Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2014
Леонид АНИКИН  07 октября 2014

Базовый функционал collaboration будет поставляться из облака

Доля сложных и дорогих кастомизированных решений для командной работы в портфолио системных интеграторов будет с каждым годом сокращаться, прогнозирует Леонид АНИКИН, руководитель направления облачной инфраструктуры компании Softline.

Леонид АНИКИН, руководитель направления облачной инфраструктуры компании Softline– Какие инструменты collaboration сегодня актуальны для российских компаний?

– Наиболее распространены базовые запросы: канцелярия, финансовый архив и корпоративный документооборот. До сих пор во многих компаниях сотрудники хранят файлы на локальных дисках своих компьютеров, и по организации циркулируют множество копий прайс-листов, договоров и т.п. То есть огромному количеству российских организаций еще предстоит централизовать процессы хранения и работы с документами, дать возможность нескольким сотрудникам редактировать один документ одновременно, помечая, кто какие изменения внес. Ну и конечно, клиенты хотят иметь возможность работать с информацией не только с офисного компьютера, но с любого устройства, включая смартфон в метро. Это очевидный тренд последних лет.

– А более высокоуровневые инструменты, такие, как корпоративные социальные сети уже кого-то из них интересуют?

– Российские заказчики крайне неоднородны. Есть организации, в которых сотрудники до сих пор не имеют доступа к электронным календарям коллег или у которых нет корпоративного портала. Здесь предложение использовать корпоративные социальные сети будет звучать неуместно. Но немало и весьма продвинутых даже по западным меркам компаний. После того, как Microsoft купила компанию Yammer и включила ее решения в состав Office 365, корпоративные соцсети перестали быть экзотикой. Развернутых корпоративных соцсетей в России пока крайне мало, но проекты по их внедрению уже идут.

– Насколько средства совместной работы, предоставляемые по моделям SaaS и IaaS, способны конкурировать с функционалом, который получают заказчики на базе собственной ИТ-инфраструктуры?

– За последние пять лет мир кардинально изменился: соцсетью Facebook пользуются более 1 млрд человек, а количество персональных электронных устройств давно превысило численность населения планеты.

Можно продолжать настаивать на соблюдении жестких корпоративных политик и отключать USB-порты на компьютерах, требовать работы с корпоративными файлами только с ПК в офисе и запрещать обсуждение рабочих вопросов «вне специально установленных мест». Но сотрудники все равно будут это делать! Недавний случай с вице-премьером РФ (который пользовался Gmail для работы с документами) – прекрасный тому пример. Вполне вероятно, что он был вынужден так поступать, поскольку из соображений безопасности не имел возможности удаленной работы со служебной почтой, например, с мобильного устройства.

Можно, наоборот, предоставлять людям возможность работать с мобильного устройства, из дома, используя максимально контролируемые инструменты. И в этом случае облачная инфраструктура вне конкуренции, поскольку обеспечивает дублирование информации, балансировку нагрузки, реплицирование, логирование, т.е. решает огромный пласт задач. Созданные для них Office 365, Google Apps и другие популярные SaaS-службы – самый дешевый и простой способ организовать коллективную работу в компании. Если требуется более кастомизированное решение, то легче развернуть системы в дата-центре сервис-провайдеров по модели IaaS. Словом, если компания выбирает современный путь развития, ей нет смысла игнорировать факт существования облачных систем. Это не означает, что нельзя все сделать у себя, но должна быть какая-то причина, по которой вы отказываетесь от более простого и дешевого способа организации совместной работы.

– Каковы плюсы и минусы наиболее популярных облачных систем?

– Вы ничем не рискуете, поскольку четко понимаете, какой именно функционал вам будет доступен, на какой уровень поддержки можете рассчитывать. В любой момент можете подключиться, увеличить количество пользователей в 1000 раз, а через какое-то время полностью отказаться от этого сервиса. Это фантастическая свобода, какой еще не было несколько лет назад. Как минус отмечу сложность кастомизации – изменение и доработка базовой инфраструктуры не всегда возможны и будут стоить драматически дороже.

– Как скажутся на тех заказчиках, которые выбрали для организации совместной работы SaaS-сервисы глобальных поставщиков, возможные изменения регулирования в России?

– Тут трудно дать однозначный ответ. Понятно, что можно ждать введения новых ограничений со стороны наших регулирующих органов. Вместе с тем отдельные наши клиенты попали в санкционный список, и привычные сервисы стали для них недоступны. И в этом заключается новая возможность для российских сервис-провайдеров – занять нишу, из которой административными методами вынуждают уйти конкурентов. Наша компания до конца года откроет еще шесть региональных площадок для оказания облачных услуг.

Но надо отдавать себе отчет, что любое ограничение отражается на цене. И если зарубежная компания будет пользоваться сервисом от одного из мировых поставщиков, а российская будет вынуждена решать такую же задачу с помощью менее оптимального инструмента, то конкурентоспособность продуктов и услуг отечественной организации будет ниже.

– За какой моделью использования средств совместной работы в российских компаниях, по-вашему, будущее?

– Уже сегодня компании разных масштабов бизнеса постепенно приходят к пониманию, что для обеспечения коллективной работы нужны стандартизованные и недорогие средства. И я убежден, что базовый функционал – доступ к почтовым ящикам, электронным календарям, архивам, совместное редактирование документов – в недалеком будущем будет приобретаться как облачный сервис. Конечно, спрос на сложные кастомизированные решения в одночасье не исчезнет, но их доля в портфелях заказов системных интеграторов будет ежегодно снижаться. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!