Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 01-02 2015
Владимир ГАЙКОВИЧ  Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ  Евгений КУКУШКИН  Сергей ЧЕРНЫШЕНКО  Роман КЛЕВЦОВ  Павел СЕНИН  02 марта 2015

Советы «потерпевших» из облаков

Пользователей разнообразных облачных сервисов становится все больше, и среди них уже есть те, кто готов делиться опытом.

Опыт этот полезен не только потенциальными последователям, но и провайдерам, которым, конечно же, не помешает обратная связь с рынка.

Проверьте поддержку кириллицы

Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ, CEO, Appercut Security

Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ

Создавая компанию с нуля, мы сознательно решили не вкладываться в инфраструктуру, а строить ее полностью в публичных облаках. На старте компании каждый рубль на счету, поэтому, освободив небольшой бюджет от затрат на инфраструктуру, мы инвестировали его в разработку. Все, что нужно для работы нашей компании – от серверов разработки и тестирования до продаж, бухучета и документооборота, – мы берем из облаков. Быстрый старт – основное преимущество облачных сервисов.

Как разработчики программного обеспечения мы начинали с основного приложения – облачной системы распределенной разработки Assembla.com. Как только появились технические описания, руководства администратора и пользователя, маркетинговые документы, начали работать с ними через Google Docs. Это позволило быстро объединить общей средой распределенную по нескольким странам и часовым поясам команду разработчиков и маркетологов. По мере разработки мы арендовали для тестирования виртуальные сервера на Amazon Web Services; после регистрации компании завели облачный аккаунт для бухгалтерской отчетности, а после начала продаж стали пользоваться облачной CRM.

Однако тем, кто задумывается об облаках, стоит помнить, что использование большинства западных облачных приложений требует предварительной проверки на поддержку кириллицы. Например, одна из популярных CRM-систем, с которой мы начинали работать, купившись на большой бесплатный функционал, некорректно обрабатывала названия наших российских клиентов, поэтому от нее пришлось отказаться, хотя остальные возможности были даже выше наших ожиданий.

Сегодня все наши процессы – разработка, тестирование, групповая работа, продажи, маркетинг, отчетность – реализованы в облачных приложениях. Если по мере развития компании нам понадобятся еще какие-то сервисы или ресурсы, мы будем рассматривать исключительно облачные приложения – нам просто некуда ставить локальное ПО, у нас нет серверов и серверной, только собственные компьютеры сотрудников и доступ в интернет.

 

Облако не будут дорабатывать специально под вас

Роман КЛЕВЦОВ, гендиректор, Element Group

Роман КЛЕВЦОВ

Наша компания специализируется на услугах развития бизнеса в интернете, создания и продвижения сетевых ресурсов. Осваивать облачные сервисы мы начинали несколько лет назад с «Мегаплана», оптимальной на тот момент CRM-системы по соотношению цена/возможности. По мере роста компании появились новые потребности, в частности, в более совершенной системе ведения продаж. Рассмотрев разные варианты, мы выбрали «Битрикс24» как наиболее динамично развивающуюся CRM-систему. Основные проблемы возникли с переносом данных из прежней CRM: ни одно из готовых решений не обеспечило полноценного переноса, поэтому пришлось проделать много ручной работы.

Облачные CRM-сервисы однозначно подойдут небольшим компаниям. Если у вас большая компания со сложным бизнес-процессом, то стоит проверить облачный продукт на гибкость и соответствие вашим потребностям. Кажущиеся мелочами нюансы бывают очень важны во время полноценного использования продукта. Надо учитывать, что облачные версии продуктов не будут серьезно дорабатываться под ваши нужды. Вся настройка под конкретную компанию заложена в имеющихся конструкторах. И если настроек для вас недостаточно, то исправить это уже никак не получится. Мы как довольно крупная компания постоянно сталкиваемся с некоторыми ограничениями в функционале облачной CRM-системы и поэтому сейчас задумываемся о переходе на коробочную версию «Битрикс24», где возможны более гибкие настройки.

 

Не забывайте о резервном копировании

Сергей ЧЕРНЫШЕНКО, директор по инфраструктуре и безопасности, Intetics Co.

Сергей ЧЕРНЫШЕНКО

Наша компания занимается заказной разработкой ПО, и в облаке нам нужны только сервисы IaaS. Все наши ключевые корпоративные системы (тайм-трекинг, управление проектами, проектная документация, внутренний документооборот, CRM-системы, частично почта) размещены на платформе облачного провайдера BDC в Литве. Главные причины выбора этого решения – надежность, «отвязка» от физического «железа», возможность гибкого управления ресурсами и размещение в политически стабильной стране.

