Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2014
07 октября 2014

Командный зачет

Поставщики платформ, разработчики решений и провайдеры облачных сервисов сходятся в одном: сегмент средств совместной работы – это рынок предложения. 

Так что для возрождения командного духа, утерянного более 20 лет назад, придется запастись терпением и дождаться, когда в компаниях наберется критическая масса сотрудников, не понимающих, как можно работать без средств collaboration.

«ИКС»: Насколько востребованы российскими компаниями средства совместной работы? Иван ТАРХАНОВ


Иван ТАРХАНОВ, руководитель направления, «Когнитивные технологии»: Многим компаниям интересна коллективная работа с документами. При выборе системы на это обращают внимание примерно в 67% случаев. Помимо такого рода совместной работы, СЭД позволяет создавать почтовые рассылки, чат для сотрудников, а также настраивать отправку уведомлений о важных и нерешенных задачах. Владимир АНДРЕЕВ


Владимир АНДРЕЕВ, президент, «ДоксВижн»: Большинством наших заказчиков востребован стандартный набор базовых функций. В их числе групповая разработка документов, включая ведение истории версий документов, комментирование документов в рабочих группах, возможность формирования ad hoc-маршрутизации и задач для участников рабочих групп по документам. Им интересны возможности подключить всех участников работы с документом к онлайн-чату или аудио/видеоконференции, а также система категоризации информации, позволяющая формировать различные предметные базы знаний для группового использования. При этом в большей степени востребованы средства групповой работы с документами, в меньшей – дополнительные функции.


Игорь САЛТЫКОВ, бизнес-аналитик, DIRECTUM: Спрос есть, и средства для collaboration даже можно считать модной «фишкой». Но с реальной востребованностью некоторых возможностей могут быть проблемы. Многое зависит от устоявшихся в организации привычек. Например, двое коллег могут сесть за один компьютер и вместе работать над документом, но удастся ли им столь же плодотворно трудиться, если документ будет лежать где-то в облаке, а сотрудники сидеть в разных помещениях?

Хотя если возможности совместного редактирования будут предоставлены, то кто-нибудь непременно ими воспользуется. Вадим ИПАТОВ


Вадим ИПАТОВ, заместитель гендиректора по развитию бизнеса, «ИнтерТраст»: Способ использования средств совместной работы определяется формой управления организацией. Для иерархической вертикали наиболее востребованы средства формального взаимодействия: инструменты выдачи резолюций и поручений, а также средства контроля их исполнения. В организациях, где приняты более демократичные формы управления, больше востребованы инструменты неформального горизонтального взаимодействия. Средства документирования совместной работы эффективны, когда они тесно связаны с объектом работы – с документом, задачей, проектом. Георгий САНАДЗЕ


Георгий САНАДЗЕ, директор по развитию бизнеса, Avaya Россия и СНГ: В России, как и во всем в мире, наблюдается спрос на популярные конференц-системы, ориентированные на режим лекции, предполагающий, что одного или двух ведущих слушает аудитория в несколько сотен участников. Такие решения традиционно используются для проведения совещаний на крупных производствах и организациях госсектора, а также для обучения. Алексей ЧЕРЕВКОВ


Алексей ЧЕРЕВКОВ, руководитель направления IaaS, «Сервионика», ГК «Ай-Теко»: В первую очередь популярны бизнес-коммуникации: видеоконференцсвязь, электронная почта. При этом бизнес всегда заинтересован в росте эффективности, снижении издержек, особенно в условиях нестабильной экономики. Видеоконференцсвязь – вполне понятная замена дорогостоящим и долгим командировкам, ее можно использовать без оглядки на расстояния и время. А роль электронной почты в современном бизнесе и вовсе сложно переоценить: некоторые аналитики отводят на ее долю до 95% всей информации, которой оперируют современные компании. Борис КИРИЛЛОВ


