Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2014
Александра КРЫЛОВА  07 октября 2014

«Цифровая всеядность» перед регуляторным барьером

Бизнес операторов связи испытывает давление, с одной стороны, пользователей, которым требуются все большие скорости, а с другой – молодых и агрессивных интернет-стартапов. Для развития инфраструктуры поставщики услуг нуждаются в поддержке государства.

Какая помощь нужна оператору от регуляторов? Об этом шла речь на IV международном форуме Telecom Networks: F&M Infrustructure.

Сегодняшнее поведение потребителей услуг связи, которым нужно передавать и получать все б'ольшие потоки данных, хранить все больше информации, требуются быстродействие и все более высокая скорость реакции, – характеризуется новым термином «цифровая всеядность». Бурный рост интернет-трафика в сетях всех операторов наблюдается не первый год и будет продолжаться в будущем. С 2012 по 2017 гг. его среднегодовые темпы составят 23%, и на момент окончания периода объем интернет-трафика достигнет 121 экзобайта (данные компании Cisco).

При этом, как показал Александр Пеберо (Orange Global), год от года этот прирост обеспечивается все меньшим количеством игроков. Судите сами, в 2007 г. 300 самых крупных веб-сайтов в мире не генерировали даже половину мирового интернет-трафика, в 2009 г. 50% его объема приходилось уже на 150 крупнейших веб-ресурсов, а в 2013 г. такую долю имели уже 35 сайтов. Сегодня YouTube, Netflix, Amazon и Facebook обеспечивают треть всего мирового интернет-трафика.

Поскольку эти, как, впрочем, и все остальные провайдеры, передают контент пользователям по сетям связи, постоянно увеличивая нагрузку на инфраструктуру операторов, последним, чтобы справиться с этой все усложняющейся задачей, приходится постоянно увеличивать инвестиции в ее развитие.

За счет каких средств? Ответа, который бы устраивал всех, сегодня нет. Компания Orange – один из ведущих операторов связи в мире – нашла для себя резервы. Это развитие нового поколения сетей поверх протокола IPX, в которых абонентам предоставляются и голосовые, облачные услуги, и голосовые услуги «поверх LTE» (более выгодные крупным операторам, чем классические услуги по передаче голоса), и концентраторы коротких сообщений, так называемые push-SMS-hub, позволяющие операторам доставлять только те сообщения, за которые абонент гарантированно заплатит.

Что касается остальных операторов, то им так или иначе придется направлять свои усилия и ресурсы на поддержку растущих в их сетях объемов данных, поскольку этого ждут пользователи. И тут А. Пеберо советует концентрироваться на совершенствовании средств взаимодействия с абонентами и, конечно, внимательно следить за изменениями действующего законодательства, которые могут как помогать операторам в развитии бизнеса, так и усложнять его.

Ошибка в расчетах

За примером создания дополнительных барьеров далеко ходить не надо – достаточно вспомнить историю годичной давности, когда государство начало педалировать тему введения мобильной переносимости номера (MNP). Как минимум, одиннадцатикратную ошибку экспертов, прогнозировавших накануне ее запуска количество абонентов, которые воспользуются возможностью сменить оператора, признал Юрий Аммосов (Аналитический центр при Правительстве РФ). По его словам, ожидалось, что MNP воспользуются как минимум 10%, а как максимум 15% абонентов сотовой связи, т.е. 24 млн и 36 млн человек соответственно. Фактически же к началу 2015 г. их доля не достигнет и 1% (0,63 – 0,92%). Кроме того, борьба операторов за переток абонентов путем MNP не имеет большого смысла, поскольку ведет к ценовым войнам, результатом которых является снижение ARPU, что никак не способствует повышению эффективности бизнеса, отмечает эксперт. И уж, конечно, не может служить источником дополнительного дохода, добавим мы. В условиях, когда, с одной стороны, абонентам предоставлено право переходить от оператора к оператору со своим номером, а с другой стороны, тарифные предложения основных игроков мало чем отличаются друг от друга, успех в конкурентной борьбе гарантирует только качество инфраструктуры передачи голоса и данных, делает вывод Юрий Аммосов.

Ожидаемая поддержка

Операторы, которые, несмотря на многомиллионные затраты, согласились с решением о введении MNP, хотели бы получить поддержку со стороны государства: чтобы были внесены изменения в нормативно-правовую базу, облегчающие им дорогостоящее строительство проводных и беспроводных сетей. Такая поддержка нужна, например, для упрощения процедуры «входа» в многоквартирные дома, хотя бы в виде сокращения числа согласившихся на это жильцов, которого сегодня требует Жилищный кодекс. Право на доступ к информации гарантировано гражданам Конституцией РФ, а значит, все попытки ограничить его под предлогом несогласия собственника жилья на «заход» того или иного провайдера на его территорию не законны, отметила Наталия Великородная (МТС). Договора с гражданином должно быть достаточно для того, чтобы при наличии технической возможности и безопасности проекта не принимать во внимание согласие/несогласие пользователя.

