Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03-04 2015
Дарья ШУБИНА  15 апреля 2015

Как «прокачать» стартап

У Фонда развития интернет-инициатив, созданного для поддержки стартаперов на самых ранних стадиях, амбициозные планы – профинансировать 400 проектов за три года.

Дарья ШУБИНА, руководитель региональных проектов, ФРИИ

Работая со стартапами, мы руководствуемся определением, которое дал отец Кремниевой долины Стив Бланк. Согласно ему, стартап – это временная организация, созданная для поиска масштабируемой бизнес-модели в условиях неопределенности с целью быстрого роста. В ходе такого поиска командой, которая только складывается, проверяются несколько гипотез: во-первых, что проблема, для решения которой задумываются продукт или услуга, действительно существует, во-вторых, что этот продукт или услуга проблему решают, и в-третьих, что это решение позволяет команде выйти в плюс, т.е. зарабатывать.

До тех пор, пока у команды не сложится пазл из трех элементов: идентифицированной проблемы, ее решения и стабильного источника прибыли, она остается стартапом. Как только это происходит, она становится компанией. В среднем процесс такого превращения занимает от полутора до трех лет, а для его ускорения во ФРИИ действуют преакселератор и акселератор.

Преакселератор – это первая помощь потенциальным стартаперам, даже на стадии, когда кроме бизнес-идеи ничего нет. Они могут пользоваться начальными консультациями, видео, мануалами, помогающими разобраться, овладеть терминологией.

В собственно акселераторе есть все, чтобы формирующуюся команду «прокачать» – помочь выйти на новый уровень развития и как можно быстрее превратиться в зарабатывающую компанию. Каждой команде, которую наши эксперты отбирают в акселератор, показывают ее узкие места, помогают их осознать и проработать.

Отбор проектов в акселератор проводится раз в квартал: из 400–600, а то и 700 заявок со всей России наши инвестиционные аналитики выбирают 30–40, из которых 40–50% региональные. В эти команды фонд делает предпосевные инвестиции – 800 тыс. руб. в виде собственно инвестиций и еще 600 тыс. руб. для оплаты акселерационных услуг. Как правило, до выпускного демодня доходит около 20 команд (какие-то команды распадаются, кто-то выясняет, что у задуманного ими продукта нет рыночных перспектив). На финальном мероприятии мы объявляем, что в некое количество стартапов – от одного до пяти – мы планируем сделать seed-инвестиции. Сегодня в нашем портфеле около 150 проектов.

Как венчурный фонд мы должны зарабатывать, т.е. возвращать сделанные инвестиции, а обеспечить это мы можем на выходах либо на посевной стадии, либо на стадии раунда А, например, путем продажи своей доли в стартапе стратегическому инвестору. С декабря 2014 г. одним из таких наших партнеров является компания Yota, заинтересованная в притоке новых идей в области мобильных технологий, «больших данных» и т.п.

Постоянный поиск людей, которые внутренне готовы делать свой бизнес, мы ведем в регионах. Там, в отличие от Москвы, у начинающих предпринимателей нет возможности выбирать инвесторов из числа разных венчурных фондов. А потому они, во-первых, реально смотрят на вещи, а во-вторых, в гораздо большей степени мотивированы на получение специальных знаний и навыков.

В ходе мероприятий, которые одновременно могут проводиться в разных городах, мы делимся накопленными методиками с людьми, которые на локальном уровне занимаются поддержкой стартапов. В некоторых регионах у нас есть партнер – местный фонд, бизнес-инкубатор или технопарк. В городах с хорошо развитым ИТ-сектором и большим числом соответствующих специалистов – в Воронеже, Новосибирске, Краснодаре, Томске – мы находим представителя, в задачи которого входит «прокачивать» местную стартап-среду: организовывать мероприятия, знакомить людей и т.д. От нас такие сотрудники получают разнообразные методики, узнают о наиболее успешных форматах взаимодействия со стартап-аудиторией, мы же помогаем им их реализовывать.

Как показывает опыт такой работы, через полгода-год количество проектов в городе увеличивается. Это важно, поскольку хороших сильных команд, которые понимают, как заработать хотя бы в одном канале, и в которые мы могли бы сделать посевные инвестиции (от 15 млн руб.), намного меньше, чем слотов под инвестиции.

В этом смысле хорошо, что у ФРИИ есть деньги и четкое понимание, как надо вскапывать и удобрять поляну – растить интернет-предпринимателей из людей, которые только думают о возможности создать свой бизнес, стимулировать их активность, помогать проектам появляться на свет и расти.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!