Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2014
11 марта 2014

Дорога в тумане облаков

Облака, несмотря на свое туманное название, становятся понятнее не только провайдерам, но и их клиентам, которые постепенно набираются облачного опыта и предъявляют к сервисам и провайдерам свои требования, причем все более адекватные.

«ИКС»: Наши "национальные особенности" всего стали уже притчей во языцех. Каковы они у российского рынка облачных сервисов? Антон САЛОВ

Антон САЛОВ, директор по облачным сервисам и ИТ, MegaLabs: Российский рынок обладает ярко выраженной спецификой в плане адаптации облачных сервисов. Выигрышные стратегии, которые легко применимы на западных рынках, вдребезги разбиваются о российскую действительность. Никому из российских игроков не удалось достичь сколько-нибудь заметных успехов в предоставлении сервисов бизнес-почты, зато активно востребованы средства корпоративных коммуникаций из облака и сервисы онлайн-бухгалтерии. Вообще любовь россиян к решениям «все включено» в бизнесе выражается в росте популярности категории «повышение продуктивности бизнес-процессов». Александр САМУХОВ


Александр САМУХОВ, гендиректор, BDC
: Среди наших клиентов есть и европейские, и российские компании, и особых национальных отличий в их подходе к выбору услуг мы не видим. Как правило, российскому малому и среднему бизнесу, компаниям, которые только создают свою ИТ-инфраструктуру, интересны услуги частного облака, IaaS, DraaS (Disaster Recovery as a Service). Алексей НАЗАРОВ

Алексей НАЗАРОВ, директор по маркетингу бизнес-сегмента, «ВымпелКом»: К ключевым отличиям российского рынка облачных решений и сервисов можно отнести небольшую задержку в формировании предложений и динамику распространения облачных услуг по сравнению с Западом. Помимо этого в России существует специ-фическое законодательство, регламентирующее развитие ИT.

Евгений НИКОЛАЕВ
Евгений НИКОЛАЕВ, гендиректор, IBS DataFort
: Ситуация на российском рынке такова, что крупный бизнес тяготеет к частным облакам в виде услуг или проектов по модели IaaS, а представители SMB предпочитают использовать готовые стандартизированные SaaS-услуги. Российский рынок облачных услуг еще не достиг того уровня зрелости, которому свойственна конкуренция. Например, за прошедший год тарифы на услуги отечественных сервис-провайдеров практически не изменились, а крупнейшие западные игроки снизили цены на 20–50%. Но рассматривать их как игроков на российском корпоративном рынке мы не можем в силу того, что ключевым требованием к сервис-провайдеру со стороны российских компаний является соблюдение ФЗ-152. Денис ЧЕРНОСКОВ


Денис ЧЕРНОСКОВ, руководитель департамента системной интеграции, ГК «КОРУС консалтинг
»: Национальная особенность российского рынка не только облачных, но и любых других сервисов – желание заказчика перестраховаться, лишний раз все проверить, потрогать, испытать. Этим объясняется некоторое недоверие, с которым российские клиенты относятся к облакам. Решением проблемы может стать тестовое использование сервиса заказчиком, в результате которого он сможет оценить качество предоставляемых услуг. Владимир КУРИЛОВ


Владимир КУРИЛОВ, руководитель направления «Облачные услуги», «Онланта»:
Публичных облачных сервисов на российском рынке меньше, чем на западном, в то же время б'ольшая часть SaaS-приложений, приобретаемых средним бизнесом, ориентирована на управление производством, финансами, продажами (ERP, CRM и т.п.), и в этом мы похожи на Запад. Но доверие к облачным услугам в России пока ниже, чем на Западе, поскольку облачные сервисы у нас появились позже.

