Rambler's Top100
Статьи
Александра КРЫЛОВА  03 апреля 2015

О секретной формуле экономии на КАСКО

Несложное ИТ-решение, реализованное страховой компанией в партнерстве с оператором связи, стало стимулом ответственного поведения водителей на дорогах. 

В отличие от банков, располагающих огромными объемами информации о клиентах, их счетах и платежных транзакциях, багаж знаний страховых компаний о клиентах не слишком большой. Недостаток данных о поведении клиентов оборачивается для них трудностями при формировании и продвижении новых продуктов.

Иван Карпов, директор ИТ-департамента компании INTOUCH

Вдохновить людей поделиться личной информацией можно только сделав им предложение, которое сулит им явную выгоду. По этому пути пошла компания INTOUTCH, предложившая водителям с аккуратной манерой вождения вернуть 20% стоимости годового полиса КАСКО. О технологической составляющей этого интересного для многих водителей сервиса рассказал на 14-й конференции «Информационные технологии в страховании» Иван Карпов, руководитель ИТ-департамента компании.

Механика сервиса

Для того, чтобы воспользоваться привлекательным предложением, при покупке полиса КАСКО должен согласиться на установку в сервисный разъем OBD2 своего автомобиля телематического модуля размером со спичечный коробок и в течение месяца использовать его во всех своих поездках. А так как этот модуль состоит из GPS/ГЛОНАСС-приемника и GSM-модема со встроенной sim-картой, он обрабатывает спутниковые сигналы и передает их по GPRS-каналу на сервер компании МТС провайдера телематического (М2М) сервиса, где данные обо всех поездках за контрольный период анализируются и агрегируются.

На основе этих агрегированных данных страховщик получает информацию по каждой поездке такого клиента о пробеге в километрах, о времени в пути, о географическом положении, о скорости движения, общее время движения, а также о средней частоте поездок в сутки, среднем времени движения с повышенной скоростью и о количестве резких торможений/ускорений. По особой формуле, в основе которой лежит сложный алгоритм, составляющий ноу-хау страховой компании INTOUTCH. Каждая поездка оценивается по десятибалльной шкале, в которой 10 баллов – это отличное вождение, а 0 баллов – ужасное вождение.

В конце месячного периода подсчитывается средний балл, на основании которого принимается решение о возвращении клиенту части денег, потраченных на годовой полис КАСКО. В случае, если этот показатель составляет 9-10 баллов, водителю на счет возвращается 20% от суммы затрат, если 7-8 баллов, то 10%. Водителям, у которых средний балл ниже 7%, не возвращается ничего.

Схема взаимодействия партнеров при оказании услуги «Умного страхования», по словам Ивана Карпова, выглядит следующим образом. Страховщик взаимодействует с провайдером услуги – передает ему коммуникационную информацию по каждому новому клиенту – номер полиса, идентификатор телематического устройства и четыре последних цифры контактного телефон. Она позволят клиенту зарегистрироваться в личном кабинете на сайте услуги или скачать мобильное приложение и видеть сумму в баллах, которая ему начисляется после каждой поездки. Аналитики МТС выдают агрегированные данные в веб-сервис, который предоставляется  компании INTOUTCH, откуда каждый день страховщик запрашивает оценки по каждому участвующему в программе водителю. Затем эти оценки обрабатываются в его скорринговом модуле по секретной формуле. И если скорринг показывает, что деньги клиенту нужно вернуть, ему автоматически направляется SMS, а также письмо с формой заявления на адрес электронной почты, которое он должен заполнить и вернуть страховщику. После заведения его отсканированного заявления в систему, в ней автоматически формируется транзакция на возврат 10%-20% от стоимости КАСКО, которая потом перегружается в финансовую систему.

