Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06-07 2014
Александра КРЫЛОВА  16 июня 2014

Будущее финансовых сервисов – за небанковскими инструментами

Недружественные действия со стороны Visa и MasterCard заставляют задуматься о защите как национальной платежной системы, так и пользователей банковских карт. Какие небанковские инструменты выбрать банкам, стремящимся решать эти задачи? Конечно, мобильные.

Банк России планирует подходить к выбору платформы для национальной системы платежных карт (НСПК) c учетом потенциала мобильных технологий. «Формфактор карточки из пластика в обозримой перспективе будет трансформироваться, – заявил на IV международной конференции «Мобильные финансы–2014» Роман Прохоров (Банк России), – нам уже известны примеры реализации доступа к банковским счетам на базе SIM-карт, мы знаем о проекте национального электронного паспорта, который также может быть использован для авторизации клиентов». Технологическая база НСПК должна быть, во-первых, современной, во-вторых, российской, а в-третьих, совместимой с международными стандартами.

Все вышеперечисленные требования придется взять на заметку и розничным банкам, которые, согласно недавно подписанному закону «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты РФ», обязаны будут предложить клиентам способ упрощенной идентификации с помощью мобильного телефона. А поскольку эта процедура требует получения подтверждения сообщенной клиентом информации от его оператора сотовой связи, кредитным организациям придется внедрять технические решения, обеспечивающие электронное взаимодействие в онлайн–режиме с базами персональных данных абонентов.

Новые мобильные технологии интересны кредитным организациям и как более экономичный, по сравнению с SMS, способ уведомить абонентов о произведенных ими транзакциях по банковским картам. Задача эта очень актуальна, поскольку незадолго до того как в силу вступила статья 9 Федерального Закона «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ, обязывающая банки рассылать такие уведомления всем своим клиентам, операторы сотовой связи повысили тарифы на SMS.

О масштабах проблемы свидетельствуют цифры, приведенные Антоном Шишковским (MFMSolutions). Ежемесячно розничные банки отправляют своим клиентам 2,5–3 млрд уведомлений по таким «старым» и в последнее время достаточно дорогим каналам, как SMS и USSD. Между тем, переход к более современной технологии push-нотификации оповещения клиентов, пользующихся смартфонами, помог бы существенно снизить эти затраты. Это облачная технология, которую в том или ином виде поддерживают все ведущие поставщики мобильных платформ: Apple, Google, Microsoft, – их сервисы обеспечивают доставку любого контента на смартфоны по протоколу TCP/IP. При этом одно сообщение может использоваться для доставки контента любого формата (текста, изображения, аудио-, видеозаписи), тогда как SMS при превышении определенного объема знаков делятся оператором на сегменты, каждый из которых тарифицируется, как отдельное сообщение.

Работают сервисы push-нотификации следующим образом. Приложение, установленное на мобильное устройство, инициирует отправку его индивидуального идентификатора на push-сервер – регистрируется на платформе. После этого банк может передавать на нее свой контент. В свою очередь, эта платформа посредством сервисов Apple или Google отправляет на смартфон или планшет клиента push-нотификацию. С ее помощью приложение скачивает с сервера контент, а push-сервер сообщает банку статус доставки.

Компания MFMSolutions располагает решением push-рассылок, как на «участке взаимодействия» системы ДБО кредитной организации и платформы push-нотификации, так и между ней и мобильными устройствами клиентов. Похожее решение обещает к лету запустить компания BSS. Как утверждает Алексей Зотов (BSS), новый сервис будет доставлять push-уведомления банков не только на смартфоны клиентов (как частных, так и корпоративных), но и на некоторые носимые устройства, например, на «умные» часы Samsung Galaxy Gear. А в следующей версии продукта такие уведомления можно будет отправлять в популярные мобильные мессенджеры – Skype, Viber, WhatsApp, ICQ и другие, а также социальные сети Facebook и «ВКонтакте» и на  электронную почту.

Понятно, что возможность взаимодействовать с клиентом через множество современных, а главное, привычных для него каналов будет оценена банковским сообществом по достоинству. А значит, велика вероятность, что спрос на SMS-рассылки операторов связи при сохранении их высокой цены будет снижаться, как это, собственно, и происходит сегодня на массовом рынке, где WhatsApp и Viber постепенно заменяют собой SMS.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!