Rambler's Top100
 
Статьи
03 апреля 2015

Дата-центр по госзаказу: особенности национального проектирования

Работы по проектированию дата-центров давно принято отдавать на аутсорсинг. Правда, требования клиентов к проектной документации для таких объектов могут сильно различаться.

Ольга Антипова, исполнительный директор ADM Partnership


Об особенностях работы с государственными заказчиками рассказывают технический директор компании ADM Partnership Андрей АБРАМОВ и Ольга Антипова, ее исполнительный директор.

«ИКС»: Изменилась ли за последние годы структура заказчиков в российской индустрии проектирования и строительства дата-центров?

Ольга АНТИПОВА: Если судить по опыту работы нашей компании, то за последние пару лет профиль клиентов изменился. Доля заказов на проектирование от коммерческих компаний сокращается, а доля заказов от государственных компаний, выполняемых на средства федерального бюджета, увеличивается. В текущем году эта тенденция сохраняется. Причем по госзаказу сейчас строятся дата-центры, имеющие самые разные размеры, энергопотребление, особенности размещения, оснащенность ИТ-оборудованием и т.п. Функционирование этих дата-центров, как правило, предполагает тесную интеграцию с технологическими процессами конкретного предприятия, а это зачастую означает высокую надежность и практически 100%-ную доступность сервисов.


«ИКС»:  В чем особенности работы проектировщика при выполнении таких государственных заказов?

Андрей АБРАМОВ, технический директор ADM Partnership

Андрей АБРАМОВ: Главная особенность состоит в том, что проектную документацию приходится готовить не просто в объеме, достаточном для любого коммерческого заказчика, а в строгом соответствии с Градостроительным кодексом РФ и целым рядом Постановлений Правительства РФ  87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», 145 от 05.03.2007 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и № 840 от 23.09.2013 «О некоторых вопросах организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости указанных объектов». Кроме того, в отношении подобных проектов действует огромное количество других нормативных актов и федеральных документов, соблюдение которых строго контролируется, так что в итоге объем документации, касающейся выполнения дополнительных расчетов и обоснований, оказывается намного больше объема самого проекта дата-центра.

Для таких проектов в соответствии с нормативными требованиями также необходимо провести целый ряд обследований на местности для оценки воздействия будущего дата-центра на соседние здания и расчета возможных рисков (например, есть нормативы на расстояние между ЦОДом и окружающей застройкой). В проектную документацию должны быть включены разделы, касающиеся гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций и санитарно-защитных зон,  без них проект не пройдет госэкспертизу. Немало времени и сил также требуют расчеты сметной стоимости строительства дата-центра и обоснование этих расчетов, тогда как при коммерческом проектировании таких работ нет вовсе.

«ИКС»: Получается, что дата-центр коммерческой компании проектировать проще и быстрее?

А.А.: С коммерческими компаниями тоже непросто. На этапе проектирования они предпочитают рассматривать несколько вариантов будущего решения, причем чем больше руководитель такой компании погружен в процесс создания дата-центра, тем больше вариантов нужно представить. Компания долго и тщательно оценивает стоимость каждого варианта и лишь затем делает выбор. При строительстве же ЦОДа, финансируемого с привлечением средств федерального бюджета, к моменту проектирования выбранное решение четко определено и закреплено в приказах на проектирование.

У всех заказчиков своя специфика, нельзя сказать, что с одними проектами проще, чем с другими, – это просто работа, такая, какая есть.

«ИКС»: Насколько удлиняет процесс проектирования выполнение всех нормативных требований, расчетов, обоснований и прочего при работе с государственными заказчиками?

А.А.: Грамотные исполнители (к каковым мы себя причисляем), приступая к выполнению проекта, всегда понимают, какие для него нужно провести расчеты, какие оговорить специальные технические условия, в какой последовательности и в каких инстанциях их согласовывать и сколько времени для этого потребуется. Конечно, если все операции выполнять последовательно да еще в несколько итераций, то проект может растянуться на годы. Нужно учитывать, что срок согласования документов во многих государственных организациях занимает 30 календарных дней, т.е. две-три инстанции – и время, за которое надо выполнить проект, фактически закончится. При правильном планировании многие согласования должны начинаться буквально в первый день проектных работ и вестись параллельно с ними, тогда можно уложиться в три-четыре месяца, которые обычно отводятся на этап разработки проекта.

