Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03-04 2015
Александра КРЫЛОВА  21 апреля 2015

Свежая кровь для рынка

Укрупненный и монополизированный телеком-рынок и рынок ИТ, заметно замедливший темпы роста, сегодня остро нуждаются в притоке свежих идей. 

Это чувствуют как те игроки, которые всегда для проверки гипотез перспективности той или иной технологии выделяли бюджет на создание стартапов и развивали их как самостоятельные компании, так и те, кто, как кенгуру, привык растить новые проекты внутри собственных R&D-подразделений.

Качественные проекты, стартапы с перспективной бизнес-идеей и правильной командой для ее воплощения, объединяющей разработчиков, технологов, маркетологов, специалистов по продажам, сегодня объект поиска для институтов развития, частных инвесторов и крупных компаний – инвесторов стратегических. Хоть идеи технологического предпринимательства постепенно проникают в умы россиян (только Фонд развития интернет-инициатив ежеквартально получает в среднем 500 заявок на участие в своем акселераторе), команд с достойными воплощения бизнес-идеями среди них не так уж и много – меньше, чем слотов под инвестиции.

Так что у стартапов сейчас есть выбор: привлекать инвестиции в обмен на долю в компании, добиваться гранта от госфондов, поддерживающих научно-техническое предпринимательство, или использовать собственные средства.

Сегодня, спустя девять лет с момента учреждения Российской венчурной компании, пять лет – с принятия решения о создании инновационного центра «Сколково» и полтора года с запуска ФРИИ, можно с уверенностью сказать, что венчурный рынок, со всеми группами участников и необходимой инфраструктурой, сложился.

Только в марте 2015 г. произошло несколько событий, сгущающих ситуацию на рынке стартапов. РВК объявила о создании Ассоциации директоров инвестиционных фондов. В ее задачи, в частности, входит формирование единой позиции отрасли и выработка экспертных рекомендаций по вопросам регулирования рынка, а также обмен информацией об игроках венчурной отрасли, инвесторах, конфликтных ситуациях и проблемных активах. Фонд «Сколково» запустил Всероссийский стартап-тур по 12 городам России и СНГ, а ФРИИ представил Президенту РФ В.В. Путину 12 стартапов из 150 компаний своего портфеля.

Таким образом, в стране оформились силы, каждая из которых, будь то венчурный инвестор, вложивший деньги в технологические проекты, или начинающий предприниматель, сумевший получить инвестиции на превращение своего замысла в бизнес, или крупный оператор связи, ищущий у стартапов идеи модных сервисов, заинтересована в инновационном развитии экономики.

Хотя надо признать, что встречаются среди стартапов команды, которые занимаются не созданием продукта и развитием бизнеса, а практически профессио­нальными презентациями своих идей разным инвесторам, участием в конкурсах и общением. И если инвестор ничего не слышал о них ранее, он попадается на эту удочку.

В 2014 г. объем венчурного рынка в России (без учета сделок стоимостью более $100 млн) по сравнению с 2013 г. снизился на 26%, с $653,1 млн до $409,8 млн – такие цифры приводятся в обзоре PwC и РВК «MoneyTree: Навигатор венчурного рынка». Однако увеличение на 43% количества сделок по выходу свидетельствует о наличии резервов для возобновления роста венчурных инвестиций. А значит, у качественных проектов, которых, как признают эксперты, в России не так уж и много, по-прежнему будет выбор из нескольких источников финансирования.

Лучший инвестор – первый клиент

Впрочем, далеко не все начинающие предприниматели обращаются за инвестициями в венчурные фонды. Есть среди них те, кто предпочитает запускать проект на собственные средства. И в таком подходе есть определенная логика: он мотивирует развивать бизнес.

«Когда ко мне обращаются стартаперы, – рассказывает Рустэм Хайретдинов  (Appercut Security), – я их спрашиваю: “Вот вы собираетесь проект делать, а что своего вы в него вложили? Заложили квартиру в банке? Или машину?”. Они отвечают: “Нет”. “Значит, вы не верите в свой проект настолько, что готовы заложить квартиру? Тогда почему я должен вкладываться в него? Вы хотите рискнуть на мои деньги?”».

