Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  13 октября 2014

Спутникозависимость требует оптимизма

Перестройка российской ракетно-космической индустрии, смена бизнес-моделей, курс на импортозамещение не могут не сказаться на операторах спутниковой связи и вещания, бизнес которых по определению зависит от спутников. Что год грядущий нам готовит?

Этот вопрос рефреном звучал на недавней конференции SatComRus 2014. Реструктуризация отрасли обусловлена как внешними факторами (введенными США и ЕС санкциями), так и внутренними (неудачными запусками, потерей аппаратов). Первый резонансный звонок прозвучал летом этого года, когда Минкомсвязь внесла в Правительство РФ предложения о переходе к заказам только российских спутников, об акционировании ФГУП «Космическая связь» со 100%-ной долей государства и сохранением компании в списке стратегических предприятий страны, а также об освоении страховой модели контракта полного цикла.

Мы строили, строили…

Россия – первопроходец спутникостроения, но мы давно влились в рынок и отказались от «натурального хозяйства». По словам экспертов, теперь чтобы создать собственный надежный спутник, необходимы инвестиции в многочисленные НИР/НИОКР. Между тем, как заметил Валерий Бутенко, гендиректор НИИР, наука востребована только в том государстве и в тех областях, где ставится стратегическая задача выйти на мировой уровень. Так, в конце 40-х была поставлена задача выйти в космос – и под нее выстроились целые отрасли, множество НИИ, Академия наук. В 90-х утвердилась иная установка: экономика должна быть незатратной, и наука оказалась «не в тренде».  «Мы интегрировались в мировую экономику, которая уже создала и отработала доступное по цене оборудование, и наука здесь не нужна – приходишь на рынок и покупаешь что требуется, – констатировал В. Бутенко. – Научные исследования нашему НИИ не заказывают ни регуляторы, ни операторы, 90% занимает разработка – ОКР. В этой области мы имеем опыт сотрудничества с российскими и западными компаниями, и этот опыт позволил нам подняться на определенные уровень в решении системных вопросов, в разработке систем спутниковой связи и конкретных типов оборудования». Ю. Выгонский (слева): «Что мы можем делать сами – будем стремиться делать сами»

Крепкая международная кооперация сложилась и в производстве спутников. Как сообщил Юрий Выгонский, заместитель генерального конструктора «ИСС им. М.Ф. Решетнева», из созданных за последние 15 лет Решетневской фирмой 22 телекоммуникационных КА 19 несут полезную нагрузку, которую поставила французская Thales Alenia Space, два – канадская MDA, один – японская NEC Toshiba Space. К слову, первый спутник совместного производства Sesat, запущенный в 2000 г., был создан по заказу оператора Eutelsat, 20-летие сотрудничества с которым ГПКС отметила в этом году. Николай Орлов, региональный вице-президент Eutelsat S.A., высказал уверенность, что никакие санкции не помешают двум операторам и в дальнейшем реализовывать совместные проекты.

Между тем семь-восемь лет назад ОАО «ИСС» начало осваивать направление системной интеграции полезных нагрузок, заключив ряд соглашений о передаче технологий. Специально созданный для сборки и испытаний полезных нагрузок участок был оснащен необходимыми технологическими системами, оборудованием и рабочими местами, было установлено контрольно-проверочное оборудование, и сейчас на орбите успешно функционируют три аппарата легкого класса серии «Луч» с полезной нагрузкой, сделанной на Решетневской фирме. Компания освоила производство антенно-фидерных систем, в том числе контурных многолучевых, а также использует принципиально новую для российской космической отрасли технологию проектирования, изготовления, испытания и монтажа единой низкочастотной бортовой кабельной сети для полезной нагрузки. «Мы не выходили на коммерческий рынок раньше времени, полностью апробировали технологии в рамках программ Роскосмоса и Минобороны, – пояснил Ю. Выгонский. – Но сегодня одним из направлений, которое мы будем форсированно развивать, станет максимально возможное выполнение работ собственными силами. Это позволит снизить риски от санкций, которые применяются по отношению к России». При этом, подчеркнул он, компания остается открытой для всех стран, которым позволено сотрудничество с Россией, поскольку намерена искать решения, наименее затратные как по стоимости, так и по графику создания КА.

Признавая, что из-за санкций фирма будет вынуждена модифицировать часть приборов, что, в свою очередь, отразится на сроках изготовления спутников, он добавил, что уже к середине лета следующего года «ИСС» сможет вернуться к стандартным срокам. «Модификации уже ведутся в рамках внутренних проектов Роскосмоса и Минобороны, но мы стремимся минимизировать их ценовое влияние на коммерческий рынок, – заверил аудиторию SatComRus замглавного конструктора Решетневской фирмы. – Возможно, полностью избежать повышения цен не удастся, но оно будет минимизировано».

