Rambler's Top100
Статьи
15 января 2014

О.Ватулин: Массовый спутниковый ШПД открыт для новых игроков

На сформированном рынке спутниковой связи частный сегмент СШПД становится ареной конкурентной борьбы среди существующих операторов и площадкой для прихода новых игроков.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №12'2013 "От спутника – частнику!". Часть 1.

 ? "ИКС": Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке спутниковой связи, насколько полно сформировался состав его основных участников и насколько стабильно распределены их роли? Возможно ли появление новых игроков и на какие сегменты рынка они будут нацелены?

Олег Тимошенко, генеральный директор ООО «Истар» Олег Тимошенко, генеральный директор ООО «Истар»: Уже много лет на рынке спутниковой связи России наблюдается высокий уровень конкуренции. Предложения операторов значительно превышают спрос на рынке и это связано со снижением числа спутниковых проектов основного заказчика – государства. Сегмент корпоративных заказчиков также ограничен ввиду слабой динамики развития частного бизнеса в нашей стране. Основной потенциал для развития операторов спутниковой связи находится в сегментах: телевещания, оборонного/государственного заказа, каналов для мобильных операторов, широкополосного доступа для населения и SMB. В этих сегментах вполне возможно появление и новых игроков.


Олег Ватулин, первый заместитель генерального директора ООО «РуСат»Олег Ватулин, первый заместитель генерального директора ООО «РуСат»: В этом году основным сегментом рынка, который приковал к себе все внимание отрасли, стал спутниковый доступ в интернет для частных пользователей. Сейчас это то направление, которое перспективно, интересно операторам и открыто для появления новых игроков, а также представляет собой поле для острой конкурентной борьбы. Вторым не менее интересным направлением является связь на подвижных объектах, в частности на поездах, и РЖД активно сотрудничает с операторами по обеспечению составов различных направлений спутниковой связью. В других сегментах рынка спутниковой связи ситуация более спокойная, операторы работают в своих нишах, реализуя различные проекты, которые можно делать в условиях достаточного ограниченного ресурса, предлагая новые интересные решения в сегментах  видеоконференцсвязи, организации связи на подвижных объектах, работая с теле- и радиоканалами. Появление новых сфер применения спутников и реализацию крупных проектов можно будет ожидать после значительного роста числа космических аппаратов с хорошим техническим ресурсом. Александр Клинцов, генеральный директор компании StarBlazer

Александр Клинцов, генеральный директор компании StarBlazer: На российском рынке двустороннего спутникового интернета уровень конкуренции достаточно высок. Так, наш сервис мы запустили в начале года, но прошло совсем немного времени – и появилось еще несколько сервисов, ориентированных на массового потребителя. Уже тогда стало ясно, что операторы действуют активно, применяя разные стратегии. К настоящему времени сложилось достаточно стабильное распределение ролей, причем на рынке нет ярко выраженных нишевых операторов и операторов, ориентированных только на один тип абонентов. Конечно, исключать появление новых игроков нельзя, но они, в основном, будут появляться в роли VNO, опирающихся на услуги уже существующих участников рынка. Михаил Готальский, руководитель компании TrueConf


Михаил Готальский, руководитель компании TrueConf: На сегодняшний день рынок практически сформирован и стабилен. Появление новых участников можно ожидать только в региональном (локальном) сегменте. Не подтвердившиеся слухи (не реализованный до сегодняшнего дня проект)  о выходе на рынок спутникового ШПД компании «Орион-Экспресс» (спутник H-2) как раз и являются подтверждением.

? "ИКС": Какая группа игроков (владельцы ресурса, операторы наземных сетей спутниковой связи, разработчики и производители оборудования, системные интеграторы) наиболее активна на рынке спутниковой связи и почему?

А. Клинцов: Сейчас в основном наблюдается совместная активность разных групп игроков для предоставления конечному пользователю законченной услуги. Игроки из разных групп объединяются для создания предложений. Яркий пример – VSAT-консорциум, куда вошли и операторы связи, и производители оборудования. Основная задача этой структуры,  созданной несколько лет назад, – предоставление качественных услуг широкому кругу клиентов. И здесь сотрудничество всех сторон, от которых это качество зависит, действительно полезно и эффективно.

М. Готальский: Наиболее активными игроками на рынке, на наш взгляд, сейчас являются операторы спутниковых сетей (владельцы HUB’ов) и системные интеграторы. Учитывая сильный дефицит спутникового ресурса над территорией РФ, фактически единственным средством увеличения доходности бизнеса является предоставление комплексных услуг для пользователя и увеличение утилизации спутникового ресурса оператором спутниковой сети. Под комплексной услугой мы подразумеваем не только доступ в интернет, телефонию и корпоративную сеть связи, как это было еще два-три года назад, но и передачу потоковых (видеоконференцсвязь, видеонаблюдение), высококритичных к качеству и задержкам видов трафика (например, транзакционный трафик банкоматов). Кроме этого, все чаще клиенты предпочитают приобретать у операторов спутникового ШПД не оборудование, а услуги организации каналов связи, что позволяет клиентам быть более аппаратно независимыми, а операторам – уделять намного больше внимания вопросам  быстроты и качества как развертывания сетей, так и их дальнейшего сопровождения.

О. Тимошенко: В связи с дефицитом спутникового ресурса, который наблюдался в последние годы, преимущества на рынке сохраняли операторы, имеющие свободную спутниковую емкость, развитую инфраструктуру. В последнее время наблюдается повышенная активность в сегменте ШПД для населения и тут уже сложилась группа лидеров, которые ведут ценовые войны, делая услуг все более доступной для потребителей.

? "ИКС": Какова роль отечественных компаний на рынке спутниковой связи? В каких сегментах рынка они могут и должны доминировать, какие участки следует доверить зарубежным поставщикам или международной кооперации?

А. Клинцов: Наш опыт показывает, что отечественные компании способны разрабатывать и производить современное оборудование как для центральных станций, так и для конечных потребителей. Так, наша услуга предоставляется именно на базе оборудования отечественного производителя, причем мы видим, что это оборудование активно распространяется не только в России, но и на зарубежных рынках. А ведь качество оборудования и вытекающие из этого высокие потребительские характеристики сервиса мы считаем важнейшим конкурентным преимуществом нашего серсвиса.

О. Ватулин: Ни для кого не секрет, что в плане развития технологий наша страна существенно отстает от Европы и Америки. Например, если говорить о Ка-диапазоне, то в России сейчас только начинается его постепенное освоение, тогда как за рубежом операторы уже активно работают в нем, строят космические аппараты. На мой взгляд, России нужно использовать опыт Европы и Америки, тестировать их оборудование и пользоваться уже имеющимися знаниями. У иностранных компаний гораздо больше опыта как в использовании технологий, так и в работе на рынке. Однако здесь есть определенные сложности. В России элементная база производится в небольшом количестве, так как в нашей стране осталось мало разработчиков и заводов. Помимо этого, к ней предъявляются высокие требования по радиационной стойкости, а такие технологии у нас еще не развиты. Иностранные же производители новую элементную базу в Россию не продают, либо предлагают покупать саму технологию, но с этим тоже есть определенные ограничения, так как во многих странах правительства запрещают продавать разработки. То же самое происходит и с комплектующими – у нас производятся преимущественно солнечные батареи, а все остальное используется иностранного производства. Правительство стремится сделать так, чтобы все комплектующие были российскими, а в случае закупки спутников у иностранных производителей получать от них еще и технологии. Позиция же зарубежных производителей – продать нам сами платформы, но не раскрывать технологии, чтобы не дать нашему производству развиваться.

О. Тимошенко: Рынок спутниковой связи состоит из трех важных сегментов: спутниковая емкость, оборудование и непосредственно услуги операторов. Из-за проблем с российской орбитальной группировкой зарубежные операторы спутников увеличили свою долю на нашем рынке, но недавние и грядущие запуски отечественных аппаратов уже меняют эту диспропорцию в пользу отечественных спутников. В сегменте оборудования традиционно доминировали зарубежные поставщики, но в последние годы наблюдается смена траектории и в этом сегменте – отрадно, что появляются отечественные производители, выпускающие очень конкурентоспособные продукты, изменилось отношение и заказчиков, особенно государственных, которые все чаще предпочитают решения на базе российских технологий. Операторский сегмент у нас неплохо развит, но нас отличает от зарубежных рынков замкнутость наших операторов исключительно на локальном рынке. Спутниковая связь по своей природе трансгранична, и мы, продвигая наше оборудование на глобальных рынках, сотрудничаем с операторами-гастролерами из различных стран, кроме России. Считаю, что в выходе на зарубежные рынки заложен огромный потенциал для диверсификации бизнеса высокопрофессиональных российских операторов.

Подготовила Лилия Павлова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!