 

«ИКС»: Как должно быть построено взаимодействие между сервис-провайдером и заказчиками облачных сервисов? Всегда ли адекватны требования заказчиков? Владимир АЛЕКСЕЕВ

Владимир АЛЕКСЕЕВ, системный архитектор, IBM Россия и СНГ: Ключевая вещь во взаимодействии – это SLA. Один из основных его параметров – допустимое время простоя сервиса, которое определяется как зрелостью ИТ-инфраструктуры, так и уровнем специалистов сервис-провайдера. Стоит обращать внимание на используемые сервис-провайдером платформы, ведь во многом нефункциональными характеристиками, заложенными в аппаратном решении, и определяется возможность системы гарантировать необходимый уровень SLA. Максим ЗАХАРЕНКО


Максим ЗАХАРЕНКО, гендиректор, «Облакотека»:
Взаимодействие между провайдером сервиса и клиентом в любой сфере должно быть подробно описано, чтобы у клиента не было неверного представления о сервисе, а также завышенных или заниженных ожиданий. Это правило действует во все времена для любого рынка, в том числе облачного. Задача провайдера в том, чтобы его SLA соответствовало ожиданиям клиентов.

Денис АНДРИКОВ
Денис АНДРИКОВ, заместитель технического директора по работе с заказчиками, «Открытые Технологии»:
Здесь приемлемы две модели, которые можно условно обозначить «бесплатный сервис» и «гарантированный сервис». Под гарантированными услугами понимаем те, в которых в SLA прописана осязаемая ответственность за результат предоставления сервиса. В этом случае взаимодействие между продавцом и покупателем имеет классическую интеграторскую составляющую по доработке функционала и удовлетворению требований заказчика.

В случае «бесплатного сервиса» (т.е. набора услуг, в рамках которых заказчик не подписывает никаких SLA, а лишь соглашается с некими правилами предоставления сервиса) пользователь может даже что-то платить, но не за уверенность в надежности или ответственности, а за расширение функционала, свободного места на диске облачного хранилища и т.п. В этой модели взаимодействие покупателя и продавца категорически противопоказано. Оно начисто убивает показатель чистой прибыли и не дает сконцентрироваться на совершенствовании своего продукта. Здесь уместна аналогия с комбинатом быстрого питания – пришел, купил, быстро съел, дал место другому покупателю. Ведь нам не приходит в голову заказывать в подобных местах гамбургер, приправленный оливковым маслом вместо подсолнечного. Не нравится – уходи.

В. КУРИЛОВ: Взаимодействие сервис-провайдера и заказчика облачных сервисов определяется условиями договора и SLA. Конечно, можно попытаться внести в SLA все параметры, которые только можно придумать, но должен работать принцип разумной достаточности. На первом этапе наши заказчики задавали много расплывчатых вопросов о том, как и что будет работать, запрашивали массу параметров. Но в процессе общения обычно выяснялось, что им прежде всего важна доступность сервисов. Этот параметр мы и закрепили в SLA. Затем появились более конкретные запросы о длительности единичного простоя, частоте повторения сбоев, времени переноса виртуальных машин. Пока этих параметров в SLA нет, это дело ближайшего будущего. Пожелания, претензии, требования по улучшению качества услуг будут всегда, но они всегда адекватны. Александр ЗАЙЦЕВ


Александр ЗАЙЦЕВ, руководитель отдела аутсорсинга, T-Systems CIS
: Взаимодействие с клиентами напоминает любые другие рынки – персонализированный подход к крупным заказчикам и преднастроенные решения для масс-маркета. В случае с крупными предприятиями провайдер должен проявлять инициативу и мониторить нужды клиента, предлагая по мере развития отношений улучшение конкретных сервисов (например, удаленное резервное копирование). На массовом рынке надо предлагать пакетированные продукты, чтобы сокращать издержки и удерживать цены на необходимом минимуме.

 

«ИКС»: Могут ли российские облачные провайдеры конкурировать со своими глобальными иностранными коллегами? Никита МЕРКУДАНОВ

Никита МЕРКУДАНОВ, руководитель подразделения «Сервис ЛАЙВ!», «Первый БИТ»: Российские облака уступают западным прежде всего в известности. Западные сервисы у всех на слуху, а вспомнить российские сможет не каждый. Но уровень поддержки у отечественных облаков как минимум не хуже, а если сравнивать по параметрам цены, качества, скорости ответа, то и лучше, чем на Западе. Далеко не у всех западных провайдеров облаков есть русскоязычная служба поддержки. И даже для англоговорящих пользователей остается проблемой большой срок реакции на обращение в службу поддержки, который закреплен в SLA западных поставщиков. Добавим сюда сложности оплаты услуг иностранных контрагентов и станет ясно, что конкурировать с иностранными облаками можно на поле качества и скорости работы техподдержки, а также удобства взаимодействия для юридических лиц.


