Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2014
Лилия ПАВЛОВА  08 декабря 2014

Дорогие партнеры

В спутниковой отрасли каждое соглашение «весит» миллионы долларов, а правильно выбранная модель партнерства может стать драйвером бизнеса. Равно как выбранная ошибочно – его тормозом.

Отрасль фиксированной спутниковой связи замедлила свое развитие во всем мире, о чем в этом году сообщили аналитики компании Euroconsult. По данным ее отчета Company Profiles – FSS Operators: The Complete Analysis, в 2013 г. первичные операторы спутниковой связи в совокупности получили $12,2 млрд доходов, что лишь на 2% больше, чем в 2012 г. Большинство игроков рынка признают замедление увеличения доходов в 2013 г. после многих лет уверенного роста. Как переломить ситуацию?

Новые источники доходов, по общему мнению спутниковых операторов (данные Euroconsult), заложены в запуске новых высокоэнергетичных спутников (High Throughput Satellite, HTS), освоении новых развивающихся рынков и установлении стратегических партнерств с целью обеспечения «органического» роста (т.е. предоставления потребителям больших объемов услуг на более мощных спутниках) и минимизации финансовых и рыночных рисков. Природа таких партнерств существенно различается – от совместной эксплуатации спутников и использования орбитальных позиций до совместных закупок космических аппаратов и сдачи их мощностей в аренду. Недавний пример: в 2013 г. Intelsat и Hispasat и объединили свои спутниковые ресурсы в орбитальной позиции 55,5° з.д. для улучшения покрытия сигналом Латинской Америки. Спутник оператора Intelsat Galaxy11 и принадлежащий Hispasat КА Amazonas1 на два года передвинуты в эту позицию; компании Hispasat и Intelsat могут совместно использовать орбитальный ресурс для расширения услуг, предоставляемых массмедиа и прочим клиентам в регионе. По условиям соглашения, Hispasat пользовалась новой орбитальной позицией спутника для предоставления части услуг по передаче аудио- и видеоданных в рамках освещения чемпионата мира по футболу в Бразилии, а потом в течение двух лет Amazonas1 будет удовлетворять растущие потребности обоих операторов в емкости для оказания услуг клиентам из стран Латинской Америки.

В российской спутниковой связи различные модели партнерства применяются давно и успешно. Сегодня установкой на развитие мировой отрасли Euroconsult называет слияние всех трех направлений (новые спутники, новые рынки, партнерства) – и неплохо бы вспомнить, как пару лет назад после полного выхода из строя спутника «Бонум-1» в позиции 56° в.д. Intelsat подстраховал российского оператора и перевел в эту точку аппарат DirecTV 1R (ведь до запуска в нее КА «Экспресс-АТ1» нужно было еще подождать с годик). Или более ранние истории – создания первых космических аппаратов серии «Экспресс» (см. с. 48) или спутника Sesat (см. с. 47). Деньги деньгами, но космическое братство никто не отменял. Умные люди, а в высокотехнологичной сфере таких большинство, умеют договариваться даже с учетом единичных случаев, когда кто-то запускает спутник в нескоординированную позицию на геостационарной орбите, после чего эта проблема обсуждается на всех уровнях МСЭ и все же приводится к консенсусу.

Между тем в отрасли назрел ряд вопросов партнерства, решение которых также неизбежно повлияет на бизнес компаний спутниковой связи.

Каждому оператору – по модели

Во всем мире насчитывается около 1,6 млн абонентов спутникового ШПД Ка-диапазона (из них более 1 млн – в США). В нашей стране пять с небольшим тысяч подключений к услуге за два года впечатляют скорее как потенциал, чем как свершившийся выход на массовый рынок. Напомним, в сентябре 2012 г. через покрывающие три российских региона лучи спутника Ka-Sat (принадлежащего Eutelsat) партнеры ФГУП «Космическая связь» (ГПКС), которое, в свою очередь, выступает партнером Eutelsat, начали предоставлять частным пользователям коммерческие услуги. За четыре месяца операторы AltegroSky, HeliosNet, «Радуга Интернет», «ВизКом» и StarBlazer набрали около 1 тыс. подписчиков, а к октябрю более 3 тыс. абонентов в России стали получать СШПД Ка-диапазона. Наверное, 5 тыс. абонентов за два года – это совсем немного.

По мнению Грегори Литинского  (Gilat Satellite Networks Ltd.), феномен «несбывшихся надежд» объясняется в первую очередь попыткой прямого копирования в России бизнес-моделей развития этого направления в США. Другой эксперт, Сергей Пехтерев  (AltegroSky), уверен, что вопрос упирается в цену продукта – как сервиса, так и оборудования, которое операторы вынуждены приобретать по общемировым ценам и при этом нести расходы на логистику, таможенное оформление, сертификацию и преодоление прочих административных барьеров.

Однако, как замечает Евгений Буйдинов  (ГПКС), российский проект на Ka-Sat не имел целью заработать денег, его главной установкой была безрисковость и отработка моделей взаимодействия с партнерами – VSAT-операторами. Дистрибьюторская модель показала свою жизнеспособность и теперь будет внедряться на спутниках с транспондерами Ka-диапазона «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6» и в дальнейшем на «Экспресс-АМУ1».

К слову, в прошлом году это партнерство дополнилось еще одним членом – «оператором для операторов», компанией «Ка-Интернет». «Как ФГУПу, нашему предприятию сложно гибко реагировать на все запросы рынка, – признает Е. Буйдинов. – Поэтому для нас оптимальна форма работы через партнеров, когда ГПКС создает «тяжелую» и емкую по деньгам инфраструктуру, емкости которой оптом покупает и раздает партнер, способный маневренно и оперативно решать все вопросы операторов, которые оказывают услуги конечному пользователю». Таким посредником стала созданная в 2013 г. компания «Ка-Интернет». По словам ее гендиректора Виталия Вашкевича , в проекте Ka-Sat операторам, предоставляющим услуги конечным пользователям, требовалось дорабатывать свои биллинговые и процессинговые системы для работы с Ка-диапазоном, – и компания разработала комплексное решение для операторов, начинающих свой бизнес в сегменте В2С. Это решение охватывает комплекс задач от сбора платежей до оптимизации пропускной способности, которую оператор приобретает через «Ка-Интернет» на оборудовании ГПКС, и будет внедряться на новых его спутниках.

А сейчас ГПКС анонсировало запуск собственной платформы на базе технологии Hughes Jupiter с использованием транспондеров Ка-диапазона спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Компания предлагает сотрудничество по модели VNO (Virtual Network Operator), когда спутниковый оператор получает не емкость на КА, а ресурс уже готовой спутниковой инфраструктуры. Для начала работы новому виртуальному оператору достаточно организовать наземное сопряжение с узлом связи ГПКС и установить оконечное пользовательское оборудование. По мнению Александра Новикова («РТКомм»), такая модель удобна для операторов, планирующих начать предоставлять услугу ШДП, поскольку избавляет от крупных первоначальных инвестиций и не требует большого времени на развертывание собственной инфраструктуры.

СНТВ и СШПД – конкуренты или партнеры?

Между тем эксперты прогнозируют интересные перемены как для операторов услуг СШПД Ka-диапазона, так и для операторов СНТВ. По мнению Рамеша Рамасвами  (Hughes Network System), уже сейчас СНТВ и СШПД начинают сливаться в единое бизнес-направление и через пару лет объединят для пользователя Ku- и Ka-диапазоны в едином блоке. Эту тенденцию Р. Рамасвами наблюдает на операторском рынке США. Кроме того, в настоящее время большинство вновь запускаемых спутников спроектированы с прицелом на совместное предоставление услуг СНТВ и СШПД. Константин Ланин  (Hughes в России), тем не менее уверен, что такое объединение дальше антенны не пойдет, поскольку интегрировать в одном корпусе ТВ-приставку и спутниковый модем нецелесообразно хотя бы потому, что автономные устройства надежнее.

Как бы то ни было, но Россия явно не станет первопроходцем на этом пути. По наблюдению Марка Холмса  (Via Satellite), российские операторы СНТВ далеко не уверены в перспективах спутникового ШПД и целесообразности участия в этом рынке. Так, «Триколор ТВ» несколько лет назад уже пытался предоставлять услуги спутникового широкополосного доступа в интернет российским потребителям, однако услуга не получила широкого распространения – и оператор удалил ее из коммерческого пользования. Не заинтригована перспективами такой услуги и компания «НТВ-Плюс», технический директор которой Олег Колесников признает, что услугами спутникового ШПД для индивидуальных пользователей в разное время пытались заниматься разные участники рынка, но перспективность таких услуг постепенно уменьшается, особенно на фоне распространения в России мобильных сетей.

У мобильных в друзьях

Более реальная возможность партнерства – между операторами мобильной и спутниковой связи. На поляне ШПД конкурировать им нет смысла, поскольку территории влияния они вполне мирно поделили: крупные города у мобильного ШПД, коттеджные поселки и пригороды – у спутникового (пока услуги оказывались через российские лучи спутника Ka-Sat, однако с началом работы КА «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» территория спутникового доступа неизбежно прирастет – уже прирастает – удаленными и труднодоступными районами, каких немало в Сибири и на Дальнем Востоке).

С помощью спутниковой связи могут быть подключены базовые станции GSM в удаленных районах с неразвитой наземной телекоммуникационной инфраструктурой. Не во всех регионах мира спутниковый ШПД способен окупить запуск многолучевого спутника на орбиту и затраты на поддержание наземного сегмента – и в таких случаях невостребованная спутниковая емкость может быть эффективно использована мобильным оператором для подключения новых базовых станций, считает Г. Литинский. А благодаря технологии малых базовых станций, подключаемых к опорной сети с помощью недорогих спутниковых каналов, можно обеспечить мобильную связь практически в любом месте даже при отсутствии сети электроснабжения. При этом спутниковый оператор может предложить сотовой компании простое решение под ключ, в которое входит оборудование, канал, электропитание и прочая инфраструктура базовой станции. Дополнительная возможность сбыта незадействованной емкости для спутникового оператора – подключение базовых станций 4G, в случае если прокладка волоконно-оптических линий связи до базовой станции требует больших инвестиций и времени, а радиорелейное оборудование не сможет пропускать большие объемы трафика даже после модернизации.

Поводом к такому партнерству может послужить и желание мобильного оператора предоставлять своим клиентам услугу triple-play. По мнению эксперта, используя спутниковую технологию для приема информации и сотовую сеть для ее отправки, мобильные операторы могут оказывать своим клиентам услуги домашнего интернета на скоростях до 20 Мбит/с по приемлемым ценам. При этом невысокая стоимость абонентских комплектов такого рода делает чрезвычайно привлекательной услугу для населения, а сотовая компания в данном случае выступает в качестве оператора второго уровня по отношению к спутниковому оператору и приобретает у него достаточную для обслуживания абонентов пропускную способность спутниковой сети.

Впрочем, на практике до идиллических взаимоотношений далеко. Сегодня речи о полноценном партнерстве между мобильными и спутниковыми операторами ШПД не идет. По количеству абонентов и доходов эти два «рукава» рынка несоизмеримы – и для того чтобы стать заметным для кого-то из провайдеров мобильного интернета, рынку спутникового ШПД необходимо еще долго развиваться и расти. В то же время, как заметил А. Новиков, не стоит забывать, что технологические особенности построения спутникового ШПД в Ka-диапазоне позволяют организовать высокоскоростные каналы до 10 – 20 Мбит/с по цене, приближающейся к ценам мобильных операторов, – а значит, предпосылки для конкуренции существуют.

Не дожидаясь обострения ситуации, в ноябре этого года МТС в партнерстве с «Системой Масс-медиа» (СММ) запустила спутниковое ТВ, вещание которого осуществляется с ABS-2. Как сообщают компании, в рамках партнерства СММ обеспечивает лицензии на спутниковое вещание и аренду спутниковых каналов, а МТС осуществляет общее руководство проектом, работу с правообладателями, строительство и поддержку наземной технической части, маркетинг, биллинг, продажи и обслуживание. Можем себя поздравить: на российском рынке появился новый оператор СНТВ, сразу предложивший возможность персонализации контента.

Спутники стимулируют

Следует отметить, большинство новых спутников – это спутники класса HTS, пропускная способность которых в разы превышает аналогичный показатель предшественников (60 Гбит/с против 4 Гбит/с). Им присущи такие свойства, как повторное использование частот, множественные узкие лучи, широкая зона обслуживания, новая архитектура сетей, многократное увеличение пропускной способности одной орбитальной точки. Такие аппараты не только меняют ситуацию на орбите и ландшафт наземных сетей, но и подталкивают игроков рынка к выстраиванию новых отношений. По словам Г. Литинского, по мере запуска многолучевых спутников наблюдается все более тесная кооперация производителей оборудования наземного сегмента и операторов космических аппаратов. Объясняется это экономической целесообразностью: таким спутникам необходима централизованная инфраструктура наземного сегмента, создание которого, в свою очередь, требует немалых инвестиций – и владелец аппарата, заинтересованный в реализации 100% его емкости, для снижения рисков вступает в долгосрочные партнерские отношения с производителями оборудования наземного сегмента. Например, производитель VSAT-оборудования Gilat имеет такие соглашения с компаниями SES, Inmarsat и Thaicom.

При этом универсальной модели партнерства для всех операторов и производителей оборудования не существует. Возможны различные варианты. Например, для владельца спутника предпочтительна бизнес-модель, при которой капитальные затраты на инфраструктуру наземного сегмента переводятся в ежемесячные выплаты производителю оборудования, зависящие от доходов от услуги. Она освобождает от значительных инвестиций в оборудование на первоначальном этапе и позволяет привязать платежи к доходам от абонентской базы. Другой вариант – передача первичным оператором управления наземной инфраструктурой на аутсорсинг производителю этого оборудования.

Интересную модель партнерства освоили российские компании «Истар», ЕВРОКОМ, StarBlazer, «Рэйс Коммуникейшн» и «Романтис», создавшие в 2011 г. VSAT-консорциум для продвижения современных услуг спутниковой связи на корпоративном и массовом рынках. Кооперация основана на единой инфраструктуре сети, которая строится на базе отечественной VSAT-платформы «Истар». Проект, известный под брендом StarBlaser, развивается темпами 100 – 150 подключений в месяц. По мнению Александра Клинцова  (StarBlaser), такая форма партнерства доказала свою эффективность: в прямой кооперации производителя VSAT-оборудования и оператора наземной сети спутниковой связи оказалось возможным снижать цены абонентского оборудования, причем не в силу ухудшения его потребительских качеств, а в соответствии со стратегической установкой консорциума на оптимизацию технологии производства и цепочек поставки комплектующих. Именно партнерство взаимодополняющих компаний – производителя оборудования, владельца ресурса и оператора – позволяет предоставить наиболее интересные решения, уверен эксперт. При этом формат VSAT-консорциума дает производителю оборудования возможность получать широкую обратную связь с потребителями, видеть стратегию операторов, работающих в корпоративном и потребительском сегментах, и быстрее реагировать на требования рынка. В результате сотрудничество позволило предоставить конечному пользователю качественную услугу по привлекательной цене, сделало ее доступной максимально широкому кругу потребителей.

Нельзя сказать, что эта модель – открытие российских компаний, она известна в мире как revenue sharing и нацелена на снижение стоимости для абонента «входного билета» в сервис. Признавая ее интересной, С. Пехтерев отметил, что, как правило, вендор имеет достаточно высокую маржу на оборудовании относительно себестоимости «железа» (основные затраты идут на разработку и развитие софта) – и вполне может согласиться на получение своей прибыли от абонента, в течение определенного периода времени оплачивающего услуги партнера-оператора.

За экспортом услуг

Тема экспорта спутниковой емкости российских операторов в последние годы трансформировалась в задачу экспорта услуг. Объединив технологические и интеллектуальные ресурсы владельцев космических аппаратов и операторов наземных сетей, опыт их эксплуатации и знание рынков, российские игроки могут предложить конкурентоспособные спутниковые сервисы на рынках развивающихся стран, выступая, в свою очередь, технологическими партнерами для местных игроков. Такую модель ГПКС уже применяет в Африке (см. с. 46). Но, как замечает С. Пехтерев, для успешной реализации проектов необходимо еще преодолеть языковой и культурный барьер. Кроме того, не так легко найти персонал, который может работать в сфере продаж и обслуживания на международных рынках. Тем не менее поход на экспорт уже начался.

Нельзя сказать, что операторы целиком и полностью эту тенденцию одобряют. Импорт спутниковой емкости в России составляет 25% потребляемого рынком объема (еще 25% емкости поставляет «Газпром космические системы», 50% – ГПКС), острота дефицита отечественной лишь начинает сниматься, но забот и на домашнем рынке хватает. По мнению одних экспертов, лучше бы отечественные операторы концентрировались на стоящих сейчас перед страной сложнейших и масштабнейших задачах в экономике, социальной жизни, информационной деятельности, развитии регионов – для них это огромный фронт работ и потенциал, который еще только предстоит реализовать. Другие, оговариваясь, что спрос со стороны государства на услуги спутниковой связи будет увеличиваться за счет реализации различных ФЦП и строительства сетей связи специального назначения, признают, что нам все же нужно смелее продвигаться на мировом рынке с предложениями по реализации спутниковых услуг – и ресурса на отечественных космических аппаратах, и услуг связи с использованием ресурса как российских, так и зарубежных спутников, и экспорта российских технологий в отрасли спутниковой связи.

Очевидно, что экспансия на региональные рынки укрепит статус отечественных операторов за рубежом, а также новые партнерские отношения, внутренние и внешние. Но партнерство и даже статус – не самоцель, а инструмент развития бизнеса. Который, к слову, вступает в новый политико-экономический период. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!