При этом, конечно же, проектировщик должен обладать достаточно высокой инженерной квалификацией для проведения правильных теплотехнических, прочностных и других расчетов, которые в любом случае нужно будет защищать в контролирующих организациях. Добавлю еще, что при работе с госзаказчиком проектировщику не надо тратить время на поиск максимально дешевого решения, выдавая на-гора чуть ли не десяток версий, которые требуют коммерческие клиенты. Госзаказчик имеет определенный бюджет на проектирование, и наша задача – уложиться в эту сумму, обеспечив заданные характеристики и надежность ЦОДа.

«ИКС»: А бюджет у госзаказчика обычно адекватен сложности проекта?

О.А.: Да, госзаказчики уже давно научились считать и поэтому закладывают в бюджет проекта вполне реальные деньги. В этом вопросе они даже намного превосходят коммерческих. Последние в стремлении сэкономить зачастую переходят границы разумного и ждут от проектировщика какого-то волшебного решения, которое будет одновременно дешевым, надежным и быстрым в изготовлении. Но следствием такой политики бывают только долгие и безуспешные поиски недостижимого идеала.

«ИКС»: Интересуют ли сейчас государственного заказчика энергоэффективные решения для дата-центров?

А.А.: Энергоэффективные решения его, конечно, интересуют, но в рамках имеющихся ограничений по качеству и надежности решения. Даже если электроэнергия на данном объекте в дефиците, проектировщику необходимо будет обосновать использование энергоэффективного решения. Снижать надежность за счет повышения энергоэффективности ответственные заказчики не готовы, потому что они хранят в дата-центре не чужие данные, а свои, и от этих данных зависит функционирование всего производства, выпуск продукции и прибыль предприятия. Поэтому на промышленных предприятиях можно найти даже дата-центры (пусть и небольшие по размерам), надежность которых соответствует Tier IV, -- просто там хранятся очень важные данные. В такой ситуации энергоэффективность отходит на второй план. Но обычно на действующем предприятии, если оно было построено лет 40–50 назад, проблем с электричеством или водой не бывает, эти ресурсы в достаточном количестве были подведены туда еще во время строительства.

«ИКС»: Какие произошли изменения в работе проектировщиков с введением санкций и усилением внимания к импортозамещению?

А.А.: Изменения произошли довольно существенные. Если раньше государственная экспертиза и надзорные органы обращали внимание на использование отечественной продукции лишь в небольшом сегменте оборудования, то теперь это касается абсолютно всех систем, деталей и комплектующих вплоть до последнего болта и гайки. Проектировщик теперь должен обосновывать использование любых импортных изделий. Обосновать применение импортных серверов в ЦОДе довольно легко, а вот импортного оборудования для инженерной инфраструктуры – гораздо проблематичнее. Нельзя сказать, что это сильно усложнило проектирование, но следствием новых правил стало то, некоторые иностранные компании, в свое время купившие или построившие заводы на территории России, поспешили сообщить нам о том, какая их продукция официально считается отечественной и, соответственно, может использоваться при проектировании объектов, создаваемых с привлечением финансирования из федерального бюджета.

«ИКС»: Какие проблемы в практике регулирования проектирования дата-центров тормозят технологическое развитие этих объектов?

А.А.: Основной проблемой я считаю отсутствие в текущих нормативных документах привязки к требованиям Uptime Institute, касающихся надежности дата-центров. Эти требования широко используются фактически всеми участниками рынка ЦОДостроения, но нормативно никак не закреплены. В материалах Uptime Institute содержится много ценной информации, наработанной многолетним опытом строительства и эксплуатации тысяч площадок по всему миру, и локализация этих норм в российской нормативно-технической базе была бы полезна для повышения качества проектирования и строительства.

Конечно, любой государственный заказчик теоретически может в техническом задании и в задании на проектирование сослаться на эти нормы, но поступать так он не обязан, а в условиях нынешней ситуации с импортозамещением это даже потребует от него определенного мужества. Понятно, что о сертификации дата-центров государственных организаций речь не идет, но техническая составляющая норм Uptime Institute несет в себе большой положительный потенциал, который надо бы использовать. Это необходимо и в свете реализации недавно принятого федерального закона о хранении персональных данных на территории страны: храниться данные должны все-таки не в ИТ-сараях, а в полноценных ЦОДах, следовательно, должны быть утверждены официальные требования к надежности дата-центров. И вполне логично было бы не изобретать велосипед, а сформулировать такие требования путем адаптации к российской специфике проверенных временем норм Uptime Institute. Вопрос этот давно назрел.

Беседовала Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: