Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2014
Роман ОСОКИН   06 мая 2014

Мобильную коммерцию ничто не сдерживает

Продажи с мобильных устройств будут только расти, считают в интернет-магазине «Юлмарт», в который, по данным АКИТ, еженедельно заходит более 3 млн уникальных посетителей. О стратегии ритейлера в области m-commerce – Роман Осокин, руководитель отдела онлайн-продвижения компании.

Роман Осокин– Мобильных покупателей вы из общей массы посетителей «Юлмарта» выделяете?

– Уже года два-три мы все больше обращаем внимание на тех посетителей, которые заходят в «Юлмарт» с мобильных устройств. Сегодня они составляют около 10% всех наших клиентов (в среднем по рынку их доля ниже – 2–3%). В то же время идея нашей платформы заключается в том, что покупатель может откуда угодно и с любого устройства заказать товар и удобно его забрать. В этом направлении сейчас движется весь ритейл.

При последних обновлениях сайта, его функционала и общей инфраструктуры мы стремились к тому, чтобы пользоваться ими было удобно и со смартфона, и с планшета, и с ноутбука. В ближайшем будущем, если мы увидим на нашем ресурсе значительное увеличение трафика с мелкодисплейных устройств, то задумаемся о

том, чтобы активнее развивать мобильную версию сайта и запустить приложение.

– Насколько средний чек заказа, сделанного со смартфона или планшета, отличается от среднего чека покупателя, зашедшего на сайт со стационарного компьютера?

– В принципе средний чек мобильного покупателя примерно на 10% ниже, ведь часто с карманных устройств совершаются импульсивные покупки, а они, как правило, недорогие. Кстати, то же соотношение и в объемах оборота. При этом пока наши клиенты чаще совершают покупки с планшетов, чем со смартфонов.

– Какие особенности поведения мобильных покупателей вы отмечаете?

– Во-первых, по сравнению с пользователями ноутбуков и ПК у тех, кто заходит на сайт с планшетов или смартфонов, глубина просмотра примерно на 20% меньше. Это понятно: они приходят в интернет-магазин с конкретной целью. Во-вторых, мобильные посетители на весь процесс покупки тратят времени приблизительно на 10% меньше. Но надо понимать, что в онлайн-торговле есть понятие «заказ», а есть «просмотр» и «выбор товара». При этом в полном цикле – от просмотра до оформления заказа – часто участвуют несколько устройств. Сначала человек заходит на сайт со смартфона, ищет интересующий его товар, его цену, наличие и уходит, затем возвращается к нему уже с планшета, но не решается на покупку. Потом, наконец, воспользовавшись ноутбуком, оформляет заказ. И в такой ситуации определить, где возникла «точка продажи», довольно сложно – налицо история, которую мы называем «кросс-дейвайс».

– Какова стратегия «Юлмарта» в области мобильных продаж?

– В нашей стратегии можно выделить два блока, каждый из которых отражает вышеозначенные тренды. Первый и основной блок нацелен на клиентов, которые предпочитают делать заказы с планшетов и смартфонов. Чем больше страниц они будут просматривать со своих устройств, тем шире будет предлагаемый нами спектр возможностей: появятся мобильные версии сайта, мобильные приложения и т.д. Второй блок ориентирован на покупателей, использующих модель поведения кросс-девайс, на то, чтобы сделать их переход с одного устройства на другое бесшовным – с сохранением единой для них истории просмотра информации о товарах, об их резервах. И в зависимости от того, какой тренд будет пользователями в большей степени поддержан, мы выберем приоритетное направление, которое будем развивать. Так, если восторжествует подход кросс-девайс, нужно будет думать, как сделать для клиента закладки, через какое устройство направить ему напоминание.

– Есть ли у вас планы кооперации с игроками со смежных рынков – операторами сотовой связи, платежными системами, кем-то еще?

– Мы уже взаимодействуем с «большой четверкой» и с техническими провайдерами – лидерами рынка, также сотрудничаем с производителями мобильных устройств и такими технологическими гигантами, как Google и «Яндекс». С первыми мы задумали сервисы на основе авторизации в нашей системе смартфонов и планшетов. Например, вы делаете заказ с мобильного телефона из дома, мы вас авторизуем и спрашиваем разрешение на определение вашего местоположения и, если вы не против, организуем доставку по этому адресу. Сервис авторизации мы уже реализовали с нашим партнером - компанией Bercut. Идей много, но говорить о подробностях пока рано.

– Социальные сети как канал продаж, в том числе и на мобильных устройствах, вы развиваете?

– Для ритейла соцсети – это скорее инструмент поддержания лояльности покупателей, чем канал продаж. Акции по продажам можно проводить через рекламу в соцсетях, а не через группы. Если же говорить о создании приложения в соцсети, которое позволяло бы пользователям выбирать товары и покупать, то сейчас на рынке действует схема, согласно которой социальная сеть получает до 50% доходов, так что ритейлерам это не очень интересно.

– Какие факторы, на ваш взгляд, обеспечивают дальнейших рост мобильных продаж и какие, наоборот, его сдерживают?

– Главным драйвером я бы назвал распространение планшетов и смартфонов, благодаря которым люди постоянно «с интернетом». Экраны устройств становятся больше, процессоры быстрее. Быстрее и дешевле становится и сам интернет. Благодаря сетям 4G мы можем на планшетах и смартфонах показывать нашим посетителям видеоролики о товарах.

Сдерживающий фактор я вижу один, да и то относительный. Дело в том, что наши клиенты привыкли выбирать товары для семейного использования – бытовую технику, электронику – совместно, а мобильные устройства не очень для этого приспособлены, все-таки планшет или смартфон – предмет личного пользования. Вот и оказывается, что в этом случае лучше собраться всей семьей у большого компьютера и сделать окончательный выбор.

– Что будет с мобильной коммерцией в России через пять лет?

– Мы ожидаем, что к тому времени 50% онлайн-продаж «перетечет» на мобильные устройства. Если игрокам рынка удастся преодолеть искушение обрушить на смартфоны, планшеты и другие носимые устройства пользователей шквал рекламных сообщений, то мы вообще перестанем выделять мобильную коммерцию как таковую. Как сейчас никто не разделяет грузоперевозки на те, которые совершают малотоннажные машины и большие, так и мы с вами перестанем выделять m-commerce из коммерции электронной.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!