Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 11 2014
Анастасия ЛОЖНИКОВА  11 ноября 2014

АХД-проблемы региональной МИС

Информатизация здравоохранения началась с автоматизации процессов, общих для всех отраслей экономики: ведения бухгалтерии, статистики, отчетности. Но и с этим все оказалось непросто.

Анастасия Ложникова, руководитель проекта «Контур-Персонал», «СКБ Контур»

Большинство региональных медицинских информационных систем (РМИС) таковы, что полноценно вести бухгалтерский, кадровый учет, расчет зарплаты в них невозможно. По своей сути они являются «программами-набивалками» для подсчета статистических показателей, сбора и хранения информации, т.е. они не автоматизируют бизнес-процессы организации. К сожалению, в некоторых регионах приходилось сталкиваться с ситуацией, когда местным медицинским учреждениям обещали, что внедряемая РМИС будет автоматизировать все необходимые бизнес-процессы. В результате ЛПУ отказывались от приобретения учетных решений, действительно автоматизирующих их работу, т.к. ждали внедрения МИС с нужными функциями, и после внедрения РМИС ожидания конечных пользователей оказывались обманутыми.

Надо помнить, что РМИС – это, как правило, некастомизируемое решение, его нельзя доработать под каждую организацию с ее нюансами кадрового учета и расчета зарплаты. Организация вправе разрабатывать свои печатные формы приказов, трудовых договоров. Одни ведут расчет дополнительных отпусков в календарных днях, другие – в рабочих; применяются разные схемы расчета неиспользованных дней отпусков при увольнении (и ни одна из них не запрещена законодательством); по-разному разделяется ФОТ на источники финансирования и т.п. Единая региональная МИС не может учесть всех тонкостей учета, поэтому и не может автоматизировать все бизнес-процессы в каждом учреждении региона. Кроме того, далеко не все ЛПУ имеют высокоскоростные каналы связи для комфортного взаимодействия с РМИС, а низкая скорость соединения не позволяет быстро внести всю информацию по сотрудникам: открытие каждого нового окна в системе сопровождается минутным ожиданием, а на создание и заполнение карточки каждого сотрудника, бывает, уходит более получаса. В таком режиме использовать РМИС в качестве системы, автоматизирующей всю хозяйственную деятельность, просто невозможно.

В принципе, решить эту проблему несложно: надо наладить файловый обмен между региональными МИС и локальной системой. Однако при реализации такого проекта приходится сталкиваться с целым рядом проблем.

– От разработчиков РМИС и службы ее технической поддержки очень сложно получить информацию, необходимую для файловой интеграции. Не хватает и технической документации по форматам файлового обмена. Это касается не только РМИС, но и федеральной ЕГИСЗ. Для нас и наших пользователей намного легче было налаживать взаимодействие с Федеральным регистром медицинских работников, поскольку было представлено исчерпывающее описание файловых форматов и справочников.

– Конечные пользователи РМИС не обучены работе с этой системой, что осложняет тестирование выгрузки и выверку загруженных в нее данных. Многим специалистам, работающим на участке «бухгалтерия – зарплата – кадры», тяжело дается освоение РМИС, а в случае возникновения проблем они зачастую не знают, к кому обращаться. В итоге обращаются к нам, а не к разработчикам РМИС.

– Тормозит процесс внедрения ИТ, как ни странно, большое количество ИТ-систем, в которых вынуждены работать специалисты. Например, кадровик медицинского учреждения, помимо РМИС, должен ежемесячно вносить данные еще в четыре-пять отчетных программ. Естественно, внедрение еще одной вызывает только досаду, особенно если открытие каждого нового окна в РМИС сопровождается долгим ожиданием. Проще работать тем, у кого внедрены локальные учетные решения.

Мы думаем, что региональные МИС еще не скоро смогут настолько удовлетворить требованиям пользователей, чтобы те отказались от локальных решений. Но, может быть, этого и не нужно? Может быть, РМИС и ЕГИСЗ не должны автоматизировать хозяйственную деятельность в каждой организации каждого региона нашей необъятной страны? Ведь все регионы и организации разные. На наш взгляд, достаточно тесной и прозрачной интеграции между локальными учетными решениями и РМИС. А что касается автоматизации хозяйственной деятельности, то медицинское учреждение должно само принимать решение, какой программный продукт использовать с учетом своих особенностей бухгалтерии, кадрового учета, расчета зарплаты, регионального законодательства.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!