Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03 2014
Лилия ПАВЛОВА  11 марта 2014

Госуслуги с поправкой на «е»

Более чем за 10 лет создания электронного государства неизменной остается одна программа – работы над ошибками. Какие новые плоды этого труда придутся на сезон-2014?

Концепция изменилась

Что ни говори, а государственные услуги в электронном виде мы уже получаем: кто загранпаспорт оформил через единый портал государственных услуг (ЕПГУ), кто оплатил коммунальные счета, кто справился о налогах… Правда, из сотни тысяч услуг на ЕПГУ лишь с десяток предоставляются полностью в элект-ронном виде, а подавляющее большинство носит исключительно информационный характер (порой даже информация выкладывается куцая, без необходимых контактов и ссылок).

Новый подход заложен в утвержденной в конце 2013 г. «Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» (распоряжение правительства 2516-р). «Мы считаем, что фокус следует сместить с количества на качество сервисов, на пользовательский опыт и потребительские характеристики электронных услуг, – заявил на недавнем «Инфофоруме» Дмитрий Сатин, советник министра связи и массовых коммуникаций. – Главным приоритетом станет не тотальное переведение всех услуг в каком угодно виде на единый портал, а удобство высоковостребованных услуг». Это удобство предполагает дистанционное взаимодействие государства и гражданина, с тем чтобы минимизировать количество посещений того или иного госучреждения для получения необходимого документа.

Например, сейчас при рождении ребенка родителям придется совершить несколько походов в разные инстанции: получить справку в роддоме, свидетельство о рождении в ЗАГСе, полис ОМС в страховой компании, СНИЛС в ПФР, ИНН в ФНС, регистрацию ребенка по месту жительства в ФМС, сертификат материнского капитала и отметку в паспорте в ПФР. Между тем технически все готово, чтобы проделать это, за исключением последней позиции, без личного обращения в госучреждения. Предполагается, что доставкой остальных документов будет заниматься государственная курьерская служба – которой, впрочем, пока не существует. Как пока не утвержден, но проходит этап согласований в правительстве состоящий из 70 позиций план мероприятий («дорожная карта») по реализации концепции.

Пешком за е-услугой

Одним из основных тормозов в развитии удобных е-госуслуг Д. Сатин называет действующее законодательство, поскольку в его рамках остается непонятным правовой статус электронных документов: «Существующее законодательство до сих пор довольно агрессивно по отношению к е-правительству». Для примера: у «Росреестра» есть услуга предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), такая выписка подается в банк при получении кредитов под залог недвижимости. Пользователь может получить ее в электронном виде, однако банк требует синюю печать – и отсылает посетителя с распечаткой в отделение «Росреестра». И человек встает в очередь. «Росреестр» пытается решить эту проблему, предоставив банкам электронный доступ непосредственно в ЕГРП. Видимо, работающая с июля 2012 г. система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) до этих высот еще не дотянулась. В нынешнем году министерство, по словам Валерия Барона (департамент проектов по информатизации Минкомсвязи), планирует расширять пилотные проекты по обмену электронными документами с рядом ведомств и субъектов федерации.

Другой сдерживающий е-госуслуги фактор – сложность процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). «Мы работаем над упрощением регистрации в ЕСИА и надеемся, что в ближайшее время выйдет соответствующее постановление правительства, которое позволит пользователям начинать работать с порталом без личного визита за получением результата, что, в свою очередь, обеспечит более массовую регистрацию», – сообщил Д. Сатин. Технически «Ростелеком» уже реализовал в 2013 г. соответствующий проект развития ЕСИА. В дальнейшем планируется увеличить число точек верификации (подтверждения личности) и регистрации учетных записей пользователей системы на базе отделений ФГУП «Почта России», многофункциональных центров, территориальных отделений федеральных органов власти и государственных внебюджетных фондов. Основной ориентир Минкомсвязи – показатели, закрепленные в указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»: в 2017 г. 70% оказанных услуг должны быть предоставлены в электронной форме (в 2015 г. – 40%, в 2016 -м – 50%).

Без кредита доверия

Защищенный, юридически значимый электронный документооборот призваны поддерживать удостоверяющие центры (УЦ), выдающие сертификаты ключей электронной подписи. Сегодня в России их около 300, и зачастую это небольшие компании, не внушающие доверия крупным структурам. Так, Андрей Гриценко (банк «Возрождение») отмечает, что УЦ банкам жизненно необходимы как технологическая основа ДБО, однако это должны быть собственные, а не сторонние центры. И на то у банков есть свои аргументы.

Во-первых, рыночная стоимость сертификата ключа подписи стороннего УЦ составляет несколько тысяч рублей, а «свой» сертификат обходится по себестоимости, раз в десять дешевле. Во-вторых, повышаются удобство и оперативность работы с клиентом в процессе заключения договора открытия счета и договора на ДБО. Карл Сумманен (банк ВТБ) приводит еще два аргумента в пользу собственных удостоверяющих центров – риски и контроль. По его словам, ни один банк не рискнет полагаться на внешние сертификаты, пока четко не определена ответственность внешнего УЦ за нештатные ситуации и есть опасность организации атаки на банк, основанной на недостатках процесса идентификации или выпуска сертификата. Банки хотят быть уверенными в правильной организации выпуска сертификатов и полностью контролировать этот процесс. Радикальное предложение выдвинул Сергей Черноморов (платежная система HandyBank): организовать коллективный банковский УЦ, когда через некий выделенный хаб банки в онлайне по согласованному протоколу смогут взаимодействовать с друг с другом и удостоверять подлинность подписей контрагентов…

Мигрировавшее в онлайн традиционное стремление ведомств к независимости ведет в тупик, считает Александр Кузнецов (департамент госполитики в области информатизации органов власти Минкомсвязи). Признавая, что, к сожалению, до сих пор Минкомсвязь не смогла создать эту «ауру доверия» вокруг удостоверяющих центров, которые, собственно, являются стержнем пространства доверия, он отметил: «Многие ведомства хотят обеспечивать доверие при оказании своих госуслуг самостоятельно, и самая большая проблема – идентификатор, который они фактически заставляют пользователя вносить в сертификат. Другая информационная система такой сертификат принять не может». Исправить ситуацию в пользу сторонних УЦ Минкомсвязь надеется с законопроектом (готовится к внесению в Госдуму) изменений в 63-ФЗ «Об электронной подписи», расширяющих полномочия удостоверяющих центров по проверке информации, которую предоставляет пользователь при желании получить электронную подпись. Кроме того, планируется обязательное присоединение УЦ к инфраструктуре ЕСИА, чтобы центры использовали ту же информацию, что и госорганы.

Учитывая сплоченность банковского сообщества и его тяготение к саморегулированию, Минкомсвязи следовало бы поспешить с воплощением своих планов реабилитации системы УЦ.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!