По пути вложения собственных финансовых и интеллектуальных ресурсов в создание компании и разработку российских программных продуктов – систем управления основными данными (Master Data Management) – идет компания AKB1. За первый год своего существования она смогла не только разработать пул основных программных продуктов и услуг, но и обкатать их в ходе нескольких пилотных проектов у заказчиков, в числе которых известная розничная сеть Санкт-Петербурга. По словам Евгения Свалова (AKB1), инвестиционные переговоры время от времени возникают, но пока компания предпочитает развиваться на собственные средства. «Есть опасения, что потенциальный инвестор захочет оказывать влияние на наш бизнес, на то, как мы решаем стратегические и тактические вопросы», – объясняет он свою позицию и добавляет, что в случае нехватки собственных средств будет подходить к выбору инвестора предельно внимательно.

Начинающим технологическим предпринимателям, разрабатывающим продукт для B2B-сегмента, Р. Хайретдинов предлагает найти первого клиента. Тот и задачу поставит, и дождется, когда решение будет готово, и оттестирует его на своей площадке, и проверит под нагрузкой, оплатит работу, да еще и референсом выступит.

Г о л о с о в а н и е 

Что такое стартап для телекома и ИТ?

«Свежая кровь» для рынка                 43%

Способ проверки гипотез развития   17%

Бизнес-лаборатория рынка                 12%

Попытка отмывания денег                     9%

Бесполезный институт                             7%

Освоение новых полей рынка               4%

Источник: iksmedia.ru

В2B требуются стратаперы с рынка

Однако для того чтобы хотя бы одного корпоративного клиента своей разработкой заинтересовать, B2B-стартапер должен досконально знать область, в которой будет развивать свой проект, иными словами, быть человеком с рынка. Перед тем как начинать свой бизнес, лучше поработать вендорским продавцом, научиться стратегически смотреть на вещи, а заодно приобрести полезные контакты, среди которых и искать впоследствии первого заказчика, готового рискнуть. Если предложенная ему разработка полностью решит острую проблему и окажется уникальной, он решится пойти на риск, считает Р. Хайретдинов. «Если на рынке можно найти готовый аналог, твой сырой продукт никто не купит», – утверждает он. При этом надо понимать, что в обмен на готовность ждать заказчик рассчитывает на невысокую цену продукта. Он должен быть примерно в пять раз дешевле, чем другие продукты, решающие его проблему.

Прийти к созданию требуемого уникального программного продукта можно тремя путями. Первый – обосноваться в определенной нише, к примеру, в экосистеме одного из крупных производителей платформ, которые сегодня заинтересованы в поддержке разработчиков приложений. Второй – заняться адаптацией программных продуктов open source под российские условия и третий – сделать ставку на заказную разработку, постепенно переходящую в тираж.

Как правильно использовать инновационную инфраструктуру

И все же мотивированный стартап с амбициями быстрого роста не должен полностью отказываться от обращения к институтам развития. Компания CDNvideo, к примеру, использовала их поддержку по максимуму. Сначала получила субсидию правительства Москвы на покупку серверов, три года размещалась в технопарке «Строгино», затем – с третьей попытки – получила статус резидента «Сколково».

«Благодаря налоговым льготам, которые нам предоставили в ИТ-кластере, – 0% НДС, 0% налога на прибыль, сниженные выплаты в социальные фонды, – признает Ярослав Городецкий  (CDNvideo), – мы смогли увеличить число наших программистов, повысить качество существующих продуктов и разработать новые».

Вместе с тем процедура получения субсидии для начинающих предпринимателей в столице излишне забюрократизирована. «В 2014 г. был принят Закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ", – поясняет юрист Дмитрий Галушко («ОрдерКом»), – направленный на поддержку малого предпринимательства и разрешающий налогоплательщикам применять налоговые ставки в размере 0% в течение двух налоговых периодов. Однако для того, чтобы воспользоваться этими льготами, необходимо пройти конкурсный отбор на заседании Отраслевой комиссии Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. А это не так просто, поскольку количество компаний, которым выделяются субсидии, ограничено».