Е. НИКОЛАЕВ
: Российские компании должны соответствовать требованиям российского законодательства, а большинство иностранных провайдеров действуют в законодательном поле США, которое отличается от российского (ФЗ-152). Второй момент – технологические аспекты передачи данных. В случае с поставщиком услуг, который находится за пределами РФ, безопасные и высокоскоростные каналы передачи данных будут слишком дорого стоить.

А. ЗАЙЦЕВ: На российском рынке широко распространены отечественные системы управления предприятиями типа «1С», «Парус» и др., практически незнакомые глобальным игрокам. Предложение именно таких систем из облака является естественным преимуществом локальных провайдеров SaaS, так как ПО должно актуализироваться в соответствии с локальным законодательством, а изменения налогового законодательства, стандартов и пр. происходят слишком часто, чтобы зарубежные провайдеры успевали их отслеживать. Дмитрий СТОЛЯР


Дмитрий СТОЛЯР, начальник отдела развития голосовых сервисов, «Центральный телеграф»:
Две самые важные проблемы, связанные с внедрением облачных услуг, – надежность и безопасность – успешнее решаются российскими компаниями. Именно поэтому в большинстве случаев заказчики будут делать выбор в их пользу.

 


«ИКС»: Как выбрать правильного облачного провайдера? Что можно посоветовать заказчику?

В. АЛЕКСЕЕВ: Требования к инфраструктуре при выборе поставщика облачного ИТ-сервиса ничем не отличаются от выбора вендора аппаратной платформы. Ключевую роль играет перечень нефункциональных требований, которым должны отвечать как приобретаемое решение, так и инфраструктура сервис-провайдера. Наиболее важные требования – надежность, готовность, масштабируемость, отказоустойчивость, производительность инфраструктуры. Александр КИТАЕВ

Александр КИТАЕВ, ИТ-директор, Avestra: Желательно, чтобы размер проекта соотносился с размерами провайдера. Не стоит отдавать «мелкие» решения монстрам ИТ-бизнеса. Не менее очевидно и обратное: крупный проект может потопить небольшую компанию. Максим ЛОГИНОВ


Максим ЛОГИНОВ, гендиректор, ClouDuo
: Главное – доверие к провайдеру. Фактически мы вручаем весь свой бизнес неизвестным нам людям. До того, как облачная технология станет индустриальным стандартом де-факто, все продажи будут строиться на доверии или на некоторых маркетинговых методах, которые следовало бы назвать некорректными.



Олег ГЛЕБОВ
Олег ГЛЕБОВ, эксперт по информационной безопасности, «Андэк»
: Основными критериями при выборе провайдера облачных услуг должны быть наличие детального SLA, простота работы (интерфейс доступа, удобство оплаты) и оперативность техподдержки.

 


«ИКС»: Нужны ли стандарты для облачных сервисов? Помогут ли они заказчику в выборе облачного решения и его провайдера? Борис КНЯЗЕВ

Борис КНЯЗЕВ, заместитель начальника отдела сетей и телекоммуникаций, ВТБ: Безусловно, общепринятые стандарты для облачных сервисов, в особенности публичных, необходимы уже сегодня. Их отсутствие тормозит развитие отрасли облачных услуг. Если такие стандарты будут приняты на международном уровне, это существенно облегчит заказчику выбор облачного сервиса и даст гарантию его независимости от решения того или иного провайдера.

Для госзаказчиков нужно также закрепить требования в нормативных актах на государственном уровне, что позволит госкомпаниям активнее пользоваться облачными услугами на понятных и гарантированных условиях.

Александр БАРИНОВ
Александр БАРИНОВ, региональный директор в России и СНГ, LifeSize
: Предоставление облачных сервисов осуществляется по-разному, поэтому разрабатывать стандарты не совсем корректно, прежде всего с технической точки зрения. Сегодня существует огромное количество поставщиков облачных сервисов, и подвести их под единый стандарт – практически неосуществимая задача. Однако некоторые рекомендации по предоставлению сервиса и базовые функции для сравнения, несомненно, помогли бы заказчикам в выборе поставщиков. И, конечно же, SLA для госзаказчиков должно быть закреплено нормативно!

