обеспечения конфиденциальности передаваемых ПДн, все равно это влечет за собой дополнительные, в том числе юридические, риски.  Сертифицированные СКЗИ сейчас есть только для ОС Android. Архитектура iOS устроенна таким образом, что для использования сертифицированных СКЗИ от российских разработчиков необходимо делать jailbreak  на устройстве.  Помимо этого, пока на рынке РФ нет MDM-решений, сертифицированных во ФСТЭК. Все эти факторы на данном этапе замедляют развитие рынка мобильной безопасности, но после появления первых сертифицированных решений и соответствующей законодательной базы рынок MDM в РФ  будет показывать более активный рост. Думаю, что это неизбежный процесс. Михаил Савушкин, технический консультант Symantec

Михаил Савушкин, технический консультант Symantec: На данный момент на рынке можно выделить несколько различных подходов к мобильной безопасности, они различаются в зависимости от нужд компаний, которые их реализуют. Есть производители, которые изначально сосредотачиваются только на мобильности и связанными с ней решениями; есть компании, которые производят решения для управления инфраструктурой; для некоторых профильными являются решения для безопасности ИТ. Исходя из особенностей компании-производителя, иногда можно также наблюдать предложения интеграции со смежными сегментами рынка – решения для управления инфраструктурой, обеспечения безопасности трафика, сервисов, которые используются на мобильном устройстве. Сложно сказать, какой подход преобладает в России – все очень зависит от пожеланий клиентов и текущей зрелости их ИТ.

Михаил Башлыков, руководитель направления информационной безопасности, КРОКМихаил Башлыков, руководитель направления информационной безопасности, КРОК: Роли и бизнес-функции игроков на рынке мобильной безопасности, как правило, стандартны. Заказчики выступают драйверами, формируют потребности и ставят задачи, вендоры отслеживают запросы рынка и разрабатывают соответствующие решения, а интеграторы, в свою очередь, обеспечивают внедрение и кастомизацию типовых решений под нужды конкретных компаний.

Применительно к мобильной безопасности можно отдельно отметить трансформацию операторов связи, которые постепенно превращаются из просто поставщиков  услуг передачи трафика в сервис-провайдеров, способных предоставить дополнительные решения, в том числе касающиеся  мобильной безопасности, ориентированные как на частных, так и на корпоративных клиентов.

Кроме того, определённое влияния на рынок оказывают непосредственные производители мобильных платформ, такие как, например, Apple или Goоgle. От них непосредственно зависит как популярность платформ и востребованность соответствующих решений, так и применимость конкретных вариантов реализации технических механизмов защиты. Вячеслав Медведев, ведущий аналитик отдела развития

Вячеслав Медведев, ведущий аналитик отдела развития "Доктор Веб": В общем и целом можно сказать, что пока интересы игроков рынка практически не пересекаются. Причина в тех, кто тормозит развитие рынка, – в пользователях. На данный момент рынок информационной безопасности находится в плену мифов. Причем наиболее опасный сегмент  рынка – антивирусный, мифологизирован максимально. Во многом причиной этого стало то, что все угрозы мобильной безопасности появились  буквально в последние годы. И в памяти потенциальных клиентов решений отложилось, что для внедрения вредоносных программ нужно было очень постараться. При этом забывается, что даже в те времена установки – благодаря грамотному использованию преступниками технологий социальной инженерии – исчислялись сотнями тысяч. И тем более другая ситуация теперь, когда вредоносные программы вышли из стадии исследований и широко используют для внедрения уязвимости систем.

Подготовила Лилия Павлова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!