Орбитальные планы

Как заметил Игорь Чурсин, заместитель руководителя Россвязи, государственное регулирование должно дать спутниковой связи возможность сделать шаг с расчетом на десяток лет вперед – и сейчас агентством разработана концепция целевой программы по развитию орбитальной группировки спутниковой связи и вещания гражданского назначения в 2017–2025 гг., которая должна быть системно увязана и синхронизирована с Федеральной космической программой на 2016–2025 гг. По словам И. Чурсина, реализация целевой программы обеспечит 100%-ный охват услугами спутниковой связи территории России, включая районы Крайнего Севера и арктический регион. Очертания этой программы просматриваются в планах двух российских владельцев спутников – ГПКС и «Газпром космические системы».

Потеря в мае текущего года спутника «Экспресс-АМ4R» сдвинула планы запусков – и из намеченных ГПКС на этот год шести аппаратов два – «Экспресс-AM8» и «Экспресс-AM7» – планируется отправить на орбиту в 2015 г. Сжав кулаки и скрестив пальцы, надеемся на успешный запуск КА «Экспресс-АМ6» в октябре нынешнего года. К концу 2015 г. группировка должна будет пополниться также аппаратом «АМУ-1». В 2018 г. оператор планирует запустить спутники «АМУ3» и «АМУ7», в 2018–2019 гг. – «АМУ4». Как сообщил Юрий Прохоров, гендиректор ГПКС, облик этих трех бортов в настоящий момент практически полностью проработан, соответствующие запросы производителям были сделаны, предварительные ответы получены и в настоящее время анализируются на предприятии. «Мы надеемся, что в 2019 г. у нас появятся также аппараты «Экспресс-80» и «Экспресс-103», в 2020 г. – «АМУ5» и «АМУ6», и к 2025 г. мы хотели бы иметь надежно функционирующую исправную группировку, дополненную тремя КА на высокоэллиптической орбите», – отметил Ю. Прохоров.

Вероятно, проект ГПКС «Создание системы спутниковой связи и вещания на высокоэллиптической орбите», ориентированный на оказание услуг подвижной связи и непосредственного радиовещания на всей территории России, в том числе в северных малодоступных широтах, учтен в упомянутой И. Чурсиным концепции. «Проект неоднозначный, мы над ним работаем уже не один год, – признал Ю. Прохоров. – Сегодня у нас есть полное представление о космическом сегменте, но с точки зрения реализации и доступности услуг связи наибольшую сложность представляет наземный сегмент. Тем не менее видение, которое есть у ГПКС, дает основание надеяться на успешность осуществления этого проекта в ближайшей перспективе».

Младший собрат ГПКС по орбите – «Газпром космические системы» – тоже находится в напряженном ожидании запуска. Ранее КА «Ямал 401» планировалось запустить в сентябре этого года, затем график сдвинулся на декабрь. В планах оператора до 2020 г. – пополнение группировки спутниками «Ямал 601» и «Ямал 501».

Насколько эти планы могут быть скорректированы в новой санкционной действительности, можно только гадать.

Земные радости

Несомненная радость российской спутниковой отрасли – запуск в этом году аппаратов СНТВ «Экспресс-АТ1», «Экспресс-АТ2» и начало коммерческой эксплуатации спутника «Экспресс-АМ5» в точке 140° в.д. Ведущие операторы СШПД Ku-диапазона уже начали предоставлять на нем услуги жителям Сибири и Дальнего Востока. В ходе конференции ГПКС заключила 10-летний контракт с компанией «Ка-Интернет» на оказание услуг связи с использованием емкостей Ка-диапазона этого аппарата. «КА-Интернет» выступает оператором для операторов: выкупая у владельца спутника ресурс в больших объемах, компания формирует индивидуальный сервис для каждого оператора в соответствии с QoS, которые он определил для своей сети. Эта бизнес-модель была опробована в работе с пятеркой операторов, оказывающих услуги СШПД через спутник Кa-Sat.

По словам Виталия Вашкевича, гендиректора «КА-Интернета», в проекте Ka-Sat операторам, предоставляющим услуги конечным пользователям, требовалось дорабатывать свои биллинговые и процессинговые системы для работы с Ка-диапазоном, – и компания создала комплексное решение для операторов, начинающих свой бизнес в сегменте В2С. Его внедрение планируется начать на «Экспресс-АМ5». По оценке В. Вашкевича, в Сибири и на Дальнем Востоке операторов спутникового ШПД в Ка-диапазоне уже на начальном этапе будет не менее десятка.

* * *

Любой бизнес не терпит пессимистов, они там не задерживаются. А в спутникозависимом бизнесе остаются самые оптимистичные из оптимистов, играющие на долгую перспективу.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!