Rambler's Top100
Статьи
31 октября 2014

Призвание – связующий

В команде российских инфокоммуникаций «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) выступает в роли связующего игрока.

Созданная в 1994 г. компания соединяла между собой разрозненные сети молодых операторов сотовой связи, позволяя абонентам из одного региона общаться с родными и друзьями в другом. Последовательно выстраивая инфраструктуру межоператорского взаимодействия – национальную транзитную сеть, во второй половине 90-х гг. компания МТТ предоставила операторам сотовых сетей и первого, и второго поколений возможность расширять свое географическое присутствие и заложила фундамент последующего взрывного роста рынка сотовой связи. Практически каждая минута трафика, которая пропускалась операторами мобильной связи между собой, проходила через сеть «Межрегионального ТранзитТелекома».

Уже в ходе консолидации российского рынка сотовой связи компания МТТ озаботилась поиском новых направлений развития – услуг интеллектуальных сетей связи, IP-телефонии, а в середине 2000-х вышла на массовый рынок, став первым оператором дальней связи, альтернативным «Ростелекому».

На протяжении 20 лет «Межрегиональный ТранзитТелеком» не раз и не два становился первопроходцем. Он первым осуществил соединение между сетями сотовой связи стандартов NMT-450 и GSM, первым массово внедрил технологию IP-телефонии, разработал и вывел на рынок первый успешный VoIP-продукт – YouMagic для среднего и малого бизнеса. Позднее он стал первым и пока единственным оператором в Восточной Европе, которому Международный союз электросвязи выдал 1 млрд номеров в негеографической нумерации, а в нынешнем году запустил первый в России проект full MVNO.

При этом, развивая инновационные сервисы и став активным игроком на рынке нового телекома, МТТ продолжает выполнять свою роль связующего звена уже на глобальном профессиональном рынке, предоставляя услуги операторам со всего мира – от Южной Америки до Австралии.

Вячеслав Федорович ГУРКИНФ е н о м е н   о п е р а т о р с к о г о   д о л г о л е т и я

Люди. Время. Деньги. Разумное сочетание этих трех факторов лежит в основе успеха любой компании – убежден Вячеслав Федорович ГУРКИН, человек, которого не без оснований в России называют отцом сотовой связи. В появлении транзитного оператора национального масштаба, компании МТТ, роль этих факторов решающая.

– Впервые на мысль о выгодном положении транзитеров меня навел Сингапур. Эта беднейшая когда-то страна выросла не столько за счет таланта и воли своего политического лидера, сколько благодаря своему нахождению на пересечении торговых путей – иными словами, благодаря транзиту.

В начале 90-х у молодых сотовых компаний в России уже была потребность взаимодействовать с коллегами из других регионов в едином информационном пространстве. Однако для соединения операторов из 89 регионов по принципу «каждый с каждым» требовалось огромное количество линий связи. Встал вопрос: нельзя ли найти наиболее дешевый способ соединить их по кратчайшим путям? Как ответ на него появилась идея развернуть для подключения операторов транзитные узлы в каждом регионе. «Спусковым крючком» для ее воплощения стало обсуждение в 1994 г. очередной концепции развития ТфОП на заседании НТС при Минсвязи РФ. Из нее следовало, что цифровые линии, по которым операторы СПС смогут подключаться к телефонной сети общего пользования, и нумерация A’B’C’ появятся не раньше, чем в 2010 – 2011 гг.

Так долго ждать операторы не могли. И потому ухватились за предложение интегрировать сотовые сети, которые как грибы росли в регионах, в единое информационное пространство на базе новой единой для всей страны цифровой транзитной сети.

На первых порах мы на местах устанавливали выносные базовые станции, которые по каналам дальней связи присоединялись к коммутатору компании «Московская сотовая связь» в столице, где осуществлялся биллинг и велась база данных абонентов: операторы в регионах не имели денег на покупку коммутационного оборудования. Подобной практики больше нигде в мире не было, а нам нужны были средства на строительство транзитной сети.

Главным нашим богатством были люди, которые, поверив в МТТ как в идею, на первом этапе формирования компании проявили энтузиазм и альтруизм. Так, наш финансовый директор Наталья Борисовна Федорова сначала работала в «Межрегиональном ТранзитТелекоме» бесплатно. Из ЦМТС к нам пришел Николай Юрьевич Псурцев, прекрасный специалист в области цифровых систем, он много сделал для развития нашей сети. Юрий Анатольевич Хромов привнес в МТТ свой опыт эксплуатации оборудования, Александр Юрьевич Есиков – знания в области радиотехнических систем.