Среди водителей, которым удалось получить среднюю оценку, обеспечивающую максимальный 20%-процентный возврат средств, Дмитрий Горковенко, директор по развитию бизнеса iKS-Consulting: «Первое, что я сделал, установив устройство, проверил защищенность системы от фрода, – рассказывает он, – сначала проехал на высокой скорости, а потом остановился. Оказалось, что избавиться от негативной статистики таким образом не удается. После этого в течение месяца – с 26 февраля по 26 марта – я ездил очень аккуратно, отслеживая оценки в мобильном приложении, и в результате получил средний балл – 9,3». По словам Дмитрия, свою готовность рекомендовать сервис «Умное страхование» своим друзьям, он оценивает на 9 из 10 баллов.

Надежное взаимодействие

Поскольку формула, по которой осуществляется скорринг, является для компании INTOUCH важнейшим конкурентным преимуществом, для усиления ее защиты ИТ-департамент страховщика разработал специализированную библиотеку под API оператора, на вход в которую тот передает данные по каждой поездке клиента, а на выходе получает уже готовую оценку.

В целом же, на стороне INTOUTCH – настройка правил, по которым определяются параметры оценки резкости торможения, ускорения, превышения скорости, а также поддержка библиотеки и модуля оценки. А МТС как провайдер услуг обеспечивает обслуживание телематических модулей, GSM sim-карт, агрегация данных (все они проходят через сервер оператора), поддержка сайта и мобильного приложения, позволяющих водителям следить за своими оценками, а также интеграция с системами страховщика и передача в них оценок.

При этом М2М-оборудование и интерфейс сервиса по оценке качества вождения, разработанные МТС, как отмечают в пресс-службе оператора, учитывают большинство аспектов вождения: как резко автомобиль стартует с места и тормозит, насколько плавно входит в повороты и перестраивается, какое в среднем преодолевает расстояние и с какой скоростью. Установка телематические GPS/ГЛОНАСС-трекеры в автомобиль осуществляется водителем транспортного средства или сотрудником страховой компании без посторонней помощи квалифицированных специалистов.

«Телематика – быстроразвивающийся сегмент телеком-услуг, в котором МТС занимает более 50% этого рынка. В 2014 г. доля М2М- sim-карт, задействованных в транспортной сфере, в общем объеме всех sim-карт в сети МТС выросла на 2 п. п. по сравнению с итогами 2013 г. и составила 43%, – говорится в комментарии пресс-службы компании.

«Телематические сервисы для транспорта имеют самую большую долю в структуре отраслей-пользователей М2М - она составляет примерно 40%. Услуги для мониторинга грузового  и общественного транспорта с помощью GSM-модулей предлагают и другие операторы «большой тройки», – констатирует Максим Савватин, аналитик iKS-Consulting, – однако, сегодня все они признают лидирующие позиции МТС».

По словам Ивана Карпова, услугу «Умное страхование» INTOUCH развивает уже в течение полутора лет. Первые полгода работали с другим провайдером, который из-за проблем с поставкой статистических данных, был к концу этого периода заменен на компанию МТС. «Это очень серьезная организация с колоссальной экспертизой и высокой скоростью реагирования, – охарактеризовал он партнера, добавив, что с этим оператором страховая компания сотрудничает уже год. За этот период страховая компания выдала водителям более 1000 устройств.

Если говорить о результатах, то пользователи услуги «Умного страхования" получают справедливую и прозрачную систему оценки своего вождения и возможность сэкономить 10-20% на стоимости годового полиса КАСКО, а также мотивацию для ответственного вождения. Основной выгодой страховщика является большой объем статистических данных. Как показывает опыт первого года проекта, примерно 95% водителей продолжают использовать телематические устройства и по истечении тестового месячного периода. И это дает возможность компании INTOUTCH продолжать наблюдение за их манерой вождения, строить корреляции между стилем езды и убыточностью клиента, а кроме того, предоставлять адресные скидки на страхование менее рисковым клиентам.

«В будущем, когда мы поймем, что наш страховой продукт успешен и приносит нам прибыль, мы перенесем веб-сервис к себе и тогда сможем получать от МТС «сырые» данные, которые провайдер готов нам предоставлять», – раскрыл планы на будущее Иван Карпов. В настоящее время ИТ-департаментом компании INTOUCH рассматриваются подходы, ИТ-решения, инфраструктура для хранения этих данных обработки и аналитики. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!