Борис КИРИЛЛОВ, руководитель практики систем управления контентом (ECM/BPM), «Астерос Консалтинг»: Спрос на программные средства обеспечения совместной работы, безусловно, присутствует, но он достаточно специфичен. Внедрение ПО для совместной работы ведется сегодня по нескольким направлениям: развертывание различных порталов, включая организацию пространств совместной работы; автоматизация управленческих и поддерживающих бизнес-процессов (BPM-системы); автоматизация совместной работы над документами (СЭД); использование мобильных приложений. Проекты внедрения других программных средств для совместной работы единичны.Александр НЕВИНЧАНЫЙ


Александр НЕВИНЧАНЫЙ, директор департамента базовых решений Microsoft, ГК «КОРУС Консалтинг»: Сейчас особенно популярны системы электронного документооборота, хранилища данных, порталы, инструменты для совместной работы и внутренних коммуникаций на базе технологий Microsoft (SharePoint Server, Office 365, Lync). Для удобства пользователей решения могут быть развернуты как в облаке, так и в локальной инфраструктуре заказчика. Наличие порталов является стандартом скорее для средних и крупных компаний. Аудио- и видеоконференцсвязь, безусловно, также востребованы, особенно территориально распределенными организациями.

 


«ИКС»: Спрос на какие средства совместной работы у заказчиков еще предстоит сформировать? Как это планируется делать? Елена ВЕНЦЛАВОВИЧ

 

Елена ВЕНЦЛАВОВИЧ, директор по развитию, «Дом.ru Бизнес», «ЭР-Телеком»: В сегменте SMB, например, спрос необходимо формировать на все услуги, предусматривающие совместную работу. Часто владельцы бизнеса и руководители предприятий просто не осведомлены о возможностях таких сервисов. Крупный бизнес в этом смысле более продвинут, так как роль коммуникаций и информационных технологий в этих компаниях крайне высока.


Г. САНАДЗЕ: Есть интересное направление развития продуктов для совместной работы, которое я условно называю «друзья по работе». К примеру, на совещании руководитель ставит задачу создать рабочую группу. Сегодня в большинстве случаев такое распоряжение будет просто разослано всем участникам по почте. Правильный же путь – немедленное создание временного трудового коллектива из обозначенных участников. Такая группа получит в свое исключительное пользование отдельную виртуальную комнату на сервере конференций, групповой чат, функцию контроля статуса, контекстное хранилище документов и всех сообщений, относящихся к проекту.

 

«ИКС»: Многие ли компании-заказчики сегодня имеют концепцию использования средств совместной работы на всех уровнях своей оргструктуры и ее закрепление в своей ИТ- инфраструктуре? Виктор ТАРАНОВ

 

Виктор ТАРАНОВ, эксперт в области решений IBM для совместной работы, IBM в России и СНГ: Очень немногие. Существуют решения уровня СЭД, которые важны, но решают только специфическую часть задач совместной работы. Разумеется, практически у всех есть корпоративная электронная почта. На нее обычно и падает вся нагрузка по обеспечению неформализованного взаимодействия в коллективах. Но чем дальше, тем очевиднее ее недостатки. Один из главных – почта принципиально не является средством накопления корпоративных знаний. Она их разобщает.


Б. КИРИЛЛОВ: По нашему опыту, системы совместной работы (в том числе совместной работы над документами) функционируют только на операционном уровне и уровне младшего менеджмента, т.е. до уровня руководителей отделов включительно, реже – до уровня руководителей управлений. В нашей практике пока не было систем, которые пронизывали бы абсолютно все уровни, в том числе и уровень стратегического управления. Иногда заказчики закладывают в систему функционал работы высшего руководства, но в силу особенностей российского менеджмента реально руководители высшего звена в подобных системах не работают. В основной массе функционал совместной работы пользователей на всех организационных уровнях не заложен даже в концепциях развития ИТ. Алексей УЛЯШКИН


Алексей УЛЯШКИН, начальник проектного бюро, «Делайт 2000»: К сожалению, пока далеко не многие даже крупные организации имеют такую концепцию, но есть положительные сдвиги. Сергей ЧЕРНЫХ



Сергей ЧЕРНЫХ, директор департамента «Финансы», «Рексофт»: Если говорить о работающей и последовательно реализуемой концепции, то ее имеют немногие. Внутрикорпоративные социальные сети и средства совместной работы – это непростые проекты, и, к сожалению, часто попытки внедрения подобных инструментов не приносят ожидаемых результатов.

