Rambler's Top100
Статьи
18 февраля 2015

О.МЕЛЬНИКОВ: Топ-5 облачных сервисов

Облачных сервисов на рынке уже немало. О некоторых знают все, какие-то занимают довольно узкую нишу, а есть сервисы, которые прошли путь от нишевых до общеизвестных буквально за последние год-два.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №1-2`2014, «Сервис в облаке. Бери и пользуйся!». Часть I.

? «ИКС»: Какие облачные сервисы кроме всем известных IaaS и электронной почты сейчас наиболее популярны?

Сергей ЩЕРБИНА

 

Сергей ЩЕРБИНА, заместитель гендиректора, Esri CIS: Довольно быстро набирают популярность облачные геоинформационные сервисы. Небольшие компании рассматривают их как возможность сэкономить на развертывании собственной ГИС-системы, крупные распределенные организации – как простой способ работы с картами и обеспечения доступа к ним для всех сотрудников, госорганизации – как способ обмена информацией с гражданами и с другими органами власти.

Максим ЗАБЕЛИН

 

Максим ЗАБЕЛИН, генеральный директор, Max Support: Если год назад в сегменте SaaS наибольшей популярностью пользовались офисные пакеты и сервисы обмена/хранения данных, то теперь SMB-заказчики активно спрашивают учетные системы, CRM, телефонию и специфические технологические сервисы (VPN-сети, архивацию и репликацию данных).

Елена ВЕНЦЛАВОВИЧ

 

Елена ВЕНЦЛАВОВИЧ, директор по развитию, «Дом.ru Бизнес» («ЭР-Телеком»): На первом месте по популярности у клиентов «Дом.ru Бизнес» находится облачная АТС – сегодня этой услугой пользуются около 10% абонентов корпоративной телефонии, причем их число за последний год увеличилось на 100%. Основная доля пользователей облачной АТС приходится на сектор SMB. Среди крупных компаний облачную АТС внедряют предприятия, имеющие разветвленную филиальную сеть в регионах. Видеонаблюдение используют примерно 0,5% абонентов B2B, прирост за 2014 г. составил приблизительно 30%.

Эдуард ШИФМАН

 

Эдуард ШИФМАН, руководитель направления ЭДО, СКБ «Контур»: Устойчиво растет как число компаний, вовлеченных в юридически значимый облачный электронный документооборот (ЭДО), так и количество переданных таким способом документов. При этом в ЭДО заметен рост доли документов, которые передаются в установленных ФНС форматах. Важно отметить, что кроме крупных компаний на ЭДО постепенно переходят представители малого и среднего бизнеса. По нашим оценкам, порядка 20 – 30 тыс. компаний сейчас имеют реальный опыт отправки электронных документов и порядка 200 –-300 тыс. – опыт их получения.

Николай ИЛЬИН

 

Николай ИЛЬИН, директор по развитию бизнеса, НП «ЦПИКС»: Среди инфраструктурных сервисов наибольшей популярностью пользуются аренда взаимосвязанных виртуальных сетей (а не отдельных серверов) с поддержкой виртуальных сетевых функций (VNF), аренда контейнеров, файловых хранилищ, включая резервное копирование данных. В части SaaS самые популярные сервисы – совместная работа, офисные приложения, CRM, сервисы на базе позиционирования.

Алексей БЕССАРАБСКИЙ

 

 

Алексей БЕССАРАБСКИЙ, руководитель отдела брендинга и PR, «Манго Телеком»: Увеличился спрос на дополнительные функции АТС, положительно влияющие на эффективность взаимодействия компаний с их клиентами, – на услуги центра обработки вызовов и интегрированную CRM-систему. Также возросло количество заказчиков, использующих несколько наших облачных продуктов одновременно.

 

Александр САМУХОВ

Александр САМУХОВ, генеральный директор BDC: Из наиболее популярных облачных сервисов следовало бы отметить ИТ-инфраструктуру как услугу (IaaS). Например, для компаний зачастую слишком дорого у себя внутри оборудовать серверную комнату, в которой будут действовать внутренние информационные системы, заниматься их обслуживанием и запасными копиями данных. Как раз в таком случае надежным выбором является внешний поставщик ИТ-услуг, непрерывно инвестирующий в технологии и компетенцию специалистов. Кроме того, клиенты активно пользуются программным обеспечением как услугой (SaaS) – эл. почтой, решениями интегрированной коммуникации. Толчок популярности данному сегменту дал как «Office 365», так и предложение приобретать специализированные программы в виде услуги. В качестве одной из самых перспективных облачных услуг надо назвать восстановление ИТ-систем и услуг в случае аварии (disaster recovery, DRaaS). Если еще несколько лет назад было вполне привычным выбирать частные решения облачных сервисов, то сегодня мы замечаем, что выбор чаще делается в пользу публичных облачных услуг, предоставляемых аутсорсинговыми ИТ-компаниями. Правда, крупные компании склонны выбирать гибридную модель облачных сервисов, когда часть ИТ-инфраструктуры остается внутри компании, а другая часть переносится в дата-центр внешнего поставщика услуг.

 

Сергей ТАРАН

Сергей ТАРАН, генеральный директор, «Онланта»: Структура спроса на разные типы облачных сервисов за последние годы принципиально не изменилась. Наибольшим спросом пользуются инфраструктурные сервисы IaaS, PaaS, в существенно меньшей степени – SaaS. Поскольку квалификация покупателей растет, а решения все большего числа задач переходят в облака, расширяется и перечень требований к предоставляемым услугам. Мы постоянно дополняем спектр облачных услуг IaaS, PaaS и SaaS. Но наиболее часто дополняемые услуги – IaaS. На арендуемых в облаке вычислительных мощностях заказчики обычно размещают приложения класса ERP, в частности SAP. Среди приложений, которые мы предоставляем по модели SaaS, у корпоративных заказчиков сейчас наиболее популярна видеоконференцсвязь. Наибольшая часть ресурсов для СМБ в нашем облаке приходится на сервис ЛАЙВ!: 1С, который предоставляет своим заказчикам наш партнер – компания «Первый БИТ». Кроме того, корпоративным заказчикам часто бывает необходимо интегрировать размещенные у нас в облаке сервисы с собственными информационными системами и ресурсами, и нам приходится решать для них и интеграционные задачи.

Никита МЕРКУДАНОВ

 

Никита МЕРКУДАНОВ, руководитель подразделения «ЛАЙВ!», «Первый БИТ»: Мы предоставляем услуги доступа к программам 1С через интернет и этот сервис достаточно востребованный, так как клиент может получить доступ моментально, при этом иметь лицензию в собственности или взять ее у нас в аренду. Сервис востребован среди стартап-компаний, территориально распределенных компаний с большим количеством филиалов, торговых точек, аудиторских, консалтинговых компаний. Крупные компании, как правило, заказывают инфраструктуру как сервис – сервера, виртуальные мощности и запускают на них приложения. Компании малого бизнеса - берут «под ключ», например, 1С через интернет. Госзаказчики работают напрямую с дата-центрами и берут у них мощности, как правило, для размещения порталов, в том числе предоставления госуслуг. Спрос на облачные сервисы постоянно растет, захватывая все новые сегменты рынка.

Николай ДАНИЛКИН

 

Николай ДАНИЛКИН, начальник отдела инфраструктурной поддержки проектов, «Ростелеком»: Облачные сервисы «Ростелекома» условно можно разделить на три направления: сервисы для государственных нужд (B2G),  бизнес-сервисы (B2B), сервисы для частных потребителей (B2C). В государственном секторе «Ростелеком» реализует проекты в области автоматизации предоставления государственных услуг и межведомственного электронного взаимодействия. Есть также целый ряд сервисов по информатизации социально значимых отраслей: здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, безопасности, которые успешно работают в регионах России. Все эти решения функционируют на базе Национальной облачной платформы О7. Кроме того, на Национальной облачной платформе О7 уже представлен ряд решений для бизнеса различных уровней, а в ближайшее время планируется формирование углубленных пакетов сервисов и услуг для решения конкретных бизнес-задач пользователей. В части B2C сервисов идет разработка и продвижение коммуникационных, социальных, медийных облачных решений, а также решений для «умного дома».

Олег МЕЛЬНИКОВ

 

Олег МЕЛЬНИКОВ, старший вице-президент по продуктам автоматизации, Parallels: По данным нашего исследования Parallels SMB Cloud Insight, в России в 2013 году лидировали сервисы IaaS и ненамного отставали от них SaaS-сервисы (бизнес-приложения в облаке). У первого направления объем рынка в денежном эквиваленте составлял 7,8 млрд. руб., у второго - 7,4 млрд руб. На третьем и четвертом местах -  решения для веб-присутствия и веб-приложений и облачные решения по организации совместной работы и коммуникациям (4,2 млрд руб. и 1,1 млрд руб. соответственно). Но по итогам 2014 года лидер, скорее всего, сменится на SaaS-сервисы (что, кстати, соответствует и общемировым тенденциям). Просто за счет того, что у бизнес-приложений гораздо более высокие ежегодные темпы роста (если у IaaS-приложений они составляют 30%, то у SaaS – уже 57%). Еще более впечатляющие темпы роста мы прогнозируем для коммуникационных облачных приложений – 63% (это, кстати, самый большой потенциал роста среди всех облачных сервисов). Топ-5 облачных сервисов: «хостинговые» вещи (вебсайты, домены), почта бизнес-класса, облачная телефония, backup-сервисы, приложения для обмена файлами, такие, как Dropbox, One Drive от Microsoft, Box.com.

