Rambler's Top100
Статьи ИКС № 08-09 2014
Алексей КАРПИНСКИЙ  02 сентября 2014

Идет прощупывание рынка

За последние годы ситуация с эксплуатацией дата-центров в России кардинально не изменилась. Можно даже сказать, что не изменилась вовсе.

Алексей КАРПИНСКИЙ, заместитель генерального директора, iCoreВпрочем, уже делаются отдельные попытки передачи полной эксплуатации ЦОДа на аутсорсинг. Пока заказчики скорее прощупывают рынок, т.е. пытаются понять, есть ли какие-то структуры, готовые взять на себя все циклы эксплуатации дата-центра. Заявления о готовности имеются, но (принципиальный момент!) компании, предлагающие такие услуги, предоставляют их только в своем ЦОДе. У крупных компаний, таких, как банки или телеком-операторы, к сожалению, пока нет другого выхода, кроме как создавать собственную службу эксплуатации дата-центра. Прежде всего, потому что это надежнее, так как ни одна аутсорсинговая компания не готова взять на себя обязательства с жестким SLA и финансовыми санкциями. Нынешняя практика предусматривает передачу отдельных работ по эксплуатации игрокам, доказавшим свою эффективность, но, к сожалению, заказчик все равно вынужден управлять процессом эксплуатации сам и, соответственно, держать ключевых специалистов в штате.

Комплексного обслуживания оборудования в российских дата-центрах пока нет. В основном такие проекты разбивают на части по системам. Как правило, при объявлении конкурса заказчик заранее знает, кто его выиграет. Это делается для минимизации рисков. Сначала проверяют компетенции исполнителей для решения той или иной задачи. Конечно, не очень хорошо, когда за разные системы отвечают разные компании, т.к. проблемы практически всегда возникают на стыках. При решении некоторых нетривиальных, но довольно регулярно возникающих проблем при такой схеме найти виноватого невозможно. С другой стороны, заключая контракт с интегратором, который берет на себя обязательства по обслуживанию всех систем, заказчик получает цену в несколько раз выше, а фактически ситуация не меняется: интегратор не делает все сам, а выступает в роли генерального подрядчика, передавая задачи трем-четырем субподрядчикам, и заказчик сталкивается с теми же проблемами.

Аналогичная ситуация складывается со средствами автоматизации управления эксплуатацией дата-центров. Интерес к ним есть, заказчики хотят их тестировать (желательно бесплатно) и пытаются понять, что это такое, сколько стоит и какова граница окупаемости. Если у заказчика есть система управления объектом, он фиксирует все выполняемые операции и может определить реальную стоимость его эксплуатации. Более того, с помощью данной системы заказчик может выстроить план поддержания или модернизации состояния объекта, а также определить стоимость эксплуатации на определенный период. В систему вводятся данные, отражающие контрактные обязательства с поставщиками или производителями оборудования со сроками гарантийного обслуживания. Можно автоматизировать оповещения о том, что, например, через полгода истекает гарантийный срок на такое-то оборудование и нужно либо продлевать сервисный контракт, либо покупать новое оборудование. Если за все время работы количество отказов было минимальным, это дает заказчику основания для требования снизить стоимость сервисных и эксплуатационных контрактов. Например, инженер провел за год на объекте суммарно пять часов, а в контракте прописаны другие временные значения. Если заказчик не отслеживает этот вопрос, он даже не догадывается о возможности сокращения затрат на эксплуатацию.

Аутсорсинг обслуживания оборудования ЦОДа в России возможен, но насколько он будет эффективен и оптимален, можно выяснить только практическим путем. Рынок ждет экспериментаторов, готовых испытать это на собственной шкуре. В свое время такая же ситуация была с переводом мощностей в коммерческие ЦОДы. Пока не нашлись крупные корпоративные заказчики, которые осуществили такой переход, движение в этом направлении было слабым. Как только пошли первые проекты, рынок начал активизироваться и всем стало понятно, что делать это можно, – и сейчас уже есть проекты на несколько десятков мегаватт.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!