Внедрение IaaS-сервисов не вызвало у нас проблем. Мы достигли поставленной цели, так как знали, на что шли. Возможным нашим последователям хотелось бы посоветовать следующее:

 

  • тщательно планируйте необходимые ресурсы и сам перенос систем в облако;
  • не забывайте о тестировании. Некоторые приложения могут ощутимо замедляться уже при 60–80 мс задержки между вами и дата-центром. Это нельзя назвать недостатком самой идеи облаков, это – особенности архитектуры конкретных приложений, тем не менее они могут поставить крест на ваших облачных планах;
  • познакомьтесь с вашим будущим провайдером как можно лучше до того, как доверите ему свою информацию. Идеальный вариант – если вам выделят персонального менеджера, всегда доступного и готового ответить на все ваши вопросы. По тому, как он общается с вами, можно сделать вывод о том, как будут решаться проблемы в критических ситуациях. Красивые сайты с обещаниями лучшего в мире сервиса есть у всех, но на практике однажды вы можете оказаться один на один со своими проблемами;
  • каким бы надежным ни был облачный сервис, не забывайте о резервном копировании, в том числе в физически удаленном месте. Продумайте, что вы будете делать, если ваш провайдер все-таки откажет (вспомните, сколько раз падал Amazon) либо перестанут работать каналы связи. Рассмотрите возможность использования резервного дата-центра в другом регионе с «холодными» копиями ваших данных и сервисов.

 

 

Прежде всего возможности интеграции

Павел СЕНИН, гендиректор, «Облачный помощник»

Павел СЕНИН

Наша компания является облачным интегратором и ИТ-аусорсером, свою ИТ-инфраструктуру мы изначально строили в облачной среде. Технических сложностей перехода в облако нет – эти технологии уже достаточно зрелые. Однако провайдеры должны помнить, что термин «облака» слишком моден, расплывчат и непонятен обычному человеку, поэтому не нужно употреблять его при каждом удобном случае. Лучше на текущих задачах заказчика показывать, почему размещение определенного ИТ-сервиса в готовой отказоустойчивой инфраструктуре более (или менее) выгодно, чем создание собственной инфраструктуры. Самый простой способ снять возражения заказчика на тему безопасности – это смоделировать ряд актуальных угроз и буквально на пальцах объяснить, при каком типе угроз облака безо­паснее, а при каком нет. Там, где облака проигрывают по безопасности, нужно выяснить вероятность и актуальность этой угрозы для предприятия.

Крупная стратегическая ошибка многих провайдеров облачных сервисов (не инфраструктур) состоит в том, что они позиционируют свои сервисы так, как будто те абсолютно не требуют навыков в области ИТ, делая упор на функциональность и красивую упаковку. Если ИТ-сервис прост во внедрении (т.е. для него не нужен ИТ-специалист), зачастую это означает, что он решает только узкоспециализированные задачи, негибок в настройке или вообще не интегрируется в существующую ИТ-инфраструктуру заказчика. И тогда с дальнейшей поддержкой такого сервиса неизбежно возникнут проблемы, в том числе с безопасностью. Поэтому, исследуя новый облачный сервис, мы прежде всего смотрим на его возможности интеграции с существующими системами, цену, а потом на его функциональность.

 

Думать сначала, а не потом

Евгений КУКУШКИН, начальник управления сетевых и серверных технологий, ДИТ ДРЦТ ВГТРК

Евгений КУКУШКИН

Приступая к внедрению облачных сервисов, не стоит обещать бизнесу мгновенного снижения ТСО и расходов на персонал. Лучше десять раз отмерить и разделить на два – реальная картина мира может сильно отличаться от расчетов. Крайне важно учесть все инфраструктурные составляющие облачных технологий, возможность использования уже имеющегося железа или необходимость приобретения нового или дополнительного оборудования. Желательно заранее составить перечень систем – кандидатов на миграцию в облако, обозначив для каждой из них в общих чертах методы миграции и вероятные сложности.

Неверно, когда облачная среда внедряется, а потом все садятся и начинают думать, что с этим «подарком» делать. Другими словами, нужно провести серьезное предпроектное обследование (чтобы понять, как имеющийся ИТ-ландшафт «ляжет» на виртуальную среду) и проектную работу (собственно миграцию ряда систем в облако). Это может потребовать более половины всех трудозатрат в проекте, но успех зависит именно от этих моментов. Также необходимо заранее продумать механизмы контроля производительности перенесенных в облако ИТ-систем, чтобы сопоставить поведение системы ДО миграции и ПОСЛЕ нее.

 

Требуются терпение и вера

Владимир ГАЙКОВИЧ, гендиректор, «Андэк»

Владимир ГАЙКОВИЧ

Несмотря на то что предоставление услуг в облаке обсуждается уже достаточно давно, наши сервис-провайдеры, на мой взгляд, еще не прошли и половины пути к званию надежного поставщика услуг. Поэтому при сотрудничестве с ними клиентам всегда нужно иметь в виду, что, например, регламентные работы могут быть проведены в середине рабочего дня, канал передачи данных может вдруг перестать работать или могут случиться иные мелкие напасти. Все это не позволяет сразу привыкнуть к мысли о том, что можно заняться своим делом, а об остальном кто-то позаботится. Поэтому когда начинаешь работать с подрядчиком, нужно запастись двумя вещами – терпением и верой. Терпением – чтобы преодолеть издержки начала совместной работы. А вера должна быть в то, что подрядчик непременно (хотя бы со временем) справится со своими обязательствами и на деле обеспечит все, что заявлено в контракте.      

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!