Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александра КРЫЛОВА  29 февраля 2008

Верите ли вы в MVNO?

Может ли бизнес виртуального оператора приносить прибыль? Или продажа собственных sim-карт интересна исключительно крупным потребительским брендам, и то – только для повышения лояльности пользователей?

Поискам ответов на эти вопросы был посвящен круглый стол в рамках международной конференции Telecoms World. Факт, что его участники – А. Гирев, генеральный директор СМАРТС, А. Чуйкин, президент «Евросеть», П. Гореньков, генеральный директор «Гарс Телеком» и Е.Соломатин, директор по развитию Cominfo Consulting, знали о предмете дискуссии не понаслышке, придавал особый вес дискуссии.

Слева Н.Рубенко (ВымпелКом), справа - Е.СоломатинДействительно, несмотря на активную поддержку этой бизнес-модели со стороны Инфокоммуникационного cоюза, проведение посвященных этой теме конференций и ее живого обсуждения в средствах массовой информации, говорить об успехах виртуальных операторов, или, как они себя называют по причине отсутствия законодательной базы, сервис-провайдеров, преждевременно.

Тем интереснее опыт «Евросети» и СМАРТС, первыми запустивших в тестовую эксплуатацию MVNO. Проект, реализуемый сегодня на территории 7 регионов Поволжья, отличается от классической модели MVNO с собственной инфраструктурой тем, что базовый оператор не ограничивается только «производством услуг связи», а еще и осуществляет  биллинг и взаиморасчеты с абонентами, а кроме того, участвует в разработке абонентских тарифов.

Существующая регуляторная база потребовала сузить зону ответственности виртуального оператора. Помимо участия в разработке тарифных планов «Евросеть» занимается только продажей услуг и обслуживанием абонентов опять-таки, привлекая к нему базового оператора. По мнению А. Гиреева, такой высокой степенью несвободы MVNO и объясняется причина медленного развития виртуального оператора. Вместе с тем «СМАРТС» считает, что этап тестовой эксплуатации состоялся, и готовится распространить деятельность виртуального оператора на всю остальную лицензионную территорию.

Президент компании «Евросеть» также не считает проект MVNO неудачным. По его словам, основные проблемы, с которыми виртуальному оператору пришлось столкнуться, лежат не в плоскости регулирования, а в области бизнеса и экономики, которая пока не дает поводов для оптимизма. «За 10 месяцев работы мы набрали чуть меньше 8,5 тыс. абонентов (по данным СМАРТС - 9441 – прим. авт.), из которых около 4 тыс. абонентов сегодня активны», - сказал он.

И хотя, по словам А. Чуйкина, для того чтобы у проекта появился какой-то экономический смысл, абонентов должно быть где-то в 15 раз больше, «Евросеть» будет продолжать его развивать. «Мы списываем убытки на то, что мы платим за обучение и понимание, как работать с нашими покупателями как с абонентами, продавая им услугу, созданную во многом нами», - заявляет он. 

Оппонентами участников проекта на круглом столе выступали П. Гореньков («Гарс Телеком») и Е. Соломатин (Cominfo Consulting). Начав путь MVNO на корпоративном рынке в 2003 г. и пройдя через выпуск собственных sim-карт, введение  биллинга и т.д., «Гарс Телеком» сегодня видит в MVNO не основной бизнес, а лишь эффективный маркетинговый инструмент для продвижения собственных услуг. «Как самостоятельный бизнес MVNO экономически нецелесообразен, и в ближайшие 3-4 года в России развиваться не будет», - сказал П. Гореньков. По его мнению, виртуальный оператор может добиться успеха, если только он начнет заниматься производством проектов MVNO для крупных брендов.

В том, что создание виртуального оператора сегодня в России может быть выгодно только потребительским брендам, убежден и Е.Соломатин. Они в состоянии компенсировать свои расходы на организацию услуги (взаиморасчеты с сотовыми операторами) за счет повышения лояльности покупателей. Успех совместного бизнеса СМАРТС и «Евросети» могла обеспечить только одна модель – «ключевая услуга, лежащая в основе MVNO». Такой услугой, как считает аналитик, могли бы стать FMC или услуга дальней связи на базе имеющегося у ритейлера «карточного» проекта. Однако, обе эти модели неинтересны для базового оператора, который вряд ли согласится на «увод» трафика из его сети.

Другое объяснение проблем, которые испытывают сегодня в России виртуальные операторы, дала Н. Руденко, директор по технологическому развитию ОАО «ВымпелКом». В отличие от зарубежных коллег, операторы сотовой связи в России получают частоты  как не возобновляемый ресурс, затрачивая на это очень большие средства. Об избыточной емкости сетей, позволившей начать работать западным MVNO,  пока можно только мечтать. Когда она появится, тогда модель виртуального оператора в России и заработает.

В перспективе модель MVNO может быть интересна и оператору фиксированной связи. Р. Валишев, заместитель генерального директора ОАО «ЦентрТелеком» подтвердил: «Я считаю, что платформа и подходы MVNO имеют будущее и в России. Однако, на мой взгляд, MVNO нельзя рассматривать в отрыве от FMC». Грядущая конвергенция голоса, данных, видео, мобильной и фиксированной связи приведет к образованию единого инфокоммуникационного пространства, и миссия оператора сведется к предоставлению всех возможных способов идентификации и доступа к этому пространству. Тогда-то оператор и станет MVNO, и в ассортименте его продуктов появятся продукты FMC. 

Таким образом, те, кто верит в будущее виртуальных операторов в России, оказались в большинстве, правда, при этом они разошлись во мнении, когда же оно настанет.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!