А. КИТАЕВ: Если появится добровольная стандартизация, поддерживаемая и уважаемая ИТ-сообществом, – это будет плюс для всех.

М. ЛОГИНОВ: Не думаю, что стандарты помогут в выборе провайдера. Есть требования закона к качеству товаров и услуг. Просто все должны соблюдать закон.

О. ГЛЕБОВ: Введение стандартов для построения облачной инфраструктуры не только позволит систематизировать их внедрение и развитие, но и решит такие сложные вопросы, как проведение аудитов и контроль уровня безопасности оказываемых услуг со стороны клиентов. Иначе облачные слуги будут оставаться хаотично создаваемыми инфраструктурами без единообразия, что фактически исключает возможность миграции клиентов между провайдерами таких услуг.

Д. АНДРИКОВ: На нынешнем этапе развития рынка, когда игроков много и все они стремятся достичь вершины в своих сегментах, любая стандартизация убьет творчество и не позволит в рамках конкурентной борьбы получить качественный продукт. Для госзаказчиков, безусловно, такие требования нужны, и они должны носить именно нормативный характер. Это позволит заказчику из госсектора не бояться тендеров, опираясь на согласованный всеми проверяющими органами пакет документов. Стандарты, точнее рекомендации, нужны для учета отраслевой специфики.

 

«ИКС»: Ваши прогнозы по проникновению облачных решений. Какие сервисы будут пользоваться максимальным спросом у российских заказчиков? Сергей ИРЕВЛИ

Сергей ИРЕВЛИ, директор департамента по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка, МТС: Нет никаких сомнений в том, что популярность облачных сервисов в России будет расти, однако динамичный этап их развития еще впереди. На темпы роста рынка будет влиять не только наличие инфраструктуры или продуктов, но и детальная проработка законодательства в области облачных сервисов, касающихся как SaaS-, так и IaaS-решений.

А САЛОВ: Соглашусь с прогнозами аналитиков, что российский облачный рынок в ближайшие годы ждет стабильный рост без особых скачков, если внешние и внутренние экономические факторы не приведут к резкому сокращению или росту целевой аудитории, как это случилось в связи с закрытием множества индивидуальных предприятий, которые составляли значительную часть облачных клиентов. Неэластичный хостинг все больше будет заменяться эластичной облачной инфраструктурой. В сфере SaaS обострится конкуренция за счет активного включения в игру провайдеров, ранее не замеченных в предоставлении ИТ-услуг.

Д. ЧЕРНОСКОВ: В наибольшей степени будет расти спрос на SaaS-решения, в частности, на облачные СЭД.

Д. СТОЛЯР: В первую очередь будут развиваться услуги, основанные на предоставлении сервисов, т.е. SaaS. Надежность услуг повышается, что будет способствовать распространению сервисов, главным образом – по экономическим причинам.

А. БАРИНОВ: Резкого скачка в развитии облачных сервисов в России не предвидится, особенно в госсекторе. Основная проблема, до сих пор не решенная и мешающая активному переходу госсектора и бизнеса в облака, – информационная безопасность.

Д. АНДРИКОВ: Бизнес будет стремиться использовать облака в таком формате: размещение данных – за рубежом, доступ к данным и приложениям – из любой точки мира. Понятно, что это нужно не каждой компании. Госсектор уже встал на рельсы предоставления облаков, и этот локомотив начинает набирать обороты. Полагаю, что сначала будут созданы типовые простые и всем понятные сервисы (например, печать документов через облачный сервер печати или хранение статистических либо правовых данных в облаке), они будут обкатаны с точки зрения их инициации, использования и удаления. Будут созданы и отработаны регламенты межведомственного взаимодействия в части обмена данными и ответственности при передаче данных в гособлако. Такой подготовительный период позволит в ближайшие два-три года перейти к настоящему информационному обществу и электронному правительству. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!