Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Роман ЗАДОРОЖНЫЙ  23 июня 2014

Комплексно! Но в интересах заказчика

Многие производители оборудования для ЦОДов заявляют о комплексном подходе к обслуживанию заказчиков, подменяя понятия.

На российском рынке оборудования для инженерной инфраструктуры дата-центров сейчас довольно четко прослеживается следующая тенденция: крупные производители стараются делать заказчикам «комплексные» предложения. Это касается и состава решений, и дальнейшего обслуживания. Иными словами, вендор предлагает заказчику поставить оборудование полностью под своим брендом (системы бесперебойного питания, распределения, кондиционирования, мониторинга и т.д. вплоть до электрических розеток), а потом самому проводить все регламентные и ремонтные работы.

Красота и экономика

Но всегда ли такой подход соответствует интересам заказчика? Вполне допускаю, что есть те, кто хочет получить визуально красивое решение (все оборудование в одном стиле, в одной цветовой гамме, с одним логотипом), которое можно с гордостью демонстрировать начальству, клиентам и т.п. Но будет ли оно оптимальным с точки зрения экономики? Это большой вопрос. Во всяком случае, например, в Европе процесс построения дата-центров и любых других сложных инженерных объектов обычно выглядит иначе. Заказчик выбирает консалтинговую компанию, которая на основе заданных им критериев предлагает решение, построенное на основе данных об оборудовании, полученных из открытых источников или от производителей. И потом консалтинговая компания защищает предлагаемое решение (или несколько решений) перед заказчиком. Причем это решение не привязано ни к какому бренду, потому что тамошних заказчиков, как правило, в первую очередь интересуют экономическая эффективность полученного решения и необходимость уложиться в имеющийся бюджет. Исходя из этих же соображений, выбираются поставщики оборудования и монтажная организация, а консалтинговая компания является по сути куратором проекта, следит за его выполнением и потом сдает готовый объект заказчику. Аналогичный подход можно встретить и на российском рынке, правда, не в массовых масштабах. По такому пути уже идут некоторые системные интеграторы, которые берут на себя функции консалтинговой компании, то есть определяют для заказчика матрицу вендоров, расписывают плюсы и минусы того или иного решения, оценивают его стоимость и т.д. Потом следует согласование проекта с заказчиком, выбор поставщиков, само проектирование, выбор монтажной организации и авторский надзор за строящимся объектом.

Конечно, ограничения по бюджету и стремление построить объект минимальной стоимости не должны вступать в конфликт с техническими характеристиками решения. Оно действительно должно быть комплексным. Проиллюстрирую это на примере построения системы гарантированного и бесперебойного питания, которая при выборе статического решения предполагает сопряжение дизель-генераторных установок и ИБП. Специалисты знают, что отличная работа ДГУ и ИБП по отдельности не означает, что они столь же хорошо будут работать вместе, когда при аварии городской электросети придется перевести ЦОД на автономное электропитание, необходимо согласование емкостных нагрузок ДГУ и ИБП. Из этого не следует, что для системы гарантированного и бесперебойного электропитания нужно непременно выбирать монобрендовое решение, но учитывать эту проблему надо, для чего опять же нужен комплексный подход.

Многие заказчики сейчас стали придерживаться очень правильного принципа они считают общую стоимость владения той или иной системой и всего объекта в целом на протяжении некого заданного срока эксплуатации (вплоть до 7-10 лет). Иначе говоря, при установке, например, системы бесперебойного питания, учитывается не только ее начальная цена, но и ее КПД, от которого зависит энергопотребление и, соответственно, затраты на электричество. При эксплуатации в течение нескольких лет экономически выгодней может оказаться более дорогая система, КПД которой всего на 1% выше, чем у ее более дешевого конкурента. Однако при выборе решения заказчику необходимо учитывать также стоимость обслуживания оборудования и организацию самой системы этого обслуживания.

Фирменный сервис и аутсорсинг

К сожалению, многие крупные вендоры, работающие на российском рынке, замыкают все обслуживание предлагаемого ими оборудования на себя они сами берутся выполнять все регламентные и ремонтные работы. Причем заказчику не остается выбора, поскольку в случае отказа от «фирменного» сервиса оборудование снимается с гарантии. Поставщики мотивируют такую политику тем, что только их высококвалифицированные специалисты смогут обеспечить должную работу оборудования. Таким способом к доходам от продажи запчастей они добавляют еще и немалые доходы от сервиса, ведь расценки у «высококвалифицированных специалистов» даже за выполнение простейших регламентных работ довольно серьезные. Подобный «комплексный подход» выходит заказчику боком. Ему, наоборот, хотелось бы, чтобы обслуживанием оборудования занималось минимальное количество подрядчиков, а тут приходится иметь дело с сервисными службами поставщиков разных видов ИБП, кондиционеров и т.п. со своими контрактами и графиками работы, что очень неудобно и, как показывает практика, дорого.

Заказчик, на наш взгляд, склоняется к аутсорсингу службы эксплуатации и к возможности выбора сервисных организаций, и вендорам логично было бы учитывать это. Например, транснациональная корпорация GE, российским партнером которой является «Абитех», строит свою сервисную политику, опираясь на партнеров и развитие аутсорсинга. В России есть центр компетенции по оборудованию GE и учебный центр, в котором проходят обучение не только специалисты различных сервисных компаний, но и представители службы эксплуатации наших заказчиков. По нашему мнению, сервисные услуги по обслуживанию поставляемого нами оборудования на территории такой обширной страны, как Россия, должны предлагать наши партнеры, потому что это удобнее заказчику (если он считает, что с какими-то работами справится его собственная служба эксплуатации, мы этому не препятствуем только обучите своих специалистов в нашем учебном центре).

Каждому заказчику дорого приобретенное им оборудование и хочется, чтобы сервисная организация относилась к нему как к важному клиенту, независимо от того, сколько единиц этого оборудования у него установлено. Понятно, что ожидать от крупного вендора одинакового внимания к владельцам небольшой серверной и большого дата-центра не приходится. Кроме того, любой заказчик и даже обыватель, покупая ту или иную вещь, хочет рассчитывать на хороший сервис: если что-то сломалось, то должна быть возможность быстрой починки или замены. Это могут обеспечить местные сервисные организации, и чем их больше тем лучше, заказчик сам выберет тех, у кого наиболее адекватное соотношение квалификации специалистов, цен, сроков и качества работы. А мы как дистрибуторы GE в России обеспечиваем склад запасных частей по всей линейке продуктов и предлагаем возможность подключения оборудования к единому центру мониторинга.

Такая вот комплексность получается. Если вендор не оставляет заказчику возможности выбора сервисного обслуживания, то он не должен удивляться, что при следующей покупке заказчик выберет уже не его.

Роман ЗАДОРОЖНЫЙ, заместитель генерального директора, «Абитех»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!