Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03-04 2015
Аркадий САНДЛЕР  21 апреля 2015

Несостоявшийся стартапер – находка для рынка

От каких ошибок лучше подстраховаться начинающему предпринимателю? У Аркадия САНДЛЕРА, CEO компании «Наносемантика», на этот вопрос два ответа – циничный и политкорректный.

Аркадий САНДЛЕР, CEO компании «Наносемантика»

Как человек, сделавший свой первый бизнес – студию веб-дизайна – в бытность студентом четвертого курса, могу цинично посоветовать молодому стартаперу, уверенному, как и я в те годы, что он знает больше других, самому пройти через все ямы и колдобины, встречающиеся на этом пути.

Команду помощников я начал формировать, когда у меня уже был первый клиент. Я с ним договаривался и при этом сам программировал, а потом вдруг понял, что клиентов надо искать, с ними надо работать. Пришлось быстро «переквалифицироваться в управдомы», т.е. больше общаться с клиентами и управлять командой. На свое место я нанял программиста и тихо ему завидовал, потому что мне тогда еще нравилось программировать. Было трудно, я совершил все возможные ошибки и набил все шишки. Однако приобретенный в то время опыт помогает мне до сих пор – в «Наносемантике».

Если стартаперы без опыта деловых отношений, управления проектами, командной и самостоятельной работы возьмутся воплощать свои идеи и совершат свои ошибки, они вернутся на ИТ-рынок уже «прокачанными» специалистами. А таковых сегодня ужасно не хватает. Я лично готов принимать на работу таких людей. Конечно, не по умолчанию: «Несостоявшийся стартапер? Заходи!»,– а только тех, кто сумел сделать выводы.

Есть более политкорректная рекомендация: думать о клиенте. По большому счету, называть двух студентов компанией можно с того момента, когда у них появился первый клиент и они начали приносить ему непоправимую пользу, предлагая какой-либо продукт. Или хотя бы договорились с клиентом, что после того, как продукт будет готов, он его купит. Если клиента нет – значит, нет либо продукта, либо навыка его продавать. Второе лечится, первое – более серьезная проблема. Нет клиента – нет бизнеса.

В мире существуют миллионы продуктов, в производство которых были вложены деньги, но которые никто не купил. Чтобы эта участь не постигла вашу разработку, нужно как можно раньше задать себе вопросы: кому это надо? кто наш клиент? почему он должен захотеть за это заплатить?

К моменту моего прихода в «Наносемантику», компанию – разработчика технологий искусственного интеллекта, ее продукт присутствовал на рынке уже около шести лет. Первым делом я стал формулировать недостающие свойства продукта и преимущества его использования для клиента, затем – выстраивать систему продаж.

Поиск и обретение клиента – обязательная часть реализации идеи любого проекта. Еще для этого нужны технология и команда. Команда – это головная боль любого российского предпринимателя, особенно когда речь идет о новом бизнесе, об идее, которую нужно попробовать. Для того чтобы люди были готовы рискнуть, эту идею приходится им продавать. А рынок у нас перегретый, квалифицированные специалисты капризничают. Их нужно постоянно перекупать, повышать зарплату.

В технологическом мире стадия стартапа может продолжаться довольно долго – до выхода на IPO. Тут главное – дух предпринимательства, который должен быть у каждого члена команды. Стартап – это партизанский отряд. От него требуются быстрота реакции на изменения, желание постоянно делать что-то новое и искать это новое в уже существующих продуктах. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: