Rambler's Top100
Статьи
24 декабря 2014

Г.Литинский: Операторы спутников HTS и производители наземного оборудования кооперируются

Игроки рынка спутниковой связи используют различные модели партнерства, способствующие продвижению услуг, снижению эксплуатационных затрат и стоимости абонентского оборудования.

Читайте полную версию «Contra и pro» темы номера «ИКС» №12'2014 «Высокие отношения. Бизнес в космосе». Часть 1.

? «ИКС»: Какие модели партнерства на рынке спутниковой связи и вещания уже, на ваш взгляд, доказали свою эффективность, какие – только формируются? Какие формы партнерства использует ваша компания?

Александр Клинцов

Александр Клинцов, генеральный директор компании StarBlazer: В мае 2011 г. наша компания приняла участие в создании VSAT-консорциума, в который вошли российские операторы спутниковой связи и производители оборудования: ООО «Истар», ООО «ЕВРОКОМ», OOO «СтарБлайзер», ООО «Рэйс-Коммуникейшн» и ООО «Романтис». Цель VSAT-консорциума – создание и продвижение современных услуг спутниковой связи для широкой категории пользователей, существенное снижение эксплуатационных затрат и стоимости абонентского оборудования. Этому способствовало участие в консорциуме российского производителя оборудования спутниковых модемов «Истар». На наш взгляд, примененная модель партнерства отечественных компаний разного профиля – производителя оборудования, владельца ресурса и оператора – показала себя с наилучшей стороны. Сотрудничество позволило предоставить конечному пользователю действительно качественную услугу по более привлекательной цене, впервые сделало ее доступной максимально широкому кругу потребителей. Вообще, я уверен, что именно партнерство взаимодополняющих компаний, лидирующих в своих сегментах рынка, позволяет предоставить наиболее интересные решения для рынка. В частности, формат VSAT-консорциума позволяет производителю оборудования получать широкую обратную связь с потребителями, видеть стратегию операторов, работающих на корпоративном и потребительском рынках, и быстрее реагировать на требования рынка.

Сергей Пехтерев

 

Сергей Пехтерев, руководитель группы компаний AltegroSky: Мы активно работаем с компанией «Ка-Интернет», которая предоставляет нам оптом пропускную способность в Ка-диапазоне, используемые нами как в B2B, так и в B2C сегментах нашего бизнеса. Интересна модель, которую опробовал «Истар» и «Старблейзер», хотя полностью в детали я естественно не посвящен. Но думаю, это одна из форм revenue sharing. Главный посыл тут снизить стоимость входного билета в сервис для абонента. Как правило, у вендоров достаточно высокая маржа на оборудовании относительно себестоимости самого железа, так как основные затраты это разработка и развитие софта. Поэтому вендор может при ряде условий согласиться на получение своей законной маржи от абонента, работающего в сети партнера-оператора в течение некоего периода времени

 

Грегори Литинский

Грегори Литинский, региональный вице-президент Gilat Satellite Networks Ltd.: По мере запуска многолучевых спутников, «Гилат» наблюдает более тесную кооперацию производителей оборудования наземного сегмента и операторов космических аппаратов. С экономической точки зрения многолучевые спутники требуют централизованной инфраструктуры наземного сегмента. Это обусловлено необходимостью значительных инвестиций в наземный сегмент на первоначальном этапе. В большинстве случаев затраты на инфраструктуру ложатся на плечи оператора спутника. Он вынужден идти на такой шаг для реализации всей емкости космического аппарата. Для снижения рисков полагаю целесообразной практику кооперации /партнерства операторов с производителями оборудования наземного сегмента. Компания «Гилат», например, как производитель VSAT-оборудования, имеет партнерские соглашения с такими мировыми спутниковыми операторами как SES, Inmarsat и Thaicom.

По нашим наблюдениям за происходящими процессами, не существует универсальной модели, которая бы подходила всем. Гибкость и новаторство являются неотъемлемыми качествами современных рыночных отношений. В качестве примеров приведу два инновационных подхода. Первый: бизнес-модель, при которой капитальные затраты на инфраструктуру наземного сегмента переводятся в ежемесячные выплаты производителю оборудования, зависящие от доходов от услуги. Такая модель является предпочтительной для оператора спутника, так как она освобождает от значительных инвестиций в оборудование на первоначальном этапе и позволяет привязать платежи к доходам от абонентской базы. Второй: аутсорсинг управления сетью. Ввиду того, что бизнес спутникового оператора сфокусирован на спутниковом сегменте, все чаще операторы прибегают к услуге субподряда производителя наземного сегмента на управление этой инфраструктурой.

 

Павел Баканов

Павел Баканов, заместитель генерального директора «Истар»: Если говорить об общемировой тенденции, то сотрудничество производителей спутникового оборудования с оператором, оказывающим услуги, а в ряде случаев и оператором спутника, доказали свою жизнеспособность и эффективность. ООО «Истар», участвуя в такой кооперации, использует уже опробованный в мире опыт. Еще в 2011 г. мы в партнерстве с ООО «ЕВРОКОМ», OOO «СтарБлайзер», ООО «Рэйс-Коммуникейшн» и ООО «Романтис» образовали консорциум с целью создания и продвижения современных услуг спутниковой связи для широкой категории пользователей. В основе этой кооперации лежит единая инфраструктура сети, которая строится на базе отечественной VSAT-платформы ИСТАР. Проект, известный под брэндом StarBlaser, успешно развивается темпами примерно 100 – 150 подключений в месяц и в настоящий момент уже более 3000 абонентов обеспечены качественными услугами спутникового интернета и другими сервисами.

Елизавета Капралова

 

Елизавета Капралова, руководитель департамента по связям с общественностью «Триколор ТВ»: «Триколор ТВ» давно и успешно сотрудничает с ГПКС и Eutelsat. Благодаря этому сотрудничеству более 40 млн россиян имеют доступ к современному цифровому телевидению «Триколор ТВ». Совместно с Eutelsat и другими партнёрами 27 июня 2013 г. «Триколор ТВ» провёл первую в России трансляцию в формате Ultra HD 4K. В конце октября 2014 г., также в сотрудничестве с Eutelsat, впервые в России состоялся запуск регулярного вещания пилотного телеканала Ultra HD 4K.

 


? «ИКС»: Какова роль кооперации различных игроков рынка в стратегии перехода отечественных операторов к экспорту услуг? Насколько экспорт услуг необходим российским операторам спутниковой связи в условиях снижения спроса со стороны государства, насколько высока их потребность в диверсификации бизнеса?

 

С. Пехтерев: Безусловно, экспорт услуг, если мы говорим об операторах спутниковых провайдеров, интересен, т.к. российские компании обладают высокими технологическими и интеллектуальными ресурсами, пониманием сути спутниковых технологий, очень большим опытом эксплуатации сетей, и их знания позволят им быть весьма конкурентными на рынках Азии, Африки, где они могут выступить технологическим интеллектуальным партнером для местных игроков рынка. Другой вопрос, что для успешной реализации проектов необходимо будет преодолеть языковой и культурный барьер, плюс не так легко найти персонал, который может работать в сфере продаж и обслуживания на международных рынках.

А. Клинцов: Сейчас перед страной стоят сложнейшие и масштабнейшие задачи в экономике, социальной жизни, информационной деятельности, развитии регионов. Все это немыслимо без связи, причем именно у спутниковой технологии здесь есть огромные объективные преимущества. Но это потенциал, который еще надо реализовать. Полагаю, что лучше концентрироваться именно на этом, ведь для операторов и игроков рынка это огромный фронт работ.

П. Баканов: Не думаю, что спрос со стороны государства на услуги спутниковой связи будет снижаться. Скорее всего, он будет увеличиваться за счет реализации различных ФЦП и строительства сетей связи специального назначения. Однако нам, как государству имеющему огромный потенциал в спутниковой отрасли, необходимо смелее продвигаться на мировом рынке с предложениями по реализации спутниковых услуг. Это и ресурс на отечественных космических аппаратах, и услуги связи с использованием ресурса, как российских, так и зарубежных спутников, и экспорт российских технологий в отрасли спутниковой связи.

Е. Капралова: Технический и экономический потенциал России позволяет активно участвовать на внешних рынках, однако экспорт спутниковых услуг связан с рядом ограничений, прежде всего, юридических. Преодолеть эти ограничения можно только заручившись поддержкой стратегических партнёров за рубежом. Если у вас такие партнёры отсутствуют, никакого смысла начинать экспортную игру нет.

 

? «ИКС»: Какие факторы считаете важнейшими при выборе партнеров? Ваши советы владельцам спутников, операторам наземных сетей, производителям оборудования.

 

С. Пехтерев: Проблемой для развития спутникового ШПД является стоимость абонентского терминала, которая если для рынка Северной Америки и Европы является более чем разумной, то для нашего потребителя – весьма высока. Возможно, некое изменение на рынках стран Азии, Африки, Латинской Америки, России произойдет, если производители смогут создать стодолларовый VSAT. Соответственно, выбор операторов должен складываться в сторону производителей, стремящихся минимизировать стоимость оборудования для конечного пользователя.

Г. Литинский: Всем участникам рынка я бы посоветовал выбирать партнёров, которые стремятся к тесной кооперации, не конкурируют или не имеют планов конкурировать друг с другом, и открыты к сотрудничеству в технологических и финансовых плоскостях в целях достижения взаимовыгодных отношений.

Е. Капралова: Главный критерий – востребованность вашей услуги среди абонентов. Если потенциальные партнёры будут содействовать существенному увеличению абонентской базы и повышению качества услуг для конечного потребителя, то сотрудничество с ними выгодно.

 

Подготовила Лилия Павлова

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!