Rambler's Top100
Статьи
10 сентября 2014

А.ТАРАКИН: Команда эксплуатации ЦОДа должна формироваться на этапе техзадания

Эксплуатация дата-центра - дело сугубо коллективное, причем этот коллектив должен быть настоящей слаженной командой. Только такая команда сможет обеспечить высокую надежность ЦОДа.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №8-9`2014, «ЦОД. Премудрости эксплуатации». Часть IV.

? ИКС: Ваш опыт формирования команды эксплуатации ЦОДа. Когда и как должна создаваться эта команда? Владимир СКОРОБОГАТОВ

Владимир СКОРОБОГАТОВ, технический директор, DataPro: Команду, которая в будущем будет эксплуатировать дата-центр необходимо формировать уже на стадии его строительства, с привлечением на технадзор, пусконаладку и приёмку в эксплуатацию. Численность персонала может сильно разниться в случае, если компания хочет самостоятельно проводить обслуживание оборудования или же отдавать его на аутсорсинг. Поскольку "отрасль ЦОД" ещё только формируется в России, технических специалистов зачастую приходится привлекать из других сфер, хороший вариант - искать людей среди инженеров электрических станций или крупных предприятий, насыщенных сложным оборудованием, но в этом случае надо учитывать способность претендента сменить направление рода деятельности. Дмитрий МОРОЗОВ

 

Дмитрий МОРОЗОВ, ведущий системный инженер, ГК CUSTIS: При формировании команды эксплуатации мы применяем принципы, похожие на те, что используются при комплектовании ЦОДа оборудованием: за каждым узлом/направлением деятельности ЦОДа закреплены двое ответственных — основной и резервный (на случай болезни или отпуска основного). Они производят постоянный контроль за эксплуатацией своего направления и на основе собираемой статистики формируют концепцию долговременного развития. Вся информация о проводимых работах и их длительности фиксируется в базе знаний. Это позволяет держать всю команду в курсе изменений и своевременно наращивать численность персонала в нагруженных направлениях, снижая ее в тех местах, где персонал «простаивает». Алексей ТАРАКИН

 

Алексей ТАРАКИН, начальник отдела инженерного обеспечения и эксплуатации сервисного центра, ВТБ24: Команда эксплуатации ЦОДа, должна формироваться на этапе составления технического задания на проектирование. Это поможет избежать многих ошибок на этапе строительства и повысить ответственность каждого сотрудника при вводе ЦОД в эксплуатацию. Все основные инженерные системы ЦОД задублированы на случай аварии или проведения сервисного обслуживания оборудования, по такому же принципу должна строиться и основная команда эксплуатации ЦОД. Любой специалист может заболеть, уйти в отпуск или просто уволиться, это никаким образом не должно сказаться на качестве эксплуатации, поэтому по каждому направления должно быть не менее двух специалистов.

Геннадий ДУНАЕВ 

Геннадий ДУНАЕВ, руководитель службы эксплуатации ЦОДа, «ТрастИнфо»: Прежде всего, хочу отметить, что персонал, отвечающий за безотказную эксплуатацию ЦОД, должен обладать исключительно высокой квалификацией и обязательно опытом работы на аналогичных объектах. Еще на этапе проектирования ЦОД нужно разработать четкий регламент поддержки всех систем, содержащий положения о распределении сфер ответственности между администраторами. Правильно организованная работа обслуживающего персонала и службы поддержки является главной предпосылкой слаженного взаимодействия между ИТ-инфраструктурой и бизнес-задачами наших клиентов.

Процедуры эксплуатации важно формализовать и сформировать полный комплект документов, регламентирующие все возможные действия и события в ЦОД. В частности, это журналы регламентных работ, нештатных ситуаций, оперативный журнал, техническая документация на обслуживание и проч. Можно нанять на работу сколь угодно квалифицированного специалиста, но если он не сумеет правильно действовать во внештатной ситуации, таким компаниям, как наша, это может стоить бизнеса. Не меньше, чем знания, важна лояльность персонала. И это является мощным «противоядием»: ведь преступный умысел, если он есть, невозможно обнаружить с помощью сертификата или ключа. Нужна постоянная работа сотрудников HR и специалистов по ИБ с сотрудниками, имеющими доступ для работ в ДЦ: например, "профилактические беседы" на предмет выявления потенциальных нарушителей.

 

Павел КОЛМЫЧЕКПавел КОЛМЫЧЕК, руководитель сети дата-центров, КРОК: В любом дата-центре важны квалифицированные инженеры, которые могут не только правильно выполнить описанные в регламентах действия, но и понимают принцип работы той или иной системы в целом. Поначалу мы справлялись силами инженеров-проектировщиков и монтажников, постепенно передавая задачи нанятым специалистам по эксплуатации. Инженеры службы эксплуатации нужны уже на готовом объекте, подбирать их на этапе строительства нет смысла.

Совсем иначе складывается ситуация с руководителем службы эксплуатации ЦОД — он необходим с момента проектирования объекта. У нас есть такая практика: специалистов, которые, по нашему мнению, смогут занять позицию руководителя службы эксплуатации, мы назначаем помощниками главного инженера проекта на стадии строительства ЦОДа. Это помогает им досконально разобраться в работе дата-центра, как единого целого, узнать объект изнутри.

В настоящее время у КРОК сеть собственных дата-центров, мы можем без ущерба для работы перевести треть персонала из каждого ЦОДа на новую площадку. Таким образом, у нас создаётся новая служба уже из квалифицированных и проверенных в деле сотрудников, а на  освободившиеся места мы набираем новичков, которые обживаются, учатся и постепенно растут. Дмитрий МИЛОВ

 

Дмитрий МИЛОВ, директор департамента тестирования и развития инфраструктуры МТС: В идеале, к началу эксплуатации ЦОД команда эксплуатации уже должны быть. И именно команда – то есть коллектив людей, которые не просто вчера приняты на работу, а уже научились вместе решать серьезные проблемы и, что называется, “притерлись” друг к другу. История нашей команды очень давняя, некоторые из специалистов и руководителей работают вместе уже почти 10 лет.

Фред ДикерманФред Дикерман, вице-президент по эксплуатации ЦОД, DataSpace: Лучше всего эксплуатационный персонал формировать на ранней стадии, т.е. на этапе проектирования/строительства ЦОД. Есть множество преимуществ, такого подхода. Специалисты по эксплуатации могут внести свой вклад в процесс проектирования исходя из своего опыта работы с предлагаемыми проектировщиками элементами дизайна, которые могут хорошо выглядеть лишь на чертежах, но не работать на практике. Они знают лучше, чем инженеры-проектировщики, как различные варианты дизайна могут повлиять на надежность, безопасность и рентабельность дата центра. Раннее создание команды эксплуатационного персонала также экономит время и позволяет разработать  процедуры, необходимые для эксплуатации объекта, что обеспечивает отсутствие временного разрыва между вводом объекта в эксплуатацию и его полной готовностью к открытию для ведения бизнеса. Персонал может обучаться, осуществлять эксплуатационные процедуры в штатном и аварийном порядке, участвовать в процессе сдачи объекта в эксплуатацию и на стадии сертификации ЦОД. Требования к команде устанавливаются на основе бизнес-целей, которые являются частью концепции  проекта ЦОД. Все более высокие требования, предъявляемые к уровню надежности ЦОД, операционной эффективности, воздействия на окружающую среду и т.д., соответственно подразумевают и более высокие требованию к квалификации персонала. Если местные поставщики не имеют достаточной квалификации либо не являются сервис-ориентированными, это также побуждает операторов ЦОД располагать более высококвалифицированными внутренними ресурсами.


Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!