Компанию мы создавали фактически без привлечения дополнительных ресурсов. Средства авторитетных учредителей (они должны были внушать рынку доверие к нашему бренду) – «Ростелекома», МГТС, ПТС, «Московской сотовой» – были направлены в уставной капитал компании. Первый Новый год в нашей истории – 1995-й – отмечали вскладчину: купили маленькую елочку, бутерброды, вино… Средств устраивать банкет не было.

Инвестиционная компания Fleming Family & Partners предложила нам бизнес-план развития МТТ с выходом на IPO и около $100 млн c расчетом на то, что когда компания окрепнет и станет прибыльной, ее акции мы сможем выкупить только по рыночной цене. Бизнес-план был хорош, но мы от него отказались, поскольку были убеждены: национальная транзитная сеть – это российское достояние. Товарный кредит мы получили от компании Ericsson, которая поставляла нам оборудование для транзитных узлов под мою гарантию, просто под фамилию Гуркин. И мы с ней расплатились.

Самым драматическим для нас, как и для всей российской сотовой связи, стал 1998 г., когда в связи с дефолтом «Ростелеком» в три-четыре раза поднял цены на аренду каналов для региональных сотовых операторов, отрезав им все пути к дальнейшему развитию. Тогда мы пошли на рискованный шаг, который, как потом оказалось, практически решил судьбу дальнейшего развития сети МТТ: взяли на себя оплату каналов, арендованных операторами у «Ростелекома» для подключения к нашим транзитным узлам, дали им возможность направить сэкономленные средства на развитие.

Вскоре после 1998 г. рост мобильной связи в России приобрел взрывной характер. К сети МТТ подключились «ВымпелКом», «Соник Дуо», МТС, множество других больших и малых сотовых компаний. А мы, получив выход ко всем операторам и подвижной, и фиксированной связи, стали доносить до них посыл: «Подключайтесь к нам, и мы вас соединим со всеми!»

Евгений ВАСИЛЬЕВ, генеральный директор МТТ и «МТТ Групп»Будущее   формируется   сегодня

Перенесение фокуса с традиционных продуктов на инновационные, отказ от конкуренции с операторами «большой четверки» в пользу нишевых, но высокомаржинальных направлений бизнеса – это ориентиры, выбранные компанией МТТ в 2011 г. и вошедшие в стратегию развития группы компаний с 2014 по 2017 гг.

О ростках будущего, предмете заботы сегодняшней, мы беседуем с Евгением ВАСИЛЬЕВЫМ, генеральным директором МТТ и «МТТ Групп».

– В принятой в прошлом году стратегии ставится задача повышения маржинальности традиционных услуг. Как вы планируете этого добиться, например, на сокращающемся рынке транзита?

– Мы намерены, внимательно анализируя сегменты, на которых работаем, сконцентрировать усилия на наиболее прибыльных из них. Так, в этом году мы вышли на новый для себя рынок международного транзита, к слову, не предполагающий завершения вызова на территории России, развиваем такие перспективные направления, как IPX. Пока этот сегмент невелик, но он высокомаржинальный. С развитием LTE, безусловно, встанет вопрос об LTE-роуминге, одним из инструментов которого и является IPX. Соответственно, наша задача – стать важнейшим и крупнейшим IPX-центром как минимум в СНГ, а как максимум еще и в Европе.

А развитие направлений внутрисетевого транзита, транзита между операторами «большой четверки», где маржинальность приближается к нулю, мы по согласованию с нашими партнерами, постепенно сворачиваем. Вот и получается, что при поддержании объема традиционных направлений нашего бизнеса мы их маржинальность повышаем. Но не это самое главное в нашей стратегии до 2017 г.

– А что главное?

– Развитие точек роста. Таковых у нас по крайней мере три. Это корпоративный сегмент, который стабильно растет на 30–40% в год. Это рынок MVNO, на который мы вышли в текущем году и на котором планируем в 2017 г. зарабатывать около трети доходов. И, наконец, это рынок телеком-платформ – облачных телекоммуникационных сервисов для профессиональных участников рынка – направление интересное и новое даже в мировом масштабе.

– Сколько у вас корпоративных клиентов?

– Они исчисляются сотнями тысяч. Мы предлагаем практически весь спектр телекоммуникационных услуг на базе новых технологий, и все, что нужно клиенту для того, чтобы ими воспользоваться, – это интернет-канал. Для компаний из сегмента SOHO у нас есть коробочные решения, заточенные на самообслуживание, удобные в подключении и использовании. Потребление этих продуктов растет у нас на сотни процентов в год.

Перед крупными клиентами мы стремимся играть роль не столько оператора связи, сколько технологического партнера по оптимизации бизнес-процессов. Как в телеком-бутике у нас немало индивидуальных решений, разработанных в интересах того или иного клиента. Для их создания у нас есть крупный R&D-департамент.

