Rambler's Top100
Статьи ИКС № 08-09 2014
Владимир МУРАВЬЕВ  02 сентября 2014

Собственная служба эксплуатации или аутсорсинг

Какая модель надежнее в российских условиях?

Полагаю, что подавляющее большинство владельцев дата-центров и работающих в них специалистов выскажутся в пользу собственной службы эксплуатации, которая, по крайней мере в России, имеет целый ряд преимуществ по сравнению с полным аутсорсингом. Отобранные и подготовленные собственные специалисты оказываются лучше и эффективнее специалистов из аутсорсинговых компаний в различных внештатных ситуациях, и не только. Чем же?

– Они лучше подготовлены для обслуживания установленного в дата-центре оборудования.

– Они чувствуют ответственность за принятие решений.

– Они более универсальны и мобильны.

Например, аутсорсинговая компания не будет делать ничего, что прямо не указано в договоре. Точнее – будет только после подписания дополнительного соглашения к договору, а на его разработку и согласование уйдет определенное время. Иными словами, любое отклонение от нормального режима работы будет реализовано за дополнительную плату после постановки дополнительного задания. Возникает вопрос: а кто будет давать эти дополнительные задания? Можно ли предусмотреть в договоре все аварийные ситуации, чтобы избежать дополнительных соглашений? – Вряд ли.

А вот собственная дежурная смена не будет в случае аварий требовать дополнительных указаний. Она самостоятельно примет решение: и аварию ликвидирует, и, в случае необходимости, переключения в электроустановках сделает, и кресло офисное сможет починить, и замок в двери заменит, и несложный демонтаж-монтаж выполнит, и не- запланированную уборку территории и здания проведет. И все это – помимо прямых обязанностей и за зарплату. Но самое главное – собственный персонал более свободен, принимая решения в нестандартных ситуациях.

Вывод: для надежной эксплуатации дата-центра своя дежурная смена предпочтительней.

Кроме того, и это немаловажно, кто проверит качество выполняемой работы аутсорсинговой компании, если ей отдать на обслуживание все инженерные системы полностью? А ведь буквально каждая выполненная ими работа должна проверяться совместно заказчиком и подрядчиком с составлением соответствующего акта. Провести такую проверку и сделать заключение о качестве выполненной работы со стороны заказчика может только собственный профильный инженер, присутствующий при проведении работ.

Вывод: должен быть как минимум свой профильный инженер.

Не стоит также забывать, что российское законодательство требует от компании или организации, имеющих электроустановки, наличия ответственного за электрохозяйство, его заместителя и оперативно-ремонтного персонала, который будет осуществлять допуск представителей сервисной организации в электроустановки и готовить им рабочие места. Также нужны ответственные с заместителями по тепловым установкам, по воде и всем узлам учета. Не обойтись и без ответственных за содержание здания, эксплуатацию лифтового хозяйства, утилизацию люминесцентных ламп, экологию, вывоз мусора, контакт с пожарными службами и пр. А еще надо организовать процесс обучения всех ответственных лиц, вести учет технической документации на объекте, контролировать процесс ее пополнения, регистрации и выдачи заинтересованным лицам. Не забываем и о ЗИПах, требующих контроля и своевременного пополнения.

Вывод: нужен как минимум руководитель эксплуатации и его заместитель.

Конечно, все вышеперечисленное можно поручить сервисной организации, предварительно обучив ее специалистов, приняв у них экзамен на знание взятой на обслуживание электроустановки и передав им ее на эксплуатацию с правом назначать ответственного за электрохозяйство. Можно и иные системы отдать сторонней организации. Но, я уверен, в этом случае цена контракта вырастет до таких размеров, что хватит на содержание двух своих служб эксплуатации.

А кто проверит качество работ аутсорсинговой компании? Правильность, полноту и качество ведения ими документации? Соответствие выполненного контракту? А сможет ли сторонняя сервисная организация неукоснительно следовать требованиям стандарта Uptime по эксплуатации? Например, регулярно проводить противоаварийные тренировки? Осуществлять регулярную техническую учебу? Обучать свой персонал в учебных центрах работе на основном оборудовании ЦОДа? Да и как все это будет вязаться с безопасностью, а соответственно, надежностью ЦОДа?

И, пожалуй, самое главное: как отнесутся клиенты к ЦОДу, в котором нет своего персонала? Вряд ли им понравится подобная «сдача квартиры внаем». Такой подход – не для серьезного дата-центра, тем более если это ЦОД уровня Tier III. На аутсорсинг можно отдать только непрофильные системы или процессы, не связанные с основной деятельностью предприятия.

Без сомнения, в будущем российском стандарте по эксплуатации ЦОДа для уровня Tier III наличие собственной службы эксплуатации будет обязательным.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!