Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 01-02 2015
Дмитрий ХОРОШИХ  02 марта 2015

Ограничений для переноса в облако нет

Современные технологии позволяют перенести в облако любое приложение, если это экономически оправдано.

Дмитрий ХОРОШИХ, менеджер по развитию бизнеса в области решений для ЦОД, Cisco

Интерес к потреблению облачных сервисов первыми, как правило, проявляют банки, ритейлеры и некоторые компании госсектора, те, для кого ИТ – один из основных инструментов оказания услуг. До появления облачных сервисов такие компании вынуждены были держать большой ИТ-отдел с высокопрофессиональными сотрудниками. Однако с возникновением облаков у них появилась возможность избавиться от непрофильного подразделения и сосредоточиться на основных бизнес-процессах. Это самая важная деталь для понимания ценности облачной модели – клиент всегда приобретает не продукт, а решение своих задач. Среди компаний, которые не спешат переводить свои системы в облака, – операторы связи и предприятия промышленного сектора. Для первых ИТ – это профильное направление бизнеса, и они предпочитают строить частные облака и развивать свою экспертизу. Промышленные же компании в нашей стране не настолько сильно зависят от ИТ, чтобы быстро ощутить эффект от перехода в облако. Хотя и здесь наметился позитивный сдвиг – в последние год-два растет интерес к облачным решениям, в первую очередь в области логистики и управления цепочками поставок.

Тернистый путь в облака

Согласно отчету «Внедрение облачных технологий в коммерческих организациях», составленному консалтинговым подразделением Cisco, наиболее активно в облачную инфраструктуру переводят четыре типа приложений.

Разработка и тестирование. Это традиционно первые кандидаты на вынос в облако, на их базе отлаживают все бизнес-процессы, согласовывают условия SLA и т.д.

Так называемые простые бизнес-процессы, т.е. части инфраструктуры, слабо интегрированные между собой, например электронная почта, файловое хранилище, CRM- или ERP-системы в случае их начального внедрения.

Приложения, связанные с организацией рабочего места и процесса взаимодействия сотрудников. Это различные варианты удаленных рабочих мест, приложения для совместной работы, разного рода корпоративные порталы и т.п.

Бизнес-процессы, работающие на устаревающем оборудовании. Зачастую их миграция в облако сопровождается переводом приложения на ставшую стандартом де-факто платформу x86.

Во всех описанных случаях заказчики могут почувствовать основные преимущества облачных технологий: гибкость, возможность автоматизированного получения услуг и изменения их характеристик «на ходу» с оплатой по факту использования.

Можно пытаться найти какую-то особенную «российскую специ­фику» во внедряемых облачных решениях, но, как правило, большинство проблем, которые мы считаем чисто российскими, существуют везде и связаны с особенностями местного законодательства или практикой ведения бизнеса. В первую очередь это касается различных сервисов «привязки к местности», скажем, предоставляющих возможность подать налоговые документы в электронном виде или проложить маршрут по городу с учетом пробок. Сюда же можно отнести сервисы, частью которых является «приземление» голосового трафика, так как эта процедура во многих странах законодательно регулируется. Еще один вид сервисов, реализация которых зависит от местной специфики, – хранение данных в соответствии с локальными правилами и нормами. Например, мало кто знает, что у популярного сервиса Dropbox существуют аналоги, ориентированные на крупные корпорации и готовые предоставлять услуги, которые соответствуют различным внутренним политикам по защите коммерческой тайны и т.д. Принятый недавно закон о хранении и обработке персональных данных россиян по идее должен привести к росту популярности подобных сервисов у нас.

Риски миграции

Причины выбора того или иного приложения для разворачивания в облаке, как правило, индивидуальны. Одним из наиболее важных факторов, обычно вторым после стоимости, является риск потери работоспособности приложения и его влияние на бизнес организации. Многие заказчики опасаются, что процесс миграции приложения в облако будет сложным, длительным, приведет к снижению качества оказываемых клиентам услуг и в итоге отрицательно отразится на бизнесе компании. Именно поэтому чаще всего в облаках первыми разворачивают вновь создаваемые сервисы, ведь если сервиса еще нет – значит, нет и ожиданий потенциальных пользователей относительно уровня качества. Поэтому можно отрабатывать процессы поддержки одновременно с развитием основной функциональности.