Сергей ЩЕРБИНА


Сергей ЩЕРБИНА, заместитель гендиректора, Esri CIS: Если говорить о целостной концепции, охватывающей все аспекты организационного взаимодействия, то пока она есть у немногих. Однако отдельные элементы, которые в дальнейшем могут развиться в серьезную всеохватывающую корпоративную среду для совместной работы, уже давно и достаточно широко распространены. Полноценная концепция средств совместной работы должна включать в себя, помимо технологических решений, четкое описание изменений, которые потребуются в целом ряде корпоративных политик: безопасности, работы с персоналом, документооборота и др. Антон МОЛЧАНОВ



Антон МОЛЧАНОВ, ведущий инженер по голосовым решениям Центра сетевых решений, R-Style: Внутреннее использование средств collaboration в большой степени зависит от руководства и процессов управления в организации. Например, я встречал компанию, в которой при возможности проведения переговоров по видео-конференцсвязи количество командировок сотрудников ограничивалось.

 



«ИКС»: Насколько востребованы сегодня российскими заказчиками средства для совместной работы с внешними поставщиками – контрагентами, партнерами?

 

В. ТАРАНОВ: Возможность эффективного взаимодействия с внешними контрагентами – одно из ключевых требований заказчиков во всем мире. Благодаря этому компании легко могут создавать рабочие пространства для работы над проектами, доступные как сотрудникам, так и заказчикам, партнерам и другим внешним пользователям.

В. АНДРЕЕВ: Эти средства стали более востребованы только в последнее время, в частности, в связи с переходом на юридически значимый документооборот. Однако ранее мы сталкивались с задачами групповой обработки контента в распределенной среде с контрагентами в отдельных частных проектах.

В. ИПАТОВ: Пока компании чаще всего взаимодействуют со сторонними организациями по электронной почте. Но все больший интерес вызывают решения, позволяющие нескольким сторонам совместного проекта видеть состояние дел, контролировать ответственных за решение входящих в проект задач, дистанционно обсуждать возникшие вопросы.

И. ТАРХАНОВ: Организовать такое взаимодействие можно многими сторонними инструментами, так что я не считаю отсутствие такой функциональности в СЭД критичным. Хотя использование средств совместной работы с внешними контрагентами сократит сроки обработки документов. Также подобные средства могут улучшить взаимопонимание сотрудников разных компаний, работающих над одним документом. Но все же думаю, что это скорее хороший бонус к системе, чем один из главных критериев ее выбора.

 

«ИКС»: Каковы основные проблемы сегмента средств совместной работы российского ИТ-рынка? Какие факторы сдерживают его развитие?

 

А. МОЛЧАНОВ: Далеко не все руководители готовы прибегать к новым технологиям в привычном процессе организации работы подчиненных, и это может быть сдерживающим фактором. Влияние также оказывают сезонность, когда время отпусков сопровождается снижением всех активностей, или непредсказуемость общей экономической ситуации, приводящая к заморозке всех новых проектов. Безусловно, сказывается и недостаточная развитость каналов связи. Особенно это касается мобильных пользователей. Однако все эти факторы не критичны, и в развитии направления средств совместной работы есть положительная динамика. Считаю, этому сегменту рынка есть, куда расти.

А. ЧЕРЕВКОВ: Первый сдерживающий фактор – это уже упоминавшийся недостаток информированности клиентов и, как следствие, – недостаточное доверие к провайдерам. Пути исправления этой ситуации в целом понятны: популяризация лучших практик, просвещение рынка.

Г. САНАДЗЕ: Барьер, наверное, только один – цена. Решения из этой группы опираются на самые последние технологические разработки, это передний край науки, и цены действительно могут быть препятствием. Но время идет, и цены неизбежно снижаются.

