Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06-07 2014
Елена КРЫЛОВА  16 июня 2014

Онлайн-кинотеатры: взлет на волне спроса

Сегодня телевизионный экран утрачивает монополию на просмотр видео. Рынок предлагает все новые устройства и возможности, стремительно расширяя круг игроков, участвующих в цепочке создания продукта.

Елена КРЫЛОВА, директор по проектам, iKS-ConsultingВ числе факторов, влияющих на рост рынка, – техническая эволюция пользовательских устройств и повсеместное распространение широкополосного интернета – как фиксированного, так и мобильного. Все чаще для просмотра видео используются компьютеры и мобильные устройства – планшеты и смартфоны. В среднем один городской житель сегодня владеет 2,4 устройствами, отвечающими этой цели (рис. 1).

Общеизвестно, что старшее поколение больше времени тратит на просмотр телевизора. Однако проведенное iKS-Consulting исследование, охватившее 1006 человек – жителей крупных городов, показало, что по просмотру видео на всех устройствах (суммарно) лидирует молодая аудитория – более того, разрыв между длительностью видеопросмотра самой молодой и самой старшей групп составляет целых 5 часов в неделю (рис. 2).  

   

Зрительские предпочтения

По виду просматриваемого видеоконтента все устройства четко распределились на 3 группы:

  • телевизоры (включая смарт-телевизоры), с помощью которых большинство телезрителей смотрят новости и художественные фильмы;
  • компьютеры, для которых наиболее популярный контент – фильмы; более половины пользователей также просматривают ролики в соцсетях;
  • мобильные устройства, на которых предпочитают смотреть видео-ролики; на втором месте для планшетов с достаточно большим экраном – художественные фильмы, для смартфонов – видеоклипы.

Как видно, наиболее популярным контентом являются фильмы, особенно на устройствах с большим экраном – телевизорах, компьютерах. Телевизор до недавнего времени использовался в основном для просмотра линейного (потокового) телевидения. Однако с появлением новых моделей телевизионных приемников – с USB-портом, с возможностью подключения к интернету (так называемых смарт-телевизоров) – пользователи все чаще стали смотреть на телевизионных экранах видео из сети. Безусловно, это удобно: контент по собственному выбору, в любое время, без рекламы, часто – в HD-качестве, что немаловажно, когда для просмотра используется телевизор с разрешением Ultra HD и c большой диагональю. Именно такие приемники, по мере снижения их стоимости, покупают все чаще.

О популярности подобной модели потребления говорят результаты опроса: уже более половины владельцев смарт-телевизоров смотрят на них видео из интернета, а значительная часть (10%) и вовсе отказалась от просмотра линейного телевидения.

Растущий спрос на фильмы и сериалы из сети до недавнего времени почти полностью удовлетворялся пиратскими ресурсами. Однако с развитием операторского VoD* и интернет-сервисов, работающих по технологии OTT**, а также в связи с ужесточением борьбы с пиратами легальный сегмент интернет-видео значительно окреп. Особенно заметный рывок совершили онлайн-кинотеатры – видеоресурсы, предлагающие к просмотру легальный, большей частью профессиональный видеоконтент по запросу (VoD) через интернет по модели ОТТ.

Платно или бесплатно?

По оценкам iKS-Consulting, рынок онлайн-кинотеатров в 2013 г. вырос более, чем в 2 раза, и составил 1,65 млрд руб.: 1,29 млрд руб. были получены от размещения рекламы, 0,36 млрд руб. – от оплаты видеоконтента пользователями. Несмотря на незначительную (всего 22%) долю в доходах пользовательских платежей, именно этот сегмент сегодня самый быстрорастущий. С чем это связано? Во-первых, выросла готовая платить аудитория смарт-телевизоров – устройств, наиболее подходящих для просмотра фильмов в хорошем качестве. Во-вторых, пользователям был предложен удобный инструмент – встроенные приложения Smart TV. И в-третьих, сказалось то, что наиболее востребованный видеоконтент – новинки кинопроката – предоставляется правообладателями только по платной модели (рис. 3).

Таким образом, предположение, что российские пользователи никогда не станут платить за контент в сети, а развитие легального рынка возможно только по рекламной модели, оказалось несостоятельным. Доказательством жизнеспособности платной модели может служить успех сервиса Play, доходы которого за 2013 г. выросли в 11 раз, а сам он занял второе место в рейтинге онлайн-кинотеатров и стал первым и пока что единственным легальным российским видеоресурсом, прошедшим точку безубыточности бизнеса.  

Рост доходов, получаемых игроками по рекламной модели, вызван увеличением аудитории онлайн-кинотеатров (по итогам 2013 г., она составила 24 млн домохозяйств) и, как следствие этого, – растущим интересом рекламодателей к сегменту интернет-видео: рекламодатели стремятся завладеть аудиторией, которая не смотрит телевизор. Весомым для них является и то, что онлайн-видеореклама, в отличие от телевизионной, обладает такими преимуществами, как персонализированный таргетинг, контроль рекламной нагрузки, интерактивность.

Игроки

Всего на российском рынке OTT-видеосервисов сегодня действуют свыше двух десятков игроков, при этом на семь из них приходится 91% рынка (рис. 4).

Поскольку рынок находится на начальной стадии развития, говорить о наиболее эффективных моделях бизнеса еще рано. Даже все игроки из топ-3 используют разные модели: платную (Play), рекламную (Tvigle) или обе (лидер рынка – ivi).

Контентная политика игроков также существенно различается – это создание широкого и разнообразного каталога (ivi, Megogo), фокус на киноновинках (Play), наличие эксклюзивного ТВ-контента (Zoomby, Videomore). Общей чертой является стремление онлайн-кинотеатров охватить аудиторию всех устройств, присутствуя на максимально возможном числе платформ – телевизорах, компьютерах, мобильных устройствах.

  

Пока онлайн-кинотеатры ищут наиболее эффективные модели, пользователи не отдают предпочтение какому-то одному сервису – основная часть аудитории использует несколько видеоресурсов, среди которых, конечно же, не только легальные. Формирование лояльной аудитории – основная задача, которая стоит сегодня перед всеми онлайн-кинотеатрами, и решать эту задачу приходится в очень непростых условиях конкурентной борьбы, выстраивания отношений с правообладателями и рекламодателями, поиска новых технологий оказания услуги. Кто победит – покажет время. Возможно всё.
_________________________________________________________ 

* VoD – сервис, предлагаемый операторами платного телевидения.

** OTT – технология, предоставляющая услугу всем интернет-пользователям, независимо от того, к какому оператору ШПД или платного TV они подключены.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!