С одной стороны, выбор услуг такого оператора связи, который отвечает его требованиям, – это конституционное право гражданина нашей страны, с другой, свободный доступ операторов связи в многоквартирные жилые дома будет способствовать обострению их конкуренции, что положительно скажется на цене услуги для конечного пользователя, то есть того самого гражданина. По мнению Н. Великородной, для этого необходимо разработать соответствующие изменения в Федеральный закон «О связи». Кроме того, в Жилищном кодексе РФ должно быть зафиксировано, что для размещения оборудования связи в многоквартирных жилых домах не требуется согласия собственника при наличии у оператора договора об оказании услуг связи с одним из жильцов. В настоящее время, по ее словам, Минкомсвязь РФ объявила конкурс на проведение исследований этой проблемы с обеих точек зрения – с правовой и с технической.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

Не менее острой, чем вопрос доступа в многоквартирные дома, для операторов остается проблема сокращения затрат на аренду технологических позиций. По данным, которые привел Юрий Маленков («ВымпелКом»), в период с 2009 по 2013 г. капитальные затраты операторов большой тройки, подавляющая часть которых связана с обслуживанием растущего в сетях трафика, выросли в полтора раза – с 116 млрд руб. до 177 млрд руб. Настолько же выросли за это время и их операционные расходы – с 349 млрд руб. до 530 млрд руб. При этом на долю большой тройки, по оценкам спикера, приходится около 80% рынка аренды технологических позиций. Совокупные ежегодные затраты на эти цели – аренду сайтов Mobile, Fix, FTTB и TN компании МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» – 38,9 млрд руб. Такая сумма взимается за аренду 140 тыс. сайтов Mobile & Fix, 300 тыс. зданий FTTB и 150 тыс. км транспортной инфраструктуры. При этом основные деньги (более 73%) зарабатывают «на операторах» коммерческие организации.

Что касается упрощения аренды государственного имущества, то тут, признавая, что еще предстоит работать над совершенствованием нормативно-правовой базы, Ю. Маленков делает несколько предложений. Во-первых, разработать единый порядок предоставления в аренду принадлежащих государству зданий, сооружений, земли. Во-вторых, наделить фактических пользователей госимущества полномочиями по предоставлению в аренду на срок 11 месяцев с ежегодной пролонгацией указанных объектов для размещения и строительства сетей и сооружений связи. И в-третьих, утвердить эти изменения на уровне правительства. Также предлагается сформулировать требования к пакету документов на аренду таких объектов, ограничив его заявкой о заключении договора, разрешением на использование радиочастот, санитарно-эпидемиологическим заключением на установку передающего радиотехнического устройства.

Летом этого года компания «ВымпелКом» запустила программу, рассчитанную на 2015 – 2017 гг., по сокращению прежде всего операционных издержек на аренду технологических позиций. Ее стратегическая цель – изменить подход к взаимодействию с арендодателями на телеком-рынке. Одним из первых шагов оператора должен стать запуск специального раздела корпоративного сайта, в котором любой владелец собственности может размещать заявку, свидетельствующую о его готовности сдать в аренду тот или иной объект.

Сообща – дешевле

В условиях, когда получение всех разрешений и согласований, необходимых для строительства сайтов, занимает более года, растет спрос на услуги компаний, предлагающих совместное использование телекоммуникационной инфраструктуры. По словам Алексея Подрябинникова («Русские башни»), рынок таких услуг вступил в фазу зрелости: взаимодействие с инфраструктурными компаниями стало для операторов настолько стандартной процедурой, что принимается в расчет при составлении планов развития сетей. «В этом году, – констатировал он, – мы перешли от отработки десятков объектов по заявкам операторов к сотням». А всего к концу августа 2014 г. у компании насчитывалось 850 башен и более чем 1500 размещений. Активное строительство сетей 3G и 4G по всей территории страны гарантирует бизнесу «Русских башен» и других инфраструктурных компаний устойчивое развитие.

Кстати, развитие LTE вызвало к жизни новую услугу – аренду столбов двойного назначения, которая сегодня необычайно востребована операторами, поскольку в мегаполисах установка новых антенно-мачтовых сооружений практически невозможна. Выход – арендовать для размещения термоконтейнеры с базовыми станциями у городских служб, занимающихся освещением и общественным транспортом. Однако они не всегда готовы идти операторам навстречу. Так, например, по словам Валерия Шахматова («ВымпелКом»), санкт-петербургский «Горсвет» в качестве условия предоставления мест на мачтах освещения выставил занятие 500 таких столбов. Иными словами, и тут есть резервы для «умного» регулирования.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!