Наш подход находит у рынка положительный отклик: так, многие банки из топ-50 в России являются нашими клиентами. Лидируем мы и в обслуживании коллекторских агентств. Словом, опять же выбираем те ниши, в которых мы понимаем, как работать и какие эксклюзивные решения таким клиентам предложить.

– Какие шаги по воплощению в жизнь новой стратегии сделаны в текущем году?

– Во-первых, мы активно занимаемся выпуском новых продуктов, которые принесут нам успех в ближайшем будущем. Я уже упомянул MVNO, который мы запустили в этом году всего за восемь месяцев, став первым full MVNO федерального масштаба в России. Мы поставили перед собой цель к маю 2015 г. набрать 100 тыс. абонентов, и у нас есть твердая уверенность в том, что мы ее достигнем, а, может, даже превысим намеченные цифры.

Параллельно мы запускаем новый пакет продуктов для корпоративного рынка. В ближайшее время мы представим новые услуги МТТ для бизнеса в новом, еще более удобном для наших клиентов дизайне.

Во-вторых, мы реструктуризируем наши бизнес-процессы: создаем отдельные бизнес-единицы, каждая из которых будет целенаправленно работать на своем рынке. Кроме того, мы сокращаем вертикальные и увеличиваем горизонтальные связи в бизнес-процессах, которые влияют на скорость выпуска продуктов.

– Как налажен контроль за реализацией стратегии? Насколько вы лично погружены в этот процесс?

– Мы определили порядка 40 KPI верхнего уровня, которые являются маркерами успешности наших действий. Этот верхний уровень находится под постоянным моим контролем. Сейчас формируется система отчетности, которая будет с разной периодичностью отражать данные KPI. Плюс к тому у нас есть достаточно формализованные и в то же время эффективные коллегиальные органы – экспертный совет и комитет по клиентскому опыту. При этом необходимо отметить, что совет директоров управляющей компании «МТТ Групп» играет значительную роль в управлении МТТ. Я благодарен всем членам совета директоров за то, что они дают feedback, экспертную оценку, экспертизу, что очень важно для нас. В этом смысле их вклад в компанию неоценим.

– Как будет развиваться международная составляющая бизнеса МТТ?

– Наш выход на международный рынок уже состоялся. Сервисы YouMagic и Beam пользуются успехом далеко за пределами России, например на Ближнем Востоке, и закрепление на нем – одна из основных задач нашей стратегии. Сегодня мы начинаем экспансию своих продуктов на западный рынок. В ближайших планах несколько важных проектов, один из которых связан с адаптацией наших продуктов к предпочтениям западных пользователей, а второй – с повышением маркетинговой активности на западном рынке: созданием sales-офисов, промоушн-поддержкой, участием в международных выставках.

Наш выход будет поэтапным и начнется с рынка телеком-платформ. Свой продукт мы будем предлагать B2B-партнерам, девелоперам, которые на его основе смогут создавать собственные предложения для конечного пользователя, т.е. будем работать по той же модели, что и в России. Она, как показывает наш анализ, на западном рынке востребована. В отличие от других компаний, у которых есть аналогичные продукты, мы готовы работать по модели разделения доходов, не требующей от наших партнеров серьезных инвестиций в работу с нами. Эту задачу мы должны будем решить уже в следующем году.

В сторону массового сегмента мы тоже будем двигаться, но после серьезного маркетингового анализа.

– Какие регионы являются фокусными для международного бизнеса МТТ?

– Первый наш фокусный регион – это страны СНГ. Кроме них, в краткосрочной перспективе к таковым относятся Европа, включая Скандинавию, и Ближний Восток. В среднесрочной перспективе мы говорим о рынках США и стран Юго-Восточной Азии.

– Какой вы видите компанию МТТ после того, как стратегия будет реализована, в конце 2017 г.?

– Прежде всего прозрачной. Причем как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения сотрудников, акционеров и инвесторов. Из этого приоритета вытекает необходимость жесткой структурированности группы компаний. Иными словами, «МТТ Групп» станет холдингом, в котором разные бизнес-единицы будут заметными игроками в своем сегменте рынка, и при этом между ними будет синергия. Основные структурные, системные изменения будут заключаться в этом.

За скобками я оставляю, что вижу «МТТ Групп» как группу успешных компаний, значительно выросшую и окрепшую, большая часть доходов которой поступает с рынков, называемых сейчас новыми. К 2017 г. доли доходов от транзита, корпоративного рынка и новых услуг займут примерно по трети в общих доходах группы, которые будут значительно выше, чем сейчас.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!