Так что для попадания в число «победителей», считает Д. Галушко, мало просто внимательно читать информацию на сайте института развития и грамотно оформлять документацию, нужно достичь вершин ораторского искусства, обосновывая необходимость получения льгот для твоего бизнеса.

В случае же обращения в институты развития бюрократических проволочек практически нет. Аккуратного заполнения заявок и предоставления всех требующихся документов достаточно для того, чтобы получить экспертно-методическую и инвестиционную поддержку от ФРИИ, воспользоваться инфраструктурой инновационного центра «Сколково» и/или стать участником программы по выводу российских стартапов на зарубежные рынки от РВК. Не конкурируя между собой, эти институты развития работают над укреплением связей с «большими» игроками рынков ИТ- и телекома, чтобы лучше понимать, какие инновационные разработки начинающих предпринимателей – продукты и технологии – им предлагать.

Так, ФРИИ осенью 2014 г. помог разработчику мобильного приложения Dr.Tariff стать партнером ГК «Связной», а в начале зимы заключил стратегическое соглашение с компанией Yota о подборе стартапов для нее. «Для нас это оптимальный способ получить готовый продукт без необходимости тратить ресурсы и время собственных сотрудников на поиск новых идей и их реализацию», – отмечает Анатолий Сморгонский  (Yota).

У инновационного центра «Сколково» есть договоренность с рядом крупных системных интеграторов о создании на его площадке их R&D-центров, которые в том числе будут интегрировать технологии компаний-резидентов в свои решения. В качестве примера Игорь Богачев  (фонд «Сколково») привел компанию «Техносерв», выделившую у себя отдельное исследовательское направление – «Технософт». На первых порах 150 его сотрудников переедут в «Сколково», где будут заниматься разработкой программных продуктов в области биометрии, технологий распознавания (голоса, лиц на видео и т.д.), а в перспективе «Техносерв» планирует вырастить исследовательское направление в отдельную компанию.

Такой подход свидетельствует о том, что крупные системные интеграторы, до сих пор развивавшие R&D в своей структуре, начинают смотреть на институты развития, которые работают со стартапами, как на площадки, где рождаются новые идеи для бизнеса. А значит, постепенно начнут искать эти идеи в разработках внешних инновационных команд.

Где стартаперу окопаться?

С точки зрения инвестиций отрасль ИКТ – один из самых прозрачных сегментов отечественного венчурного рынка. По сравнению с биомедициной, где нужно провести серии испытаний, на развитие стартапов в области информационных и коммуникационных технологий требуется меньше времени. А поскольку активы у компаний, работающих в сфере ИТ, в основном интеллектуальные – люди и патенты на разработки, – средств для их развития необходимо меньше, чем, скажем, в машиностроении. Неудивительно, что ИКТ-отрасль имеет самую заметную долю в структуре сделок российского венчурного рынка и по количеству, и по сумме. По данным уже упоминавшегося исследования «Money Tree…», в 2014 г. эти доли составили 89,3% и 91,6% соответственно.

Несмотря на некоторое замедление темпов роста количества сделок в этой сфере, ее потенциал для начинающих предпринимателей далеко не исчерпан. Широкий простор открывают перед стартаперами технологии Big Data и робототехника, считает Сергей Торопов  (LETA Capital), а по мнению Я. Городецкого, в телевидении немало тем, легких в реализации с технологической точки зрения, которые пока никто не развивает.

М2М и интернет вещей, технологии распознавания, видеоаналитика, мобильные приложения для корпоративного использования, защита бизнес-приложений – таков далеко не полный перечень областей, каждая из которых, в свою очередь, распадается на множество подсегментов и ниш. Они ждут появления небольших и мобильных инновационных команд с идеями, гарантирующими устойчивый доход, для которых главный ориентир не освоение очередных раундов инвестиций, а неуклонный рост бизнеса.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!