Конечно, миграция любого сервиса в облако несет в себе определенные риски, и эти риски тем выше, чем выше степень интеграции приложения с другими системами. В общем случае перенести почтовый сервер в разы проще, чем ERP-систему, интегрированную с другими приложениями. Важно своевременно выявить эти риски, и тогда при грамотном управлении ими процесс миграции пройдет безболезненно для пользователей.

Решения против опасений

Также по возможности следует пользоваться системами автоматизации. Если рассматривать пример сервиса IaaS, то системы автоматического управления ИТ-инфраструктурой сильно упрощают жизнь. Ведь приложение – это не только набор виртуальных машин, между ними есть сетевые сервисы и правила передачи трафика. У поставщиков решений для облачных сред уже есть продукты, позволяющие перенести приложение в облако и обратно в пол­ностью автоматическом режиме с переносом всех его сетевых настроек и сохранением связи с локальной сетью. Виртуальные машины могут просто «не заметить», когда одна или несколько из них «уезжают» в облако. Основная задача подобных инструментов – максимально упростить процесс миграции и дать возможность администраторам сосредоточиться на поддержке основного бизнес-процесса.

Одно из наиболее частых возражений против облачной модели, возникающих у компаний, связано с нежеланием «покупать билет в один конец». Компании опасаются, что после перевода систем в облако они не только потеряют контроль над инфраструктурой, но и лишатся возможности вернуть свои ресурсы обратно. Эти опасения часто являются ключевыми в принятии решения: строить или арендовать? Наиболее успешные провайдеры облачных сервисов помогают клиентам развеять такие опасения, прописывая в договорах процедуру окончания контракта и включая в нее процесс возврата клиенту его данных из облака. Клиенту, может быть, никогда и не придется воспользоваться этим процессом, но само наличие такой опции значительно поднимает доверие к облачному провайдеру. Этому же способствует наличие у провайдера уже упомянутых автоматизированных решений, упрощающих перенос приложений между облаком и локальной ИТ-инфраструктурой компании. Более того, за счет автоматизации процесса заказчик может построить полноценное гибридное облако с привлечением нескольких облачных операторов. Один из ярких примеров – обработка персональных данных. Ведь правила, аналогичные российским, существуют в разных странах. Используя такое «интер­облако», международная компания может держать локально в каждой стране кусочек приложения, хранящий персональные данные граждан этой страны. И в то же время не терять связность между этими кусочками, эксплуатируя единое приложение.

Много копий сломано в спорах о том, какая платформа виртуализации лучше для тех или иных задач. На практике же заказчики используют ту платформу виртуализации, с которой удобнее и комфортнее работать техническим специалистам. И при переходе в облако важно, чтобы облачная среда не вносила дополнительных сложностей в процесс эксплуатации. Поэтому ведущие поставщики не только поддерживают в своих решениях все основные коммерческие платформы виртуализации, но и прилагают максимум усилий для того, чтобы сделать как можно более удобным процесс взаимодействия между собой приложений, работающих на разных гипервизорах.

Поскольку приложение в течение своего жизненного цикла практически никогда не переносится с одной платформы на другую, по мере развития почти любой организации (особенно в случае отсутствия внутренних стандартов) в ее ИТ-инфраструктуре накапливается целый «зоопарк» решений. Чаще всего это происходит, когда к уже существующей системе приходится в спешном порядке добавлять новый функционал. Миграция такого приложения в облако может быть весьма нетривиальной задачей. Традиционно считается, что это хороший момент для «наведения порядка», выработки стандартов и систематизации ИТ-инфраструктуры. Однако на практике часто ни на что из этого не хватает времени и само собой принимается решение оставить все как есть. Но и на этот случай уже есть решения, которые позволяют перенести в облако приложение в его текущем состоянии, нормализовать сетевой трафик между разными компонентами приложения, реализованными на разных гипервизорах, и построить единые правила передачи данных и внедрения сетевых сервисов между ними.

Конечно, миграция – это зачастую сложный и трудоемкий процесс, но заказчик от такого перехода, как правило, все равно выигрывает.  

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!