Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2015
Эдуард ГАПАРОВ  02 марта 2015

Столица в ERP-облаке

Во многих компаниях количество используемых облачных сервисов наращивают постепенно. В ДИТ Москвы, как рассказал руководитель проекта Эдуард ГАПАРОВ, облачная бухгалтерия уже на этапе разработки решения была больше чем просто бухгалтерской системой.

Эдуард ГАПАРОВ, руководитель проекта, ДИТ Москвы

– С автоматизации каких функций было решено начать столь амбициозный проект?

– Одной из целей создания системы было обеспечение единства учета для упрощения сбора и повышения качества консолидируемой отчетности как по Москве в целом, так и в разрезе органов исполнительной власти. Кроме того, предполагалось ликвидировать дублирование ввода в разные информационные системы Правительства Москвы данных, которые в бухгалтерии уже есть. Начать переход в облако планировалось путем централизации функций, тесно связанных с бухгалтерией, – бухучета, расчета заработной платы, кадрового учета.

– Однако бухгалтерией дело не ограничилось?

– Наш проект по построению облачного сервиса стартовал в 2012 г. Тогда было проведено исследование финансово-хозяйственной деятельности в различных учреждениях и органах исполнительной власти Москвы безотносительно сферы их деятельности и потребностей в автоматизации. В ходе этого исследования выяснилось, что организациям нужно автоматизировать не только сам бухучет, но и чисто отраслевые функции, данные о результатах исполнения которых отражаются в учете. Например, Департаменту образования нужна система учета платежей родителей за детские сады, кружки, спортивные секции и т.п., для Департамента ЖКХ и благоустройства актуальны системы оформления нарядов на работы, учета использования спецтехники, расхода строительных материалов, ГСМ и т.д., в музеях необходимо обеспечивать работу системы продажи билетов и сувениров, в зоопарке добавляются склад и кухня и т.д. В результате учета всей этой отраслевой специфики проект облачной бухгалтерии перерос в проект создания полноценной ERP-системы, которая автоматизирует все процессы учреждения, а также интегрирована со всеми общегородскими системами.

– Что реально дало внедрение облачной ERP-системы?

– Прежде всего – экономию бюджетных средств: сопровождение единой общегородской системы, к которой подключено некоторое количество городских учреждений, обходится в среднем на 79% дешевле, чем содержание локальных программ того же количества городских учреждений до подключения. Кроме того, использование облачной бухгалтерии экономит время рядовых бухгалтеров. Теперь они не ездят с платежными документами в финансовый департамент, а отправляют их через интернет за пару минут. Облачная ERP-система позволила поднять качество ведения учета любых ресурсов на совершенно новый уровень. Уже невозможно задним числом изменить документы в базе данных и «улучшить» отчетность. Фактически решена проблема контроля деятельности бюджетных учреждений. Например, теперь Департамент образования, в ведении которого находятся более тысячи учреждений, может не запрашивать отчетность у школ и детских садов, а формировать ее на основе тех данных, которые они подают в налоговую службу, пенсионный фонд и т.д.

– С какими проблемами пришлось столкнуться при реализации проекта и какие ошибки понадобилось исправлять?

– Проблемы были и технические, и организационные, и психологические. Самой крупной технической проблемой было падение производительности при масштабировании системы, когда количество ее пользователей достигло нескольких тысяч. Банальное наращивание «железа» не помогало, пришлось заниматься устранением логических блокировок в системе. В итоге буквально с нуля была создана платформа, способная работать в высоконагруженной среде с десятками тысяч пользователей. Кроме того, пришлось в рамках имеющихся у учреждений каналов интернет-доступа выделять специальную полосу только для трафика данных этой системы, чтобы гарантировать ее работоспособность с заявленной производительностью. Основным требованием к системе при ее проектировании было отсутствие необходимости ее обслуживания на рабочих местах, т.е. напрашивалось решение с веб-интерфейсом. Однако в процессе внедрения оказалось, что работать в ERP-системе, где приходится открывать одновременно несколько окон, при помощи браузера просто неудобно, поэтому было решено разработать тонкий клиент, пользовательский интерфейс которого ничем не отличается от интерфейса локального приложения, установленного на ПК. Но система доступна и через веб-интерфейс, чтобы любой бухгалтер мог подключиться к ней не только с компьютера на своем рабочем месте.

Этот проект также показал, что внедрение облачных сервисов требует большого объема организационных работ. При внедрении в каждом департаменте были созданы рабочие группы, выделены ответственные в округах и в каждом учреждении. В каждом учреждении нужно было обеспечить выполнение всех технических условий для оборудования и каналов связи и перенести данные в новую систему. Абсолютно все пользователи перед началом работы в системе прошли базовый курс обучения, причем не только функциональным возможностям системы, но и единой методологии ведения учета (последнее, кстати, оказалось очень нелишним).

– На какой инфраструктуре базируется ваша городская ERP-система?

– Мы по сути сами для себя являемся облачным провайдером. Система установлена в дата-центре Правительства Москвы, на основной и резервной площадках, там же хранятся все данные (с соблюдением требований закона «О персональных данных»). Услуги связи между ЦОДом и конечными пользователями-учреждениями предоставляются несколькими операторами. Архитектура системы построена так, что все серверы приложений и баз данных зеркалируются и при сбоях и авариях нагрузка автоматически перенаправляется на зеркало. Для пользователя перерыв в работе сервиса составит при этом максимум 2 мин. Согласно требованиям к сопровождению системы, максимальное время ее недоступности при аварии любой тяжести не превышает 2 ч. Кстати, сейчас уровень доступности системы составляет 99,75%.

– Как планируете развивать свои облачные сервисы?

– Согласно постановлению Правительства Москвы, все столичные учреждения и органы исполнительной власти должны начать вести учет в этом облаке к маю 2016 г. В данный момент мы ведем работу по тиражированию решения в учреждениях Департамента образования и планируем завершить ее к концу 2015 г. Сегодня к облачной ERP-системе подключено более 1 тыс. учреждений Департамента образования и более 100 учреждений Департамента культуры. В каждом из них с системой работают в среднем 5 человек, т.е. общее число пользователей приближается к 6 тыс. Непрерывно расширяется функционал системы, потому что мы должны предоставлять городским учреждениям не менее широкие функциональные возможности, чем в локальных решениях, представленных на рынке. Кроме того, идет постоянная доработка системы для того, чтобы она соответствовала нашему часто меняющемуся законодательству.

– Какой облачный сервис, не представленный сейчас на рынке, мог бы вас заинтересовать?

– На рынке облачных сервисов нет как раз того блока приложений для управленческого учета, который мы создали в ходе этого проекта. Подобные системы пока существуют только в локальном виде и устанавливаются только в корпоративных ИТ-средах. В этом отношении мы оказались первопроходцами.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!