Леонид АНИКИН

 

Леонид АНИКИН, руководитель направления облачной инфраструктуры, Softline: Сейчас на российском рынке пользуются спросом, прежде всего, виртуальные вычислительные мощности (это когда вместо покупки «физического» сервера организация берёт в «облаке» аналогичную виртуальную машину), а также SaaS: прежде всего, корпоративная почта и IP-телефония. На среднем и крупном корпоративном рынке востребованы сценарии резервного ЦОДа в облаке.

Максим БЕРЕЗИН

 

Максим БЕРЕЗИН, руководитель виртуального дата-центра, КРОК: В России в настоящий момент наиболее популярной облачной услугой является аренда инфраструктуры — IaaS. Собственно, с нее начиналось развитие данного рынка. В рамках IaaS мы, в частности, предлагаем аренду виртуальных серверов, дисковых ресурсов, сетей и т.д. Между тем, стоит отметить увеличение количества проектов по созданию гибридных «облаков». Это связано с потребностью заказчиков тестировать новый функционал своих систем, запускать сезонные услуги, обучать персонал — и все без крупных единоразовых инвестиций в инфраструктуру. Гибридные «облака» также растут на волне спроса по резервированию данных. Причем это характерно даже для таких консервативных отраслей, как банки. SaaS пока менее популярен, чем другие облачные услуги. В этом наше отличие от Запада. Но санкции и дорожающие лицензии, возможно, станут драйвером роста, так как некоторые компании уже сейчас ограничены в доступе к технологиям, а у других возникает потребность в оптимизации затрат на ПО из-за скачков курса валют. 

Ярослав ФАРОБИН

 

Ярослав ФАРОБИН, руководитель направления «Облачные сервисы и инфраструктурные решения», «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»): Развитие рынка началось с решений класса «Инфраструктура как сервис» - IaaS, сейчас популярность набирают собственно сервисы – SaaS-услуги (бухгалтерский учет, управление складами, электронная почта). В России можно отметить решения 1С - компания целенаправленно развивает свои продукты и в "облачных" версиях, благодаря чему они доступны и предприятям сегмента СМБ, и крупному бизнесу. Особенность российского рынка - в том, что драйверами, особенно на первом этапе, стали крупные компании, а затем их наработки адаптируются для СМБ.

Сергей ЕРИН

 

Сергей ЕРИН, директор департамента информационных технологий, ЛанКей: Если говорить про российский рынок в целом, то наиболее популярными корпоративными облачными сервисами являются аренда виртуальных серверов и электронная почта. Если говорить про нашу компанию, то наиболее популярными сервисами являются средства объединённых коммуникаций, электронной почты и IP-телефонии. Спрос со временем конечно же меняется. Два года назад, заказчики в основном пробовали какие-то отдельные сервисы, такие, как почта или телефония. Сейчас же они зачастую хотят получить пакет услуг из одних рук, чтобы иметь полный набор необходимых для бизнеса сервисов. Наиболее активно конечно же спрос на SaaS сейчас развивается в сегменте SMB. Крупные заказчики более консервативны в данном плане и ориентируются в основном на развитие частных облаков.

Заур АБУТАЛИМОВ

 

Заур АБУТАЛИМОВ, руководитель направления Cloud Solution, Treolan: У государственных организаций спросом пользуются облачные СЭД, облачные сервисы в сфере медицины (электронные медицинские карты), образования (электронные дневники и журналы), ЖКХ (облачные онлайн-сервисы для расчета квартплаты и бухгалтерского учета). А у бизнес-пользователей популярны средства связи и коммуникаций (облачная АТС, корпоративная почта), облачное видеонаблюдение, различные учетные функции (облачная бухгалтерия, 1С в облаке), резервное копирование (облачный Backup), документооборот, удаленная работа (виртуальный рабочий стол), вычислительные мощности (облачный хостинг) и т.п.

 

Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!