Б. КИРИЛЛОВ: На данный момент у большинства заказчиков уже внедрены внутрикорпоративные порталы. Однако зачастую используется лишь типовой набор сервисов – справочник сотрудников, учет командировок, отпусков и т.п. Иные средства совместной работы либо не используются вовсе, либо используются мало. Кроме того, вследствие специфичного понимания концепции ЕСМ исключительно как системы электронного документооборота (в первую очередь, организационно-распорядительного), средства совместной работы в рамках ECM фактически не развиваются. Это не позволяет полностью раскрыть бизнес-выгоды от системного накопления знаний и предоставления широкого доступа к ним внутри компаний. Проекты в области внедрения баз знаний в разных функциональных областях можно пересчитать по пальцам.

Е. ВЕНЦЛАВОВИЧ: Для поставщика сервисов класса «облачная АТС» или облачного видеонаблюдения основная проблема – все еще невысокий уровень знаний в регионах о потенциале бизнес-сервисов. Немногие руководители компаний способны оценить объем экономии и возможности, которые несут в себе облачные услуги. Правда, за последние несколько лет спрос на них вырос, хотя оказался ниже прогнозов. Андрей МЕЛУЗОВ



Андрей МЕЛУЗОВ, руководитель департамента ИТ-аутсорсинга, ГК «КОРУС Консалтинг»: Важный фактор – неудовлетворительное качество и дороговизна интернета в регионах. Безусловно, качество повышается, а стоимость снижается, но пока в ряде регионов эти показатели еще не достигли приемлемой отметки. Также есть проблемы с беспроводным интернетом. Тем не менее движение провайдеров вперед в данном вопросе очевидно, поэтому как долго обозначенные факторы будут являться тормозами – вопрос времени.


А. УЛЯШКИН: Основные факторы, сдерживающие развитие данного сегмента, – это низкая пропускная способность каналов связи за пределами мегаполисов и корпоративная культура многих организаций. Причем изменение корпоративной культуры – процесс долгий и достаточно болезненный. Изменения нарастают постепенно, хотя идут с двух сторон. С одной стороны, в компании приходят молодые сотрудники, представители так называемого поколения Y, которые пользуются видео, социальными сетями, мобильными устройствами в своей повседневной жизни и ждут, что организация обеспечит возможность использовать привычные им средства для работы. С другой стороны, руководители организаций тоже понимают, что, предоставив молодым специалистам понятные им инструменты, можно быстрее вовлечь их в рабочие процессы, тем самым повысить производительность труда.

С. ЩЕРБИНА: Зачастую один из главных сдерживающих факторов – естественный организационный консерватизм. Если речь идет о создании, например, комнаты для ВКС или внутренней веб-ГИС системы для обмена корпоративными геопривязанными данными, то тут серьезных препятствий, как правило, не возникает. Однако внедрение на корпоративном уровне систем совместной работы может подразумевать серьезный реинжиниринг самых разных процессов и серьезную корректировку управленческих моделей, а это уже требует веских оснований. Алексей АЛЬБИН


Алексей АЛЬБИН, гендиректор, Clouds New Network: Одна из проблем сегмента средств совместной работы заключается в том, что не все компании, выпускающие подобные продукты, работают с клиентами на постоянной основе. Чтобы решения пользовались большим спросом и эта сфера активно развивалась, необходимо, чтобы разработчики доносили информацию о своих решениях не только до существующих, но и до потенциальных клиентов. Нужно, чтобы компании получали постоянную «обратную связь» от заказчиков: что их устраивает в работе продукта, что хотелось бы улучшить. Нужны также обучающие вебинары, где подробно рассказывалось бы, как работать с сервисом, какие есть нововведения, каковы тенденции рынка и пр. К сожалению, далеко не все поставщики настолько клиентоориентированы, и в этом направлении надо работать, чтобы рынок средств collaboration развивался в России более активно.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: