Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2014
Евгения ВОЛЫНКИНА  27 января 2014

Нужно ли вузу облако?

«Оптимизация» российской высшей школы, запущенная принятым год назад законом «Об образовании в РФ», заставляет вузы всерьез озаботиться своим ИТ-оснащением.

В соответствии с упомянутым законом все вузы, и государственные, и частные, обязаны участвовать в мониторинге качества образования, на основе которого будет делаться вывод об их эффективности с последующим применением финансовых и административных санкций, вплоть до закрытия. Первые рейтинги вузов, составленные в 2012-м и 2013 г., уже увидели свет. Использованные в них критерии эффективности – средний балл ЕГЭ принятых на первый курс студентов, доходы от научно-исследовательской деятельности на одного преподавателя, доля студентов-иностранцев, доходы вуза из всех источников, количество квадратных метров на одного студента и (добавлен в 2013 г.) доля выпускников, зарегистрировавшихся на бирже труда после окончания вуза, – оказались весьма спорными. К реальному качеству работы вуза по обучению студентов они имеют лишь косвенное отношение. Но ситуация такова, что в борьбе за выживание вузам придется играть по предлагаемым правилам, всячески повышать свою привлекательность для будущих студентов – потенциальных обладателей высоких баллов ЕГЭ, искать новые источники доходов и максимально сокращать издержки. В том, как это сделать, пытались разобраться участники конференции «Облачные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности российских вузов».

А. Белоусов: «ИТ-инфраструктура должна быть инструментом для обучения студентов, а не средством реализации наших амбиций» Многие сильные технические вузы уже построили собственную инфокоммуникационную инфраструктуру и теперь могли бы повысить эффективность ее использования за счет технологий виртуализации и предоставления ИТ-сервисов соседним гуманитарным вузам и небольшим компаниям. Но существенно увеличить свои доходы таким способом российским вузам вряд ли удастся: в регионах спрос на подобные сервисы невелик, а в столицах хватает и профессиональных провайдеров. Да и объемы отчетности в различные инстанции по поводу всех «телодвижений» вуза с каждым годом становятся все больше. Тем не менее вузы начинают оказывать дополнительные услуги, правда нередко делают это от невозможности решить свои проблемы другими средствами. Как рассказал начальник управления информатизации и коммуникаций Белгородского государственного технологического университета Александр Белоусов, коммерческой деятельностью в качестве интернет-провайдера вуз занялся 10 лет назад, чтобы обеспечить доступом в интернет студенческие общежития, потому что местные телеком-операторы браться за это не хотели из-за низкого ARPU клиентов-студентов. В итоге вуз, получив все необходимые лицензии, предоставляет доступ в интернет, в том числе по Wi-Fi, не только собственным студентам, но и жителям окрестных домов. Кроме того, университет размещает на своей площадке ИТ-ресурсы сторонних компаний и оказывает услуги частного и публичного облака. Однако делается все это не столько в целях получения прибыли, сколько ради того, чтобы привить студентам навыки работы в условиях реальной ИКТ-среды и тем самым повысить их конкурентоспособность на рынке труда после окончания вуза.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса развивает ИТ-инфраструктуру для собственных нужд. Взяться за построение облачной инфраструктуры заставили растущие требования вуза к ИТ, малопроизводительная работа устаревших серверов и сетевого оборудования, нехватка электроэнергии и невозможность увеличения численности ИТ-службы. Облачный проект был реализован на средства, полученные в результате победы на конкурсе Минобрнауки по поддержке программ стратегического развития государственных вузов в 2011 г. Таким образом в 2013 г. было построено частное облако, что позволило втрое сократить количество физических серверов и в полтора раза – затраты на электроэнергию, а внедрение системы виртуализации рабочих мест (уже установлено 400 нулевых клиентов) обещает экономию на эксплуатации оборудования в размере 1,5 млн руб. в год.

Вместе с тем даже вузы с сильными ИТ-подразделениями сетуют на то, что при реализации ИТ-проектов каждому приходится фактически изобретать велосипед и далеко не всем хватает для этого квалификации и средств. Что уж тогда говорить о небогатых региональных вузах?! Участники конференции высказали предложение: Минобрнауки рациональнее было бы потратить деньги на универсальное ИТ-решение и предоставлять его вузам бесплатно, чем сохранять существующую практику распределения средств неравномерно и понемногу. В масштабах страны затраты бюджета оказались бы меньше. Тогда и конкуренция между вузами перешла бы на уровень использования ИТ-сервисов для достижения главной цели